Раздел iii. теория обучения (дидактика)
Содержание
РАЗДЕЛ I. ОБЩИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИКИ
Глава 1. Предметно-проблемное поле современной педагогики............................. 3
1. Становление научной педагогики.................................................................... 3
2. Объект, предмет и функции педагогики......................................................... 10
3. Система педагогических наук.......................................................................... 12
4. Связь педагогики с другими науками............................................................ 13
Вопросы для самоконтроля............................................................................ 16
Основная литература....................................................................................... 17
Дополнительная литература......................................................................... 17
Глава 2. Личность как объект и субъект воспитания............................................. 17
1. Биологическое и социальное в развитии человека и формировании
его личности.............................................................................................................. 17
2. Движущие силы и основные закономерности развития личности........ 20
3. Факторы, влияющие на формирование личности...................................... 21
Вопросы для самоконтроля........................................................................... 27
Основная литература....................................................................................... 27
Дополнительная литература......................................................................... 27
Глава 3. Образование как общественное явление и педагогический процесс..... 28
1.Сущность образования как педагогической категории........................... 28
2. Генезис образования как социального явления.......................................... 33
3. Образование как процесс и результат педагогической деятельности. 39
4. Российские и международные документы по образованию................... 43
Вопросы для самоконтроля........................................................................... 48
Основная литература....................................................................................... 48
Дополнительная литература......................................................................... 49
Глава 4. Методология педагогики и методы педагогических исследований...... 49
1. Понятие методологии педагогики................................................................... 49
2. Методологические принципы педагогического исследования.............. 53
3. Методы педагогического исследования....................................................... 54
4. Структура педагогического исследования.................................................. 60
Вопросы для самоконтроля........................................................................... 63
Основная литература....................................................................................... 63
Дополнительная литература......................................................................... 64
РАЗДЕЛ II. ТЕОРИЯ ВОСПИТАНИЯ
Глава 5. Сущность воспитания.................................................................................. 65
1. Воспитание как предмет теории...................................................................... 65
2. Общие концепции воспитания.......................................................................... 70
3. Концепция воспитания в современной России............................................ 78
Вопросы для самоконтроля............................................................................ 82
Основная литература....................................................................................... 82
Дополнительная литература.......................................................................... 82
Глава 6. Воспитание как педагогический процесс................................................. 82
1.Сущность процесса воспитания...................................................................... 83
2. Закономерности процесса воспитания.......................................................... 89
3. Принципы воспитания........................................................................................ 93
Вопросы для самоконтроля......................................................................... 102
Основная литература..................................................................................... 102
Дополнительная литература....................................................................... 102
Глава 7. Формирование личности в процессе воспитания................................... 102
1. Проблемы содержания воспитания.............................................................. 103
2. Нравственное воспитание и мировоззрение школьников...................... 107
3. Гражданское воспитание молодежи............................................................ 111
4. Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение учащихся 114
5. Эстетическое воспитание школьников........................................................ 117
6. Физическое воспитание молодежи............................................................... 121
Вопросы для самоконтроля......................................................................... 126
Основная литература..................................................................................... 127
Дополнительная литература....................................................................... 127
Глава 8. Методы, средства и формы воспитания в современной
педагогике................................................................................................................. 127
1. Понятие о методах воспитания..................................................................... 127
2. Классификация методов воспитания........................................................... 130
3. Характеристика методов воспитания.......................................................... 132
4. Средства воспитания....................................................................................... 140
5. Формы воспитания............................................................................................ 144
Вопросы для самоконтроля......................................................................... 152
Основная литература..................................................................................... 152
Дополнительная литература....................................................................... 152
Глава 9. Коллектив как средство воспитания........................................................ 152
1.Постановка проблемы: всегда ли приоритет коллектива?................... 153
2. Становление теории коллектива.................................................................. 155
3. Сущность, характеристика коллектива...................................................... 158
4. Развитие детского коллектива....................................................................... 162
5. Методика работы с коллективом................................................................. 165
Вопросы для самоконтроля......................................................................... 167
Основная литература..................................................................................... 168
Дополнительная литература....................................................................... 168
Глава 10. Воспитательные технологии и системы................................................. 168
1. Методика, технология, мастерство.............................................................. 168
2. Технология работы классного руководителя............................................ 173
3. Воспитательная система школы .................................................................. 189
Вопросы для самоконтроля........................................................ ................ 194
Основная литература..................................................................................... 194
Дополнительная литература.......................................... ;............................ 194
Глава 11. Педагогика социальной среды............................................................... 195
1. Подростковая среда и субкультура............................................................. 195
2. Межнациональное общение как проблема в молодежной среде........ 201
3. Детские общественные объединения........................................................... 205
4. Учреждения дополнительного образования для молодежи.................. 211
Вопросы для самоконтроля......................................................................... 214
Основная литература..................................................................................... 214
