Внеурочная деятельность
Выполнение требований ФГОС осуществлялось не только через учебную деятельность школьников, но и через внеурочную, которая является принципиально новым требованием стандарта. Внеурочные занятия оказались востребованными и детьми, и родителями.
С одной стороны, организация внеурочной деятельности для школы, педагога - дело не новое. В систему работы классного руководителя всегда включался комплекс воспитательных мероприятий, направленных на реализацию тех или иных образовательных целей и задач. На базе школы также организовывалась деятельность творческих, интеллектуальных, спортивных кружков и т.д.
Таким образом, главной задачей педагогов, осуществляющих внеурочную работу, стало формирование личности обучающегося, которая является принципиальным условием его самоопределения в той или иной социокультурной ситуации. А одним из основных средств решения данной задачи стало осуществление взаимосвязи и преемственности общего и дополнительного образования как механизма обеспечения полноты и цельности образования.
В рамках внеурочной деятельности пятиклассников осуществлялась следующая модель:
Таблица 2.3.1
Курсы во внеурочной деятельности
Название курса |
Самоделкин |
Туризм |
Ритмика и танец |
Гармония |
Умелые руки |
Развитие познавательных способностей |
Исследовательская деятельность |
Час общения |
Экскурсионный час |
Данные кружки были выбраны детьми и родителями через проведение индивидуальных бесед, презентаций кружков и анкетирования. Ежедневно в каждом классе работало по два кружка.
Руководителями кружков являются учителя-предметники, педагоги дополнительного образования. Кроме того, учащиеся 5-х классах посещают занятия в Детской юношеской спортивной школе, в Музыкальной школе №13, в Центре детского творчества, объединения дополнительного образования в Доме дружбы народов «Родник». Занятия школьных кружков и занятия других учреждений согласованы, и составлены как единое расписание.
Организация занятий по направлениям раздела «Внеурочная деятельность» являлась неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Рассматривая вопросы организации внеурочной деятельности в пятых классах, и, в частности, выбора ее содержательных направлений, педагоги прежде всего ориентировались на запросы родителей, законных представителей пятиклассников, на приоритетные направления деятельности школы. Содержание занятий реализовалось посредством различных форм организации, таких, как экскурсии, кружки, секции, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, конкурсы, соревнования, поисковые и научные исследования и т. д.
Для каждого ученика составлен личный маршрут внеурочной занятости, который доведен до сведения учеников и родителей. Личное расписание ребенка прописано в дневнике. В конце года воспитанники каждого объединения участвовали в творческом отчете.
Вся система внеурочной деятельности в МБОУ «СОШ №53» была нацелена на предоставление детям возможности свободного выбора программ, объединений, которые близки им по природе, отвечают внутренним потребностям, помогают удовлетворить образовательные запросы, почувствовать себя успешным, реализовать и развить свои таланты.
Активно привлекались к организации внеурочной деятельности родители обучающихся (проведение походов, экскурсий, коллективно-творческих дел, тематических часов классного руководства). В течение года с участием пятиклассников были проведены такие мероприятия как: «Моя семья», «Папа, мама, я - спортивная семья», «Конкурс социальных проектов », Новогодний праздник, научно-практическая конференция «Природа. Наука. Человек», Экологический фестиваль, в ходе которого были представлены реферативные и исследовательские работы, презентации, были организованы различные выставки творческих работ пятиклассников . Учащиеся 5 классов были активными участниками акций «Посади дерево», «Чистое село», «Поздравь ветерана», «Мы за здоровый образ жизни», «Безопасная дорога».
На каждого ученика 5-го класса заведено портфолио, в которое вносились лучшие достижения учебной и внеурочной деятельности ребенка. В рамках учебной деятельности дети делают индивидуальные и групповые проекты, рефераты, исследовательские работы которые также вкладываются в их портфолио.
Заключение
В ходе теоретического исследования мы определили, что в процессе воспитания происходит формирование у обучающихся мотивационно-ценностные ориентации, коммуникативные способности, интеллектуальные и эмоционально-волевые качества личности. Необходимо организовывать учебную и внеклассную воспитательную работу таким образом, чтобы нравственные нормы, демократические ценности определяли качество взаимоотношений педагогов и обучающихся в учебном процессе.
Внеурочная деятельность в школе способствует созданию благоприятных условий по развитию интересов детей основанных на свободном выборе, постижение духовно-нравственных ценностей и культурных традиций.
Внеурочная деятельность строится в соответствии с возрастными особенностями обучающихся, преемственностью с технологиями учебной деятельности; опорой на традиции и положительного опыта организации внеурочной деятельности в школе; опорой на ценности воспитательной системы школы; свободного выбора на основе личных интересов и склонностей ребенка[19].
Технология организации внеклассной воспитательной работы может быть в виде индивидуальных или групповых форм работы с детьми. Организация внеклассной воспитательной работы должна быть системной и основанной на педагогических принципах.
Создание особой воспитательно-образовательной среды в школе состоит в том, что положительный эффект образования и воспитания достигается лишь в том случае, если школьник не просто сталкивается время от времени с теми или иными социальными явлениями, нравственными ценностями, но оказывается погруженным в определенную среду, обеспечивающую комплексное воздействие на все сферы нравственного мировосприятия и мировоззрения растущего человека.
В состав этой среды входят нравственные ценности, урочная, внеурочная деятельность обучающихся; качества личностей педагогов и обучающихся; программы духовно-нравственного воспитания; социальный опыт обучающихся. Педагоги и обучающиеся могут, как воспринимать воспитательно-образовательную среду, так и создавать ее. Воспитательная система - это сложный и длительный процесс, так как происходящие изменения в жизни общества, образовательной организации, класса, обучающегося требуют постоянного внесения корректив в первоначально созданную модель.
Внедрение ФГОС является важнейшим, структурообразующим компонентом общенационального пространства духовно-нравственного развития личности гражданина России, средоточием не только интеллектуальной, но также гражданской, духовной, культурной жизни школьника. Воспитание гражданина, укрепление его интереса к жизни, любви к своей стране, потребности творить и совершенствоваться один из важнейших приоритетов государственной политики Российской Федерации в сфере образования.
Новая школа должны стать важнейшим компонентом общенационального пространства духовно-нравственного развития личности гражданина России, средоточием не только интеллектуальной, но также гражданской, духовной, культурной жизни школьника Воспитание человека, укрепление его интереса к жизни, любви к своей стране, потребности творить и совершенствоваться есть важнейшее условие успешного развития России.
Список использованной литературы
1. Ахмедьянова, А. Г. Опыт, проблемы и перспективы духовно - нравственного воспитания школьников / А. Г. Ахмедьянова / Стандарты и мониторинг в образовании. - 2010. - № 3. - С. 38 - 42.
2. Блохин, А.А. Риски введения Федерального государственного образовательного стандарта общего образования нового поколения / А.А. Блохин, С.В. Монахов // Педагогика. – 2009. – № 4. – С. 69-76.
3. Дармодехин, С.В., Вагнер И.В., Климин С.В. и др. Требования к содержанию и условиям воспитания, духовно-нравственного развития обучающихся в учреждениях, реализующих основные общеобразовательные программы начального и основного общего образования. - М.: ИСРАО, 2009.
4. Дармодехин, С. В., Вагнер, И. В. и др. Примерная программа воспитания и социализации учащихся начальной школы / под общ. ред. академика РАО С. В. Дармодехина. - М.: ИСВ РАО, 2010.
5. Дармодехин, С. В., Вагнер, И. В. и др. Требования к содержанию и условиям воспитания учащихся начальной и основной школы / под общ. ред. академика РАО С. В. Дармодехина-М.: ИСВ РАО, 2010.
6. Диагностика и мониторинг в сфере воспитания: Сборник научных трудов Всероссийской научно-практической конференции. – М.: Педагогическое общество России, 2006.
7. Дополнительное образование детей в национальной образовательной стратегии / Отв. ред. Я. В. Семичева. - Москва: Про - пресс, 2011.
8. Духовно - нравственное воспитание школьников. Нормативные документы. Данилюк, А. Я. Концепция духовно - нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А. Я.Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков.- М. : Просвещение, 2009. (серия Стандарты второго поколения).
9. Каршинова, Л. В. Духовное и нравственное развитие и воспитание личности в образовательном пространстве / Л. В. Каршинова / Эксперимент и инновации в школе. - 2010. - № 6. - С.48 - 52.
10. Кетова, Т. В. Классные часы духовно - нравственной направленности / Т. В. Кетова / Начальная школа. - 2011. - № 9. - С. 76 - 78.
11. Ковалева, Г.С. Стандарт общего образования второго поколения: новые идеи в оценке образовательных результатов. – Народное образование. - 2010. - №5. - С. 144-153.
12. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / под ред. А.Я. Данилюка, А.М. Кондакова, В.А.Тишкова. – М.: Просвещение, 2010.
13. Низиенко, Е.Л. Внедрение федеральных государственных образовательных стандартов общего образования / Е.Л. Низиенко, Л.В. Шмелькова // Администратор образования. – 2010. – № 3. – С. 3-9.
14. Оценка качества воспитания в образовательных учреждениях / отв. ред. Л.Е. Курнешова. – М.: Московский центр качества образования, 2010.
15. Примерная программа воспитания и социализации учащихся основной школы / С.В.Дармодехин, А.Я. Данилюк, И.В. Вагнер и др. - М.: ИСВ РАО, 2011.
16. Стандарты второго поколения. Как проектировать универсальные учебные действия. – М, 2010.
17. Степанов, П. Диагностика, анализ и планирование процесса воспитания / П. Степанов И. Степанова. – М.: Педагогический поиск, 2007.
Список электронных ресурсов
18. Духовно-нравственное воспитание российских школьников [Электронный ресурс] / А.Я. Данилюк, А.М.Кондаков, В.А. Тишков. - Режим доступа:- http://www.lomonholding.ru/articles/detail/?catalogue_id=12&;item_id=1525
19. Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников [Электронный ресурс] / А.Я. Данилюк, А.М.Кондаков, В.А. Тишков. - Режим доступа: http://г- omitet.ru/school/program/action2009/razdel/cdn
20. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Электронный ресурс]: Федеральный Государственный образовательный стандарт. - Режим доступа: http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=985
21. Никитина, Н. Н. Духовно-нравственное воспитание: сущность и проблемы [Электронный ресурс] / Н.Н. Никитина. - Режим доступа:http://www.pedagogik.a- cultura.narod.ru/private/Articles/N_2008/Articles/Nikinina_08_2.htm
22. Примерная программа воспитания и социализации обучающихся [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId:=:958