Понимание природы и возможностей человека в его отношениях к самому себе, миру и обществу
Понимание сущности знания и механизмов его связи с мировоззрением человека.
Гуманизация образования – один из основных факторов гуманизации общества в целом, так как через систему образования – этот фундаментальный знаниевый процесс – идет процесс социализации человека. Это тот главный исток, из которого становящаяся личность черпает традиционные и инновационные ценности культуры, на основе которых складывается ее мировоззрение. Именно через образование человек в основном усваивает нормы, правила и ценности общества, в котором живет, в том числе и гуманистические ценности. Вместе с тем знания – необходимый информационный ресурс для самопознания и конституирования личностью самой себя, т.е. знание – одна из предпосылок рождения личности.
Гуманистическая педагогика не предполагает никаких возрастных ограничений для процесса формирования ценностных приоритетов личности. Развитие интеллекта, выработка мировоззрения отнюдь не ограничиваются периодом детства. В широком смысле непрерывное образование – предпосылка достойного ответа на вызовы стремительно изменяющейся жизни. Педагоги призваны помочь людям осознать, что их мировоззрение способно и, скорее всего, должно меняться и развиваться.
Отсюда вытекает следующая стратегема – понимание назначения человека или его призвания.
Гуманистическая педагогика полагает, что в центре современной системы ценностных координат должен находиться человек свободный, ответственный, разумно, творчески и нравственно относящийся к своей жизни, к труду, к культуре и ее ценностям. Это человек, умеющий делать разумный выбор в ситуациях нравственных, правовых, гражданских, политических, экологических, межличностных или просто бытовых коллизий.
Суммируя все сказанное, мы можем теперь сказать, что гуманистическая педагогика
– это субъект-субъектная педагогика, т.е. педагогика уважительных равноправных отношений между личностью и личностью во имя становления человечного человека;
– это педагогика не водительства, а сопровождения, такая, когда воспитатель лишь поддерживает человека на его пути от общества к самому себе, а от самого себя к обществу. Пути, осуществляемому в свободных актах воспитуемого: актах рефлексии (самопознания), самоиндентификации (опознания, узнавания и тем самым первичного прояснения человеком самого себя), принятия самого себя, самоопределения, самоактуализации, самореализации и самотрансцендирования, означающего как можно более полную самоотдачу личности справедливым нуждам социума, высшую степень психологической, моральной и гражданско-правовой ее социализации;
– это инструментальная педагогика, т.е. педагогика, обучающая человека «технологиям», методам и способам его свободного становления, совершенствования;
– это педагогика человечности, поскольку она исключает насилие над природой человека, опирается на его собственные позитивные ресурсы и, прежде всего, на естественно присущую ему гуманность;
– это педагогика гражданского достоинства, поскольку она помогает личности осознать ее значимость как полноценного члена общества, осмыслить непреходящие ценности национального и мирового гражданства и единство человеческого рода;
– это педагогика метамировоззренческих ценностей, поскольку она исповедует приоритет первичных и фундаментальных ценностей: свободы, разума, ответственности и порядочности, оптимизма, мужества, терпимости и доброжелательности, составляющих основу любого позитивного мировоззрения и преодолевающих всякие границы, разделяющие людей по признакам пола, расы, национальности, возраста, социального положения, политических, религиозных и иных идеологических и мировоззренческих различий;
– это педагогика смысла, ибо она помогает человеку жить осмысленной жизнью, предлагая ему программу смыслостроительства, смыслодостижения, вместе с адекватными этой задаче инструментами, методами и основополагающими ценностями – с тем, чтобы он обрел возможность и волю жить максимально полной, богатой и счастливой жизнью.
Вопросы для самоконтроля
1. Какой вид человеческой деятельности принято называть воспитанием?
2. В чем особенности гуманистического воспитания и образования личности?
3. В чем заключается сущность процесса самовоспитания?
4. Перечислите и раскройте смысл основных этапов самосовершенствования человека.
5. Раскройте содержание термина «евпраксофия».
6. Назовите основные гуманистические добродетели и раскройте их инструментальное и содержательное значение в педагогическом процессе.
7. Какие требования предъявляет гуманистическая педагогика к педагогу с целью десубъективации, деидеологизации и деполитизации учебно-воспитательного процесса?
8. Охарактеризуйте ведущие методы воспитания в гуманистической педагогике.
9. Перечислите и раскройте основные принципы гуманистической педагогики.
Литература
1. Воспитание с любовью и логикой: пер. с англ. – М.: Центр общечеловеческих ценностей. 1995.
2. Гримак Л.П. Общение с собой: Начала психологии активности. – М.: Политиздат, 1991.
3. Гуманистический манифест I./ В кн.: Современный гуманизм: Документы и исследования // Здравый смысл. Спецвыпуск. Общая редакция: А.Г. Круглов, В.А. Кувакин. – М.: Российское гуманистическое общество. 2000.
4. Гуманистический манифест II. Там же.
5. Гусинский Э.Н., Турчанинова Ю.И. Введение в философию образования. – М.: «Логос», 2000.
6. Декларация светского гуманизма / Современный гуманизм: Документы и исследования. Спец. выпуск ежеквартальника «Здравый смысл». Общая редакция: А.Г. Круглов, В.А. Кувакин. – М.: Российское гуманистическое общество. 2000.
7. Круглов А.Г. Словарь. В 3-х тт. – М.: 1994 – 2000.
8. Кувакин В. А. Основные характеристики гуманистического мировоззрения. // Современный гуманизм: Документы и исследования. Спец. выпуск ежеквартальника «Здравый смысл». Общая редакция: А.Г. Круглов, В.А. Кувакин. – М.: Российское гуманистическое общество. 2000.
9. Куртц П. Искушение потусторонним. – М.: Академический Проект, 1999.
10. Куртц П. Запретный плод. Этика гуманизма. – М.: Гнозис, 1993. (См. также второе издание этой работы – М.: РГО, 2002 г.)
11. Куртц П. Мужество стать: Добродетели гуманизма. – М.: РГО, 2000.
12. Маслоу А. Цель и значение гуманистического образования // Здравый смысл, 1997/1998, № 6.
13. Разин А. В. От моральных абсолютов к конкретной действительности. – М.: МГУ, 1996.
14. Свободные гуманисты Нижней Саксонии. // В кн.: Современный гуманизм: Документы и исследования. Спец. выпуск ежеквартальника «Здравый смысл». Общая редакция: А.Г. Круглов, В.А. Кувакин. – М.: Российское гуманистическое общество. 2000.
15. Суворов А.В. Воспитание искусством любви // Здравый смысл, 2001, № 4 (21)
16. Тилман Р. Светское образование в Голландии // Здравый смысл, 1997, № 3.