Дополнительная литература....................................................................... 214
Глава 12. Семейное воспитание.............................................................................. 214
1. Влияние атмосферы семейной жизни на процесс и результат воспитания личности 215
2. Характеристика семейной политики и демографии в России............... 219
3. Взаимоотношения семьи и школы в воспитательном процессе........... 222
4. Семейное воспитание и семейное право..................................................... 228
Вопросы для самоконтроля......................................................................... 231
Основная литература..................................................................................... 231
Дополнительная литература....................................................................... 231
РАЗДЕЛ III. ТЕОРИЯ ОБУЧЕНИЯ (ДИДАКТИКА)
Глава 13. Сущность процесса обучения................................................................. 232
1. Общее понятие о дидактике............................................................................ 232
2. Основные дидактические категории............................................................ 234
3. Гносеологические основы процесса обучения......................................... 236
4. Движущие силы и закономерности процесса обучения......................... 238
5. Функции и структура процесса обучения.................................................. 240
Вопросы для самоконтроля......................................................................... 246
Основная литература..................................................................................... 246
Дополнительная литература....................................................................... 246
Глава 14. Законы, закономерности и принципы обучения................................. 246
1.Понятие закона, закономерности и принципы обучения....................... 246
2. Обзор основных законов и закономерностей обучения......................... 248
3. Принципы и правила обучения..................................................................... 251
Принцип научности........................................................................................ 252
Принцип доступности.................................................................................... 253
Принцип сознательности и активности.................................................... 254
Принцип наглядности.................................................................................... 254
Принцип систематичности и последовательности................................ 256
Принцип прочности........................................................................................ 256
Принцип воспитывающего обучения........................................................ 257
Принцип связи теории с практикой............................................................ 258
Принцип соответствия обучения возрастным и индивидуальным
особенностям обучаемых............................................................................. 258
Вопросы для самоконтроля........................................................ :............... 261
Основная литература..................................................................................... 261
Дополнительная литература....................................................................... 261
Глава 15. Содержание образования......................................................................... 261
1. Понятие и сущность содержания образования......................................... 262
2. Основные теории формирования содержания образования................. 263
3. Принципы и критерии отбора содержания общего образования........ 265
4. Государственный образовательный стандарт......................................... 266
5. Нормативные документы, регламентирующие содержание образования 268
Вопросы для самоконтроля......................................................................... 274
Основная литература..................................................................................... 274
Дополнительная литература....................................................................... 274
Глава 16. Методы и средства обучения................................................................... 274
1. Понятие и сущность метода, приема и правила обучения.................... 275
2. Эволюция методов обучения......................................................................... 276
3. Классификация методов обучения............................................................... 278
4. Средства обучения ........................................................................................... 288
5. Выбор методов и средств обучения............................................................. 290
Вопросы для самоконтроля......................................................................... 290
Основная литература..................................................................................... 290
Дополнительная литература....................................................................... 290
Глава 17. Формы организации учебного процесса............................................... 291
1.Понятие форм обучения и форм организации
обучения................................................................................................................... 291
2. Генезис форм обучения.................................................................................... 292
3. Формы организации учебного процесса.................................................... 298
4. Виды обучения................................................................................................... 309
Вопросы для самоконтроля......................................................................... 310
Основная литература..................................................................................... 310
Дополнительная литература....................................................................... 310
Глава 18. Диагностика и контроль в обучении...................................................... 310
1.Диагностика качества обучения................................................................... 311
2. Виды, формы и методы контроля.................................................................. 311
3. Оценка и учет результатов учебной деятельности.................................. 314
4. Ошибки оценивания.......................................................................................... 316
Вопросы для самоконтроля......................................................................... 317
Основная литература.................................................................................... 317
Дополнительная литература....................................................................... 317
Глава 19. Современные технологии обучения....................................................... 317
1. Понятие «педагогическая технология обучения».................................... 318
2. Обзор педагогических технологий обучения............................................ 320
Традиционная (репродуктивная) технология обучения...................... 321
Технология развивающего обучения........................................................ 321
Технология поэтапного формирования умственных
действий............................................................................................................. 322
Технология коллективного взаимодействия............................................ 324
Технология полного усвоения..................................................................... 325
Технология разноуровневого обучения................................................... 327
Технология адаптивного обучения............................................................ 328
Технология программированного обучения........................................... 330
Технология компьютерного обучения...................................................... 332
Технология проблемного обучения........................................................... 332
Технология модульного обучения............................................................. 334
Технология концентрированного обучения............................................ 335
Технология проектного обучения.............................................................. 336
Технология гарантированного обучения................................................ 337
Технология дистанционного обучения..................................................... 338
Авторские технологии обучения................................................................ 339
Вопросы для самоконтроля......................................................................... 339
Основная литература..................................................................................... 340
Дополнительная литература....................................................................... 340