Помощь депрессивным детям
Коррекция тревожности
Нет никакого сомнения, что в основе девиантно-го поведения — неправильно сформированные прошлым воспитанием реакции на жизненные ситуации. Ситуации, вызывающие повышенную напряженность, создающие трудности в общении, приводящие к острым переживаниям, обидам, ущемлению самолюбия, дадут о себе знать в будущем.
Тревожность детей — прямое следствие повышенной напряженности нашей жизни. Ее симптомы проявляются у все большего количества жителей Земли: если 20 лет назад умеренную тревожность ощущал едва ли каждый четвертый житель развивающихся стран, то к концу тысячелетия тревожными стали не менее трех четвертей населения. Тревожность проявляется в постоянном беспокойстве, неуверенности, ожидании неблагоприятного развития событий, постоянном предчувствии худшего. Жить человеку в таком состоянии нелегко. Оно изматывает, подтачивает силы, ослабляет волю и разум, подталкивает к совершению нелогичных, необдуманных поступков. Тревожность — это обычный предвестник будущей беды. Повышенная тревожность лежит в основе большинства случаев отклоняющегося поведения школьников. Постоянно гнетущие их ощущения неопределенности и страха парализуют волю, мешают здраво рассуждать, толкают на необдуманные действия.
Различают тревогуи тревожность. Тревога— ощущение конкретной, неопределенной угрозы, неясное чувство опасности, страх неизвестно чего. В отличие от тревоги тревожностьсчитается эмоциональным состоянием, особенностью характера или чертой личности. Тревожный человек постоянно неуверен в себе, своих решениях и действиях, все время ждет неприятностей, эмоционально неустойчив.
Что вызывает детскую тревожность? Обычные детские страхи: боязнь грозы, темноты, диких зверей, высоты, опоздать в школу, выходить к доске, отвечать на уроке и т. п. Они служат ситуативными источниками тревоги и не слишком опасны, так как исчезают вместе с источником опасности. Но у части детей оставляют глубокие следы в душе, ведут к стихийно возникающим способам защиты от источника тревоги — особенностям поведения, фантазиям, уединениям, агрессивности, апатии, заболеваниям. Но в большей мере тревожность ребенка вызывается:
— противоречивыми требованиями к нему, исходящими из раз
ных источников или даже одного источника (родители то по
зволяют, то запрещают);
—неадекватными требованиями, т. е. не соответствующими воз
можностям и стремлениям ребенка;
—негативными требованиями, которые ставят ребенка в уни
женное, зависимое положение;
—отсутствием требовательности к ребенку, безразличием к нему
со стороны взрослых, что рождает чувство опасности, незащи
щенности.
Тревожность имеет генетические корни, внешняя среда может ее либо развивать, либо подавляет, способствует или препятствует развиться в устойчивую черту личности. К 10—12 годам тревожность (или ее отсутствие) становится чертой характера. Врожденная или сформированная склонность ребенка легко впадать в тревожное состояние во многом предопределяет его поведение.
Итак, общие причины детской тревожности:
—конституциональная особенность нервной системы (меланхо
личный темперамент);
—невротические состояния, вызванные страхом, частыми неуда
чами;
—следствие перенесенных заболеваний;
—результат запугивания ребенка взрослыми;
—плод чрезмерного детского воображения;
—естественная боязнь темноты, грома, молнии, опасных живот
ных;
—проявление инстинкта самосохранения;
—результат «запрещающего» воспитания;
—чувство вины за неспособность быть на уровне высоких требо
ваний, доступных другим детям;
—следствие депривации — чувства обездоленности, недоступно
сти.
Среди сильных источников детской тревожности — угроза исключения из группы сверстников из-за неприемлемых установок или действий. Ребенок постоянно беспокоится, что о нем думают другие. Некоторые дети склонны преувеличивать степень внимания к их персоне со стороны других людей и стремление оценивать их.
Как видим, причин для возникновения тревожности достаточно. Можно контролировать только небольшую их часть, а устранять и того меньше. Но прежде всего взрослый обязан понять, что ребенку трудно. Его мир постоянно расколот: нужно быть вежли-
вым всегда — и нужно драться, когда обижают. От учителя за это получить строгий выговор, от товарищей — полное одобрение за смелость. Дома тоже смотрят по-разному: мама говорит, что сын растет хулиганом, а папа, наоборот, поддерживает: молодец, сумел постоять за себя. Противоречия окружающего мира порождают внутренние противоречия, и ребенок теряется в сомнениях, увеличивающих его тревожность.
По-разному проявляется тревожность у мальчиков и девочек.
Сведений об учете половых различий при формировании эмоцио
нальной устойчивости школьников нет. Очень неразумно
забывать о разнице полов, но пока наша педагогика обходит
тендерные вопросы. Все знают, что эмоциональная жизнь
мужчины и женщины, мальчика и девочки протекает по-разному.
Мальчик, чтобы справиться с волнением в нелегкой ситуации
публичного выступления или экзамена, должен быть не только
наперед уверен, что над ним не посмеются, что он не разочарует
старших, но и — прежде всего — в том, что ему не угрожает
двойка или общественное порицание. Мальчики боятся
физических травм, несчастных случаев, а также наказаний,
источником которых чаще всего являются родители. Бездумно и
бездушно пользуются этим иные учителя, делая порицательные
записи в дневниках за незначительные провинности (забыл
тетрадь, карту, карандаши, форму и т. п.), угрожая вызовом
родителей в школу. j
Девочек в подобных ситуациях беспокоит больше то, как они выглядят. Их мало волнуют сами наказания. Они переживают, как справятся с тем или иным делом, добьются ли успеха. Поэтому, чтобы успокоить мальчика, иногда достаточно сказать: «Не бойся, это оценка ни в журнал, ни в дневник не пойдет». А чтобы снять тревогу у девочки, придется привести другие доводы: «У тебя все получится, ты хорошо подготовилась и наверняка справишься».
Будем различать тревогу конструктивнуюи деструктивную.Первая созидательная, вторая разрушительная. Чувство тревоги неизбежно сопровождает учебную деятельность ребенка в любой, даже самой идеальной школе. Умеренная школьная тревожность — состояние обычное и даже полезное. Познавательная деятельность ребенка не может не сопровождаться тревогой. Ведь сама ситуация познания чего-то нового, неизвестного, ситуация решения задачи, когда нужно приложить усилия, чтобы непонятное стало понятным, всегда таит в себе неопределенность, противоречивость, а следовательно, и повод для тревоги. И учение, и развитие личности ребенка наилучшим образом протекают не
тогда, когда тревога близка к нулю, а когда она находится на оптимальном уровне и когда ребенок обучен адекватным способам борьбы с нею.
Для плодотворной работы, утверждают ученые, определенный уровень тревоги просто необходим. Тот уровень, который не изматывает человека, а задает тонус его деятельности. Такая тревога не парализует, а, наоборот, разогревает, мобилизует на преодоление трудностей. Ее называют конструктивной.
Задача учителя не в том, чтобы устранять любые поводы для тревоги, добиваться абсолютного душевного спокойствия, и вместе с тем — равнодушия детей, а в том, чтобы, во-первых, удерживать тревогу не выше определенного уровня, а во-вторых, дать ребенку средства конструктивного преодоления избыточной тревожности.
Признаки тревожности учитель может установить, внимательно наблюдая. Конечно, однозначный вывод сразу сделать трудно, но если ученик вял, пассивен, плаксив, неуверен в себе, то налицо большая вероятность того, что он тревожен.
Общие признаки тревожности:
—повышенная возбудимость, напряженность, закрытость;
—страх перед всем новым, неизведанным, необычным;
—неуверенность в себе, заниженная самооценка;
—ожидание неприятностей, неудач, осуждения учителя, родите
лей;
—развитое чувство ответственности, стремление выполнить ра
боту как можно лучше, чтобы не ругали;
—безынициативность, пассивность, ожидание приказаний от
старших;
—склонность помнить больше плохое, чем хорошее;
—боязнь общения с новыми людьми;
—нежелание начинать новое дело, готовность отказаться от на
чатого дела из-за боязни его провалить;
—неумение владеть своими чувствами, плаксивость, нытье и т. п.
В зависимости от источника тревоги выделяются три ее
типа.
Реалистическая тревога обусловлена реальными опасностями внешнего мира (например, гром и молния, буря и град, опасные животные, травмы, зубная боль, предстоящая контрольная работа) и связанными с ними болезненными ощущениями. Они в основном являются источниками страха и исчезают, как только исчезает сама угроза. Реалистическая тревога — эмоциональный ответ на опасности внешнего мира. Она помогает обеспечить самосохранение.
ПО
Невротическая тревога вызывается страхом сделать что-то не так, что-то ужасное, что повлечет отрицательные последствия. Маленький ребенок понимает, что его плохое поведение чревато угрозой наказания. Невротическая тревога первоначально переживается как реалистическая, потому что наказания обычно исходят из внешнего источника. И только когда в подсознании закрепляются образы и связи возможных действий и ответов на них, тревога переходит в невротическую. Реальной тревоги, как таковой, нет, но всегда есть возможность попасть в неприятную ситуацию.
Моральная тревога возникает всегда как противоречие между безнравственным поступком и проявлением вины, стыда, самообвинения. Она характерна только для хорошо воспитанных, со сформированными моральными принципами детей. Ребенок чувствует, что нарушил правила, отступился от принципов, солгал, потерял свое Я. Он морально страдает, хотя никто из посторонних не понимает причин. Может не до конца осознавать их и ребенок, а только смутно ощущать. Но от этого легче не становится, его гнетет вина перед собой.
Природа создала человека таким, что он инстинктивно пытается найти защиту от постоянно захлестывающей его тревоги. Выработались даже специальные защитные механизмы, которые помогают в трудных ситуациях. Их выделил и описал великий психолог нашего времени 3. Фрейд (1856—1939).
1. Вытеснение. Это первичная защита. Ее сущность сводит
ся к удалению, вытеснению из сознания определенных мыс
лей, чувств, желаний и влечений. Непроизвольное вытеснение
чаще всего происходит, как забывание. Произвольное подавле
ние осуществляется усилием воли самого человека. Внешнее
подавление — распространенный метод помощи тревожным
детям.
2. Приписывание собственных недостатков другим составля
ет сущность механизма проекции. Отрицательные эмоции, кото
рые были бы направлены против себя, обращены на других; чело
век сохраняет самоуважение. Подозрительный считает всех людей
подозрительными, эгоист видит вокруг только эгоистов, и даже
вор видит всех своими сообщниками. Таким образом, проекция
представляет собой процесс, посредством которого человек при
писывает собственные неприемлемые мысли, чувства и поведе
ние другим людям или окружению.
3. Замещение. Рассматривается как переадресация тревож
ного импульса от более угрожающего объекта или личности к
менее угрожающему. Ребенок после того, как его наказали
ill
Избыточная потребность: 1) в любви и одобрении 2) в руководящем парт нере 3) в четких ограничени ях 4) во власти 5) в эксплуатации дру гих 6) в общественном при знании 7) в восхищении собой 8) в честолюбии 9) в независимости 10) в безупречности |
родители, толкает свою младшую сестру, пинает собачку, ломает игрушки.
4. Рационализация. Искажение реальности и защита самооцен
ки. Это ложная аргументация, посредством которой ребенок ухо
дит от действительности. Если воспитаннику кажется, что его дос
тижения менее значительны, чем достижения его товарищей, то он
начинает страдать, хуже учиться, его самоуважение понижается.
Это своеобразный уход, отступление перед трудностями, ограниче
ние своего Я. В некоторых случаях использование самоограниче
ния оправданно, поскольку обеспечивает адаптацию к сложив
шейся ситуации. Однако длительное самоограничение может
привести к снижению самооценки. Не зная своего потенциала, по
сле первых же неудач воспитанник бросает начатое дело, пасует
перед трудностями, плывет по течению. Поэтому многие потенци
ально талантливые люди не могут раскрыться в полную силу.
5. Реактивное образование. Неприятный тревожный импульс
подавляется и сознательно генерируется противоположным. Че
ловек сознательно пытается вытеснить из сознания неприятные
для него впечатления.
6. Регрессия. Для нее характерен возврат к ребяческим, дет
ским моделям поведения.
7. Сублимация. Изменение импульсов таким образом, чтобы
их можно было выражать посредством социально приемлемых
конструктивных мыслей или действий.
8. Отрицание. Когда человек отказывается признать, что про
изошло неприятное событие, это значит, что он включает именно
этот механизм. Ребенок упорно продолжает верить, что любимая
кошка не умерла, что она все еще жива. Отрицание реальности
имеет место и в тех случаях, когда люди говорят: «Со мной это
просто не может случиться».
Знание этих механизмов поможет учителю оказать квалифицированную коррекционную помощь тревожным, депрессивным детям.
Обратим внимание и на выводы ученых о том, что повышенная тревожность рождает избыточные потребности, т. е. защитные механизмы, в которых не нуждается нормальный человек, но которые необходимы тревожному, чтобы уровнять его тревогу с защитой против нее. Американская исследовательница К. Хорни (1885—1952) выделила и описала 10 защитных механизмов. Человеку кажется, что, предъявляя избыточные потребности, он уравновешивает свою обеспокоенность, и чувствует себя более уверенно.
Проявление в поведении
Ненасытное стремление быть любимым и объектом восхищения со стороны других Чрезмерная зависимость от других, боязнь получить отказ и остаться в одиночестве
Стиль жизни, при котором первостепенное значение имеют ограничения и установленный порядок
Доминирование и контроль над другими Боязнь быть использованным другими, выглядеть «тупым»
Желание быть объектом восхищения со стороны других
Стремление создать собственный приукрашенный образ
Сильное стремление быть лучшим, невзирая на недостатки
Дистанцирование от всех Попытки быть морально непогрешимым
Как видим, все избыточные потребности влекут за собой отклоняющееся поведение, потому что удовлетворить их без нарушения норм невозможно. К. Хорни утверждает, что нет человека, у которого не было хотя бы одного из перечисленных недостатков. Это означает, что нет людей без девиантного поведения. С этим выводом мы вынуждены смириться: чтобы достичь успеха, будем принимать детей такими, какими они есть.
Что будет делать учитель для помощи тревожным детям? Во-первых, необходимо собрать этих детей в отдельную подгруппу, где им легче будет справиться со своим недостатком. Каковы действия учителя?
1. Постоянно подбадривать, поощрять, выражать уверен
ность в их успехах, возможностях.
2. Защищать от неприятностей, от перенапряжения, лишних
волнений, ненужных переживаний.
3. Расслаблять, снимать напряжение с помощью специаль
ных подвижных игр, музыкальных и спортивных упражнений.
4. Применять специальный треннинг на проявление смело
сти, решительности, уверенности в себе.
5. Укреплять их волю на примерах сильных, мужественных
людей, имевших в детстве подобные проблемы.
6. Сопереживать вместе с детьми их успехи и неудачи, выра
жать постоянную готовность помочь.
В осуществлении коррекции тревожности у детей учитель использует комплекс коррекционных методик, отобрав из них те, что подходят его детям и согласуются с конкретными условиями.
Предостережение
Среди коррекционных методик, предложенных психологами, важное место отводится ролевым и имитационным играм. В этой связи следует высказать некоторое опасение. Будьте внимательны. Наблюдайте за реакцией учеников 3—4 классов во время предложенных вами игр. Если хотя бы у одного ученика они вызывают ухмылку, недовольство своей «детскостью», то откажитесь от них. Наши «тертые жизнью» дети уже многое повидали и вполне могут относиться скептически к вашим «детсадовским затеям». Ничего, кроме разочарования и потраченного времени, не будет. Детские забавы с прихлопываниями и приседаниями на них уже давно не действуют и ничему не научат. Перейдите на серьезный, взрослый тон.
Если хотя бы у одного участника игры требования учителя изобразить доброжелательную улыбку или по-рыцарски поприветствовать девочку вызовут ухмылку, то можно считать, что эта игра провалилась. Суровая реальность предлагает иным детям такие формы поведения, после которых все игры воспринимаются ими как «глупость и блажь» и не годятся. Если учитель все же решится использовать игру, то нужно: 1) выбрать игру, соответствующую уровню развития детей; 2) исключить из нее «детские» элементы, раздражающие школьников; 3) предложить игру со сложными правилами; 4) участвовать в этой игре самому и выполнять все требования, как равноправный участник.
С детской тревожностью справиться совсем не просто. Учитель будет настойчиво объяснять школьникам, как определять и оценивать источник тревоги, ее реальность и силу. Важнейшее качество, придающее тревоге конструктивность, — умение анализировать тревожную ситуацию, спокойно, без паники разобраться в ней. С этим тесно связано умение анализировать и планировать поступки. Именно неумение анализировать и планировать свои действия даже в простейших ситуациях — беда многих школьников. Каждому учителю знакомы дети, которым нужно по несколько раз напомнить: «Взяли ручку, открыли тетрадь...». К сожалению, в дальнейшем отсутствие самостоятельности приводит к отсутствию личной ответственности. Чем старше становятся дети (особенно мальчики), тем больше к безответственности прибавляется еще и безмятежность, т. е. неспособность переживать за плохо сделанную работу.
Итак:
1. Переживания тем конструктивнее, чем яснее и понятнее ситуация, в том числе и ситуация неудачи. Поэтому не надо жалеть сил, объясняя ученику, почему и за что снижена оценка, по какой 114
причине не удалась та или иная задача. Это, в свою очередь, помогает ребенку научиться самостоятельно анализировать и оценивать свои знания, умения и навыки, обучает его умению переживать и преодолевать свои неудачи. Уже младший школьник должен понимать, что любая ошибка, совершена ли она при решении школьной задачи или в реальной жизни, — это не катастрофа, а стимул для дальнейшего поиска. Опыт ошибок и неудач в жизни человека играет не меньшую роль, чем опыт побед и радостных переживаний.
2. Честность и доверие к ребенку — вот два кита, на которых
стоит эмоциональное благополучие. Третий кит — безусловное
принятие ребенка. Безусловное — значит, без всяких условий. Ни
отметки, ни достижения детей не должны рассматриваться как
основные ценности. Ругая ребенка за лень и неуспеваемость, не
забудем сказать, что уверены в его возможностях, что ценим его
как человека и огорчены сложившийся ситуацией. Ребенок дол
жен знать, что он хороший, любимый и будет таким всегда.
3. Повышение самооценки школьника — это универсальный
способ преодоления тревожности и других повышенных эмоцио
нальных состояний. Надо помогать ему находить ситуации, в ко
торых он один из лучших, хвалить его как можно чаще, не ску
питься на проявления любви и нежности.
4. Если источник тревоги известен, то учитель постарается по
мочь ребенку перевести тревогу из непонятной и страшной силы в
конструктивную — осознаваемую разумом, а поэтому доступную для
анализа и предотвращения; не страшную, а вполне преодолимую.
5. Важнейшей чертой школьной тревожности является ее не
разрывная связь с поведением учителя. Любое слово, любой жест,
взгляд, поступок учителя значит для младшего школьника очень
многое.
Успешное решение учителем коррекционных задач зависит от его педагогической культуры, от того, насколько глубоко и 1 всесторонне он понимает внутренний мир своих воспитании-1 ков, насколько способен своим вниманием охватить неповто- I римость и многогранность индивидуальности каждого. Но для этого даже основательных знаний недостаточно. Можно знать, I а не уметь; можно уметь, но не понимать, с чем конкретно J имеешь дело. Учитель будет осторожен в своих начальных вы- \ водах и обязательно прибегнет к различным методам исследования, чтобы всесторонне охватить интересующий его пред-мет, среди которых тестирование, беседы, изучение школьной документации и др.
115
Для работы с детьми
Диагностическая методика
Название: Узнай себя.
Форма, метод: Тест-игра.
Цепь: Составить первое впечатление о степени тревожности учащихся класса.
Оборудование: Планшет для теста (см. рис. 9), распечатка теста. Чтобы облегчить, ускорить и стандартизировать тестирование, учитель вместе с учениками делают на уроке труда планшеты для тестов, образцы которых показаны на рис. 9. В эти конвертики будут вкладываться новые задания. Они будут использоваться постоянно. Можно сделать их именными.
1 ФАМИЛИЯ, ИМЯ УЧЕНИКА | ДА | НЕТ | НЕ ЗНАЮ | ||
ы | □ | п | |||
□ | п | п | |||
\\/ V Ь-7 | □ | □ | Е1 | ||
<^ ^^> | п | F1 | |||
\ ВОПРОСЫ / \ ТЕСТА < | и | □ | П | ||
□ | ЕЗ | П | |||
~~~1л А /\\ | □ | Ш | п | ||
Ш yf ^ | [ 1 | ш | 1 1 | ||
F | □ | □ | гл | ||
ш | □ | □ |
Рис. 9 |
ФАМИЛИЯ, ИМЯ УЧЕНИКА
• | ||
Тест
Скажи, пожалуйста:
1. Трудно сосредоточиться на учебе?
2. Задания вызывают обеспокоенность?
3. Во время выполнения заданий ты переживаешь?
4. Часто думаешь о возможных неприятностях?
5. Быстро и спокойно засыпаешь?
6. Боишься школы, учителей?
7. Боишься темноты, грозы?
8. Плохо переносишь ожидание?
9. Не любишь браться за новое дело?
10. Боишься трудностей?
Реализация: Детям предлагается тест. Устанавливается время выполнения задания (не больше 2—3 минут).
Вариации: От класса к классу задания усложняются, учитель вводит те вопросы, которые представляют для него наибольший интерес.
Обработка результатов: 8—10 баллов — высокая тревожность, 6—8 баллов — умеренная, меньше — тревожность отсутствует.
Выводы: Только для начальных представлений. Дополняется сведениями, добытыми другими методами исследования.
Коррекционная методика
Название: Приятные воспоминания.
Форма, метод: Упражнение.
Цель: 1) получить диагностическую информацию, 2) сформировать элементы требуемого поведения.
Оборудование: Не требуется.
Реализация: Дети по очереди рассказывают о своем поведении. Каждый припоминает ситуацию, в которой он был доволен собой, своим поступком. Обязательно определяется, что именно вызвало приятные ощущения. Дети сообща корректируют ситуацию, предлагают свои варианты решения. Учитель расставляет акценты.
Вариации: Можно поставить и противоположную цель: пусть дети расскажут, когда они не были довольны своими поступками. Но такая постановка задачи требует доверия, полной раскрепощенности детей. Не всегда этична и выполнима. Применяется учителем осторожно и взвешенно.
Обработка результатов: Не требуется.
Выводы: Педагог получает дополнительные сведения о ребенке, его представлениях и оценках ситуаций.
Импульсивный ребенок
Надо воспитывать так, чтобы ребенок проявлял активность, стремился к чему-то, добивался, но в то же время у него должен воспитываться тормоз... для таких его желаний, которые уже являются вредными или уводящими его дальше, чем это можно в его возрасте.
А.С. Макаренко
Девиантное поведение часто провоцируется детской импульсивностью. Импульсивность(от лат. impulsus — толчок) — особенность поведения ребенка (или черта характера), заключающаяся в склонности действовать по первому побуждению, под влиянием чисто внешних обстоятельств, эмоций, действовать поспешно, торопливо. Импульсивный ребенок не обдумывает своих поступков, не взвешивает различных возможностей; он быстро и непосредственно действует и часто столь же быстро раскаивается в своих поступках. Импульсивность обусловлена преобладанием возбуждения над торможением, слабостью нервной системы и процессов торможения.
Импульсивный ребенок ведет себя несдержанно, подвержен ситуационным эмоциональным порывам, не считается с мнением других людей. Такое его поведение часто напоминает отклоняющееся, граничит с ним. Умеренная импульсивность младших школьников — это нормальное явление, это возрастная особенность. В силу своего эгоцентризма ребенок заботится только об удовлетворении своих потребностей. К проявлению такой импульсивности воспитатели готовы и умеют ее «укрощать». Но есть импульсивность аномальная, завышенная, когда эмоциональная расторможенность школьника мешает ему самому и окружающим. Это так называемая импульсивность «без тормозов».
Причины детской импульсивности хорошо изучены. Среди них:
—возрастные особенности психического, социального, нравст
венного развития младших школьников;
—несформированность их эмоционально-волевой сферы, ситуа
тивная мотивация поведения;
—неспособность связывать причины и следствия, предвидеть бу
дущие последствия своих поступков;
—гиперактивность как следствие преобладания возбуждения над
торможением;
—богатая разнообразными впечатлениями среда, способствую
щая вызову и проявлению неконтролируемых порывов;
—безразличие взрослых;
—недостатки предшествующего воспитания.
Импульсивное новедение«лёгко диагностируется визуально. Если ребенок несдержан, норовист, несется сломя голову неизвестно куда и зачем, начинает что-то делать, ни капельки не подумав, бросает начатое, пытается одновременно управиться с десятком дел, то он импульсивен. Признаки импульсивности:
—неумение ждать, нетерпеливость;
—способность легко расстраиваться;
—обидчивость, раздражительность;
—эмоциональная несдержанность;
—легкая отвлекаемость внимания;
—беззаботность, легкомысленность, безответственность;
—неспособность к длительному монотонному труду;
—страсть к новым впечатлениям;
—нежелание прислушиваться к замечаниям взрослых, игнори
рование требований родителей и учителей.
Чтобы убедиться, вызвано ли отклоняющееся поведение некоторых школьников именно их импульсивностью, учитель может предложить детям тест-игру.
Для работы с детьми
Диагностическая методика Название: Узнай себя. Форма, метод: Тест-игра.
Цель: Составить первое впечатление об импульсивности учащихся класса.
Оборудование: Планшет для теста, распечатка теста.
Тест
Это правда, что ты:
1. Быстро находишь ответ на любой вопрос?
2. Часто бываешь не в настроении?
3. Не можешь долго выполнять трудную работу?
4. Быстро, не колеблясь принимаешь решения?
5. Отвлекаешься на уроках?
6. Не всегда прислушиваешься к советам родителей?
7. Не раздумывая принимаешься за новое дело?
8. Не любишь подчиняться правилам?
9. Говоришь громко и быстро?
10. Не всегда доводишь работу до конца?
Реализация: Детям предлагается тест. Устанавливается
время выполнения задания (не больше 2—3 минут).
Вариации: От класса к классу задания усложняются, учитель вводит те вопросы, которые представляют для него наибольший интерес.
Обработка результатов: 8—10 баллов — высокая импульсивность, 6—8 баллов — умеренная, меньше — отсутствует.
Выводы: Только для начальных представлений. Дополняется сведениями, добытыми другими методами исследования.
Обычно детская импульсивность проходит с возрастом. Но у некоторых детей привычка действовать поспешно, без обдумывания последствий своих поступков сохраняется надолго, закрепляется как черта характера, переходит в инфантилизм. Наиболее импульсивных детей можно выделить в специальную подгруппу и вести целенаправленную коррекционную работу. Она будет заключаться в следующем:
—поощрение каждой попытки импульсивного школьника сдер
живать свои порывы, эмоции, движения, жесты, стремления
не поддаваться первому желанию;
—похвала за проявленное терпение, подчеркивая, что любое
большое дело начинается с маленькой попытки;
—выражение надежды, что ученик сможет, если захочет, изба
виться от своего недостатка, справиться с собой;
—учить умению переделывать себя маленькими шагами: не спе
шить с ответом или действием, подумать, прежде чем напи
сать, уметь оценивать последствия своих поступков;
—подкреплять советы примерами из жизни видных людей, кото
рые в детстве имели такие же проблемы.
Для достижения положительного результата учитель и в этом, и в других аналогичных случаях может даже погрешить против истины, наделив «недостатками» кумиров школьника, авторитетных для него людей.
Основные приемы коррекции импульсивности:
—совместные игры, требующие сдержанности непосредствен
ных побуждений, строгого подчинения правилам игры, учета
интересов других игроков;
—тренаж-приучение думать, прежде чем действовать;
—специальные упражнения по сдерживанию своих порывов;
—тренаж ответственности за свои поступки;
—твердый режим.
Итак, младшие школьники подвержены импульсивности — незамедлительно действовать под влиянием непосредственных импульсов, побуждений, по случайным поводам, не подумав и не взвесив всех обстоятельств. Причина их отклоняющегося поведения ясна: возрастная слабость волевой регуляции поведения, потребность в активной внешней разрядке. Поэтому 120
I далеко не все случаи нарушения младшими школьниками пра-I вил внутреннего распорядка в школе следует объяснять недис- | циплинированностью. Импульсивность — это наименьшая из | причин отклоняющегося поведения, хотя она и мешает многим школьникам. Учитель, применяя коррекционные воздей- I ствия, помогает детям избавиться от недостатков.
Для работы с детьми
Коррекционная методика
Название: Запрещенный номер.
Форма, метод: Игра.
Цепь: Коррекция импульсивности.
Оборудование: Не требуется.
Реализация: Дети вместе с учителем становятся в кружок. Выбирается цифра, которую нельзя произносить. Вместо нее игрок должен хлопать в ладоши. Например, запрещена цифра 5. Начинается игра. Первый участник скажет 1, следующий продолжит, и так до 5. Пятый участник молча хлопает в ладоши 5 раз. Шестой говорит «шесть» и так до 10. Потом все сначала. Игра идет в быстром темпе.
Вариации: Можно проводить со словами, цветами, именами и т. д.
Обработка результатов: Не требуется.
Выводы: Воспитывается внимательность, самоконтроль; умение думать, прежде чем действовать.
Помощь депрессивным детям
С беспризорными это обстоятельство я видел лучше: это испорченные детские нервы. Я думаю, этот — дезