С отклонениями в развитии

Вопросы и задания

1. Основные задачи обучения конструктивной деятельности детей с отклонениями в развитии.

2. Особенности организации обучения конструированию в ДОУ компенсирующего вида.

3. Проанализируйте содержание раздела «Конструирование» одной из программ дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида. Заполните таблицу.

Год обучения Основные задачи Основные направления работы Методы и приемы обучения Примерные темы занятий
I        
II        
III        
IV        

На основе анализа раздела подготовьте развернутые ответы на вопросы:

А). В чем заключается коррекционно-развивающая направленность раздела «Конструирование»в работе с данной категорией детей?

Б). Как изменяются задачи по формированию конструктивной деятельности разных этапах обучения?

В). Как изменяются формы организации обучения, требования к руководству со стороны педагога на разных этапах работы с детьми?

Г). Насколько отражены в содержании данного раздела задачи и требования, связанные с сенсорным воспитанием, развитием речи детей? В чем заключается их изменение на разных этапах обучения?

Д). Какова взаимосвязь содержания раздела «Конструирование»с другими разделами программы?

Список литературы

1. Гаврилушкина О.П. Обучение конструированию в дошкольных учреждениях для умственно отсталых детей. - М., 1991. – С. 9-17.

2. Дошкольное воспитание аномальных детей / под ред. Л.П.Носковой. - М., 1993. – С. 114-117; 165-167.

3. Парамонова Л.А. Детское творческое конструирование. - М., 1999. – С. 21-29.

4.Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта: Коррекционно-развивающее обучение и воспитание // Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. - М., 2003. – С. 184-195.

5.Программы воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью // Баряева Л.Б., Гаврилушкина О.П., Зарин А.П., Соколова Н.Д. - СПб., 2001. – С. 55-56; 67-70; 176-182; 270-276.

Занятие 3

Организация, содержание и методика обучения конструированию

На начальном этапе (первый год обучения)

Вопросы и задания

1. Подготовительный период в обучении конструированию, его роль в формировании предпосылок конструктивной деятельности у детей с отклонениями в развитии.

2. Своеобразие планирования, тематики и организации занятий по обучению конструированию детей младшего дошкольного возраста.

3. Основные методы и приемы обучения конструированию на начальном этапе.

4. Развитие пространственных ориентировок и обогащение сенсорного опыта детей как основа формирования конструктивной деятельности у младших дошкольников.

5. Разработайте конспект занятия по обучению конструированию одной из категории детей с нарушениями развития на начальном этапе обучения.

Список литературы

1. Гаврилушкина О.П.Обучение конструированию в дошкольных учреждениях для умственно отсталых детей. - М., 1991. – С. 18-45.

2. Дошкольное воспитание аномальных детей / под ред. Л.П.Носковой. - М., 1993. – С. 167-174.

3.Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры в обучении умственно отсталых дошкольников. - М., 1991. – С. 46-55; 61-66.

4.Куцакова Л.В. Занятия с дошкольниками по конструированию и ручному труду. - М., 1999. – С. 15-21; 96-105; 123-126.

5.Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию / под ред. Т.С.Комаровой. – М., 1991. – С. 200-204.

6.Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта: Коррекционно-развивающее обучение и воспитание // Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. - М., 2003. – С. 185-187.

7.Ремезова Л.А. Учимся конструировать. Пособие для занятий с дошкольниками в ДОУ общего и компенсирующего вида. – М., 2005. – С. 5-33.

Занятие 4

Содержание, методы и приемы обучения конструированию

Детей среднего дошкольного возраста (второй год обучения)

Вопросы и задания

1. Задачи, тематика, особенности планирования и организации занятий по обучению конструированию детей среднего дошкольного возраста.

2. Организация работы по сенсорному воспитанию детей на втором году обучения.

3. Основные методы и приемы обучения конструированию детей среднего дошкольного возраста. Работа со сборно-разборными игрушками.

4. Использование объемных и графических образцов в процессе формирования конструктивных навыков у детей среднего дошкольного возраста.

5. Разработайте конспект занятия по обучению конструированию одной из категории детей с нарушениями развития на втором году обучения.

Список литературы

1. Гаврилушкина О.П.Обучение конструированию в дошкольных учреждениях для умственно отсталых детей. - М., 1991. – С. 46-69.

2. Дошкольное воспитание аномальных детей / под ред. Л.П.Носковой. - М., 1993. – С. 172-175.

3.Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры в обучении умственно отсталых дошкольников. - М., 1991. – С. 54-60; 72-81; 100-106.

4.Куцакова Л.В. Занятия с дошкольниками по конструированию и ручному труду. - М., 1999. – С. 24-36; 96-105; 127-129.

5.Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию / под ред. Т.С.Комаровой. – М., 1991. – С. 204-210.

6.Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта: Коррекционно-развивающее обучение и воспитание // Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. - М., 2003. – С. 187-189.

7.Ремезова Л.А. Учимся конструировать. Пособие для занятий с дошкольниками в ДОУ общего и компенсирующего вида. – М., 2005. – С. 33-5

Занятие 5

Содержание, методы и приемы обучения конструированию

Наши рекомендации