Внеурочная деятельность

Выполнение требований ФГОС осуществлялось не только через учебную деятельность школьников, но и через внеурочную, которая является принципи­ально новым требованием стандарта. Внеурочные занятия оказались востребо­ванными и детьми, и родителями.

С одной стороны, организация внеурочной деятельности для школы, пе­дагога - дело не новое. В систему работы классного руководителя всегда вклю­чался комплекс воспитательных мероприятий, направленных на реализацию тех или иных образовательных целей и задач. На базе школы также организо­вывалась деятельность творческих, интеллектуальных, спортивных кружков и т.д.

Таким образом, главной задачей педагогов, осуществляющих внеурочную работу, стало формирование личности обучающегося, которая является прин­ципиальным условием его самоопределения в той или иной социокультурной ситуации. А одним из основных средств решения данной задачи стало осущест­вление взаимосвязи и преемственности общего и дополнительного образования как механизма обеспечения полноты и цельности образования.

В рамках внеурочной деятельности пятиклассников осуществлялась сле­дующая модель:

Таблица 2.3.1

Курсы во внеурочной деятельности

Название курса
Самоделкин
Туризм
Ритмика и танец
Гармония
Умелые руки
Развитие познавательных способностей
Исследовательская деятельность
Час общения
Экскурсионный час

Данные кружки были выбраны детьми и родителями через проведение индивидуальных бесед, презентаций кружков и анкетирования. Ежедневно в каждом классе работало по два кружка.

Руководителями кружков являются учителя-предметники, педагоги до­полнительного образования. Кроме того, учащиеся 5-х классах посещают заня­тия в Детской юношеской спортивной школе, в Музыкальной школе №13, в Центре детского творчества, объединения дополнительного образования в Доме дружбы народов «Родник». Занятия школьных кружков и занятия других учреждений со­гласованы, и составлены как единое расписание.

Организация занятий по направлениям раздела «Внеурочная деятель­ность» являлась неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Рассматривая вопросы организации внеурочной деятельности в пятых классах, и, в частности, выбора ее содержательных направлений, педагоги прежде всего ориентировались на запросы родителей, законных представителей пятикласс­ников, на приоритетные направления деятельности школы. Содержание заня­тий реализовалось посредством различных форм организации, таких, как экс­курсии, кружки, секции, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, конкурсы, соревнования, поисковые и научные исследования и т. д.

Для каждого ученика составлен личный маршрут внеурочной занятости, который доведен до сведения учеников и родителей. Личное расписание ре­бенка прописано в дневнике. В конце года воспитанники каждого объединения участвовали в творческом отчете.

Вся система внеурочной деятельности в МБОУ «СОШ №53» была нацелена на предоставление детям возможности свободного вы­бора программ, объединений, которые близки им по природе, отвечают внут­ренним потребностям, помогают удовлетворить образовательные запросы, по­чувствовать себя успешным, реализовать и развить свои таланты.

Активно привлекались к организации внеурочной деятельности родители обучающихся (проведение походов, экскурсий, коллективно-творческих дел, тематических часов классного руководства). В течение года с участием пяти­классников были проведены такие мероприятия как: «Моя семья», «Папа, мама, я - спортивная семья», «Конкурс социальных проектов », Новогодний праздник, научно-практическая конференция «Природа. Наука. Человек», Экологический фестиваль, в ходе которого были представлены реферативные и исследователь­ские работы, презентации, были организованы различные выставки творческих работ пятиклассников . Учащиеся 5 классов были активными участниками ак­ций «Посади дерево», «Чистое село», «Поздравь ветерана», «Мы за здоровый образ жизни», «Безопасная дорога».

На каждого ученика 5-го класса заведено портфолио, в которое вносились лучшие достижения учебной и внеурочной деятельности ребенка. В рамках учебной деятельности дети делают индивидуальные и групповые проекты, ре­фераты, исследовательские работы которые также вкладываются в их портфо­лио.

Заключение

В ходе теоретического исследования мы определили, что в процессе воспитания происходит формирование у обучающихся мотивационно-ценностные ориентации, коммуникативные способности, интеллектуальные и эмоционально-волевые качества личности. Необходимо организовывать учебную и внеклассную воспитательную работу таким образом, чтобы нравственные нормы, демократические ценности определяли качество взаимоотношений педагогов и обучающихся в учебном процессе.

Внеурочная деятельность в школе способствует созданию благоприятных условий по развитию интересов детей основанных на свободном выборе, постижение духовно-нравственных ценностей и культурных традиций.

Внеурочная деятельность строится в соответствии с возрастными особенностями обучающихся, преемственностью с технологиями учебной деятельности; опорой на традиции и положительного опыта организации внеуроч­ной деятельности в школе; опорой на ценности воспитательной системы школы; свободного выбора на основе личных интересов и склонностей ребенка[19].

Технология организации внеклассной воспитательной работы может быть в виде индивидуальных или групповых форм работы с детьми. Организация внеклассной воспитательной работы должна быть системной и основанной на педагогических принципах.

Создание особой воспитательно-образовательной среды в школе состоит в том, что положительный эффект образования и воспитания достигается лишь в том случае, если школьник не просто сталкивается время от времени с теми или иными социальными явлениями, нравственными ценно­стями, но оказывается погруженным в определенную среду, обеспечивающую комплексное воздействие на все сферы нравственного мировосприятия и миро­воззрения растущего человека.

В состав этой среды входят нравственные ценности, урочная, внеурочная деятельность обучающихся; качества личностей педагогов и обучающихся; программы духовно-нравственного воспитания; социальный опыт обучаю­щихся. Педагоги и обучающиеся могут, как воспринимать воспитательно-обра­зовательную среду, так и создавать ее. Воспитательная система - это сложный и длительный процесс, так как происходящие изменения в жизни общества, обра­зовательной организации, класса, обучающегося требуют постоянного внесения корректив в первоначально созданную модель.

Внедрение ФГОС является важнейшим, структурообразующим компо­нентом общенационального пространства духовно-нравственного развития личности гражданина России, средоточием не только интеллектуальной, но также гражданской, духовной, культурной жизни школьника. Воспитание гра­жданина, укрепление его интереса к жизни, любви к своей стране, потребности творить и совершенствоваться один из важнейших приоритетов государствен­ной политики Российской Федерации в сфере образования.

Новая школа должны стать важнейшим компонентом общенационального пространства духовно-нравственного развития личности гражданина России, средоточием не только интеллектуальной, но также гражданской, духовной, культурной жизни школьника Воспитание человека, укрепление его интереса к жизни, любви к своей стране, потребности творить и совершенствоваться есть важнейшее условие успешного развития России.

Список использованной литературы

1. Ахмедьянова, А. Г. Опыт, проблемы и перспективы духовно - нравствен­ного воспитания школьников / А. Г. Ахмедьянова / Стандарты и монито­ринг в образовании. - 2010. - № 3. - С. 38 - 42.

2. Блохин, А.А. Риски введения Федерального государственного образователь­ного стандарта общего образования нового поколения / А.А. Блохин, С.В. Монахов // Педагогика. – 2009. – № 4. – С. 69-76.

3. Дармодехин, С.В., Вагнер И.В., Климин С.В. и др. Требования к содержа­нию и условиям воспитания, духовно-нравственного развития обучаю­щихся в учреждениях, реализующих основные общеобразовательные программы начального и основного общего образования. - М.: ИСРАО, 2009.

4. Дармодехин, С. В., Вагнер, И. В. и др. Примерная программа воспитания и социализации учащихся начальной школы / под общ. ред. академика РАО С. В. Дармодехина. - М.: ИСВ РАО, 2010.

5. Дармодехин, С. В., Вагнер, И. В. и др. Требования к содержанию и усло­виям воспитания учащихся начальной и основной школы / под общ. ред. академика РАО С. В. Дармодехина-М.: ИСВ РАО, 2010.

6. Диагностика и мониторинг в сфере воспитания: Сборник научных трудов Всероссийской научно-практической конференции. – М.: Педагогическое общество России, 2006.

7. Дополнительное образование детей в национальной образовательной стра­тегии / Отв. ред. Я. В. Семичева. - Москва: Про - пресс, 2011.

8. Духовно - нравственное воспитание школьников. Нормативные доку­менты. Данилюк, А. Я. Концепция духовно - нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А. Я.Данилюк, А. М. Конда­ков, В. А. Тишков.- М. : Просвещение, 2009. (серия Стандарты второго поколения).

9. Каршинова, Л. В. Духовное и нравственное развитие и воспитание лично­сти в образовательном пространстве / Л. В. Каршинова / Эксперимент и инновации в школе. - 2010. - № 6. - С.48 - 52.

10. Кетова, Т. В. Классные часы духовно - нравственной направленности / Т. В. Кетова / Начальная школа. - 2011. - № 9. - С. 76 - 78.

11. Ковалева, Г.С. Стандарт общего образования второго поколения: новые идеи в оценке образовательных результатов. – Народное образование. - 2010. - №5. - С. 144-153.

12. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности граж­данина России / под ред. А.Я. Данилюка, А.М. Кондакова, В.А.Тишкова. – М.: Просвещение, 2010.

13. Низиенко, Е.Л. Внедрение федеральных государственных образователь­ных стандартов общего образования / Е.Л. Низиенко, Л.В. Шмелькова // Администратор образования. – 2010. – № 3. – С. 3-9.

14. Оценка качества воспитания в образовательных учреждениях / отв. ред. Л.Е. Курнешова. – М.: Московский центр качества образования, 2010.

15. Примерная программа воспитания и социализации учащихся основной школы / С.В.Дармодехин, А.Я. Данилюк, И.В. Вагнер и др. - М.: ИСВ РАО, 2011.

16. Стандарты второго поколения. Как проектировать универсальные учеб­ные действия. – М, 2010.

17. Степанов, П. Диагностика, анализ и планирование процесса воспитания / П. Степанов И. Степанова. – М.: Педагогический поиск, 2007.

Список электронных ресурсов

18. Духовно-нравственное воспитание российских школьников [Электрон­ный ресурс] / А.Я. Данилюк, А.М.Кондаков, В.А. Тишков. - Режим дос­тупа:- http://www.lomonholding.ru/articles/detail/?catalogue_id=12&;item_id=1525

19. Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников [Электронный ресурс] / А.Я. Данилюк, А.М.Кондаков, В.А. Тишков. - Режим доступа: http://г- omitet.ru/school/program/action2009/razdel/cdn

20. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности граж­данина России [Электронный ресурс]: Федеральный Государствен­ный образовательный стандарт. - Режим доступа: http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=985

21. Никитина, Н. Н. Духовно-нравственное воспитание: сущность и про­блемы [Электронный ресурс] / Н.Н. Никитина. - Режим дос­тупа:http://www.pedagogik.a- cultura.narod.ru/private/Articles/N_2008/Articles/Nikinina_08_2.htm

22. Примерная программа воспитания и социализации обучающихся [Элек­тронный ресурс]. - Режим доступа: http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId:=:958

Наши рекомендации