Педагогическая коммуникация
1. Основы коммуникативной культуры педагога:
А. культура речи.
Б. слагаемое ораторское искусство.
В. Психология в ораторском искусстве.
2. Сущность, стили, модели, этапы педагогического общения.
Литература:
1. Петрова «Жесты в педагогическом процессе».
2. Скворцова «Правильно ли вы говорите по русски».
3. Русецкий «Культура речи учителя».
Культура речи – это владение языковыми нормами произношения, ударения, а также умение использовать выразительные языковые средства в разных условиях общения.
Три позиции употребления грамматических норм и конструкций:
1. Уровень слов. Самой характерные ошибки на этом уровне:
- неправильность употребления рода существительных (рельса вместо рельс).
- когда изменяют вариантность множественного числа (инспектор-инспектора).
-неправильное склонение иностранных имен и фамилий (роман ЖулЯ Верна).
2. Уровень предложения. Самая характерная ошибка. Когда нанизывают как бутерброд союзы «которые» и «что». Иногда перенасыщают предложения с частицей «бы». Когда происходит неправильное согласование глаголов.
9 особенностей ораторского искусства:
1. Основной смысл предложения концентрируется в глаголе.
2. Большую роль играет прилагательное. Придает окраску речи, вызывает целый поток ассоциаций.
3. Умелое использование повторов.
4. Хорошо концентрирует внимание риторические вопросы или риторические обращения.
5. В идеале хорошо использовать в процессе лекции диалоговую форму.
6. Речь должна содержать элементы художественности: метафоры, гиперболы, сравнения, пословицы, поговорки, афоризмами. Лектор должен любить иронию, юмор, в воспитательных целях должен быть способен на сарказм.
7. Лектор должен обладать умением импровизировать (свертывать или расширять устную информацию, в зависимости от уровня подготовки студентов и от времени).
8. Речь преподавателя не должна быть обрывистой, как можно меньше слов паразитов.
9. Необходимо научится держаться перед аудиторией. Слово и действие едины. Согласовывать жесты, мимику, позу.
Психологические факторы ораторского труда:
1. Материал и слушатели. Чтобы лекция была достойной важно не просто хорошо ее расцветить, важно чтоб аудитория вам поверила. Слушатели одновременно являются соратниками, потому что слушатели вместе с вами творят лекцию.
2. Индивидуальная форма изложения.
3. Ситуационность. В ораторском искусстве сочетается определенность и неопределенное. Определенность – это знание приемов, методов, возможностей ораторского труда, его характер. А неопределенное – это все остальное.
Педагогическое общение – это специфическая форма общения, это совокупность средств и методов, обеспечивающих реализацию целей, обучения и воспитания.
5 основных стилей педагогического общения:
1. Общение на основе высоких профессиональных установок педагога.
2. Общение на основе дружеского расположения (увлеченность общим делом).
3. Общение – дистанция.
4. Общение – устрашение.
5. Общение – заигрывание, стремление к популярности у студентов.
На основании этих 5 стилей выделяют модели общения:
1. «Сократ» - педагог-любитель диалоговой формы преподавания, споров и дискуссий.
2. «Мастер»- это образец для подражания, все в нем хорошо, идеален.
3. «Генерал»- избегает всякой двусмысленности, требователен, очень жестко добивается послушания.
4. «Гид» - ходячая энциклопедия.
Этапы педагогического общения:
1. Прогностический этап общения, когда педагог модулирует будущее общение.
2. Начальный этап – происходит настрой общения.
3. Управление общением:
- необходимо установление личностного восприятия аудитории.
-разработка психологической партитуры лекции.
-обязательное управление познавательной деятельностью.
4. Анализ осуществленной системы общения.
Коммуникативные приемы педагогического общения:
Первая группа приемов: приемы профилактики и снятия блокирующих коммуникативных аффектов (неловкость, неуверенность, подавленность)
1. Одобрение, поддержка, признание ценности.
2. Обращайтесь за помощью к студенту.
3. Создайте щадящие условия при ответе студента с ярковыраженной коммуникативной заторможенностью.
Вторая группа: приемы оказания коммуникативной поддержки в процессе общения.
1. Оказание помощи в подборе адекватной лексике.
2. Обучить простым приемам технике общения. Чтобы не говорили хором.
3. Всегда демонстрируйте позитивную критику.
4. Дайте возможность студенту оправдать нетерпение поднятой руки и сориентироваться в ситуации.
Третья группа: приемы инициирования встречной познавательной активности студентов:
1. Мотивирование перед группой, поощрение студента за проявленную инициативу.
2. Игровая провокация.
3. Критика собственных ошибок.
Причины, препятствующие правильному педагогическому общению:
1. Педагог не считается с индивидуальностью студента.
2. Студент не понимает своего преподавателя и не принимает его.
3. Преподаватель высокомерен, задевает студента, унижает его.
4. Студент сознательно не принимает требования преподавателя.
Качества, необходимые для педагогического общения:
1. Интерес к людям, к работе с ними.
2. Способность к эмпатии (сочувствие, сострадание).
3. Гибкость, оперативность, творческое мышление.
4. Умение ощущать и поддерживать обратную связь с аудиторией.
5. Умение управлять собой. Своими психическими состояниями.
6. Необходимо обладать способностью к неподготовленной спонтанной коммуникации.
7. Умение прогнозировать возможные педагогические ситуации.
8. Хорошие вербальные возможности: культура речи, богатый словарный запас.
9. Способность к педагогической импровизации, умение применять на практике разнообразные средства воздействия: убеждение, принуждение, заражение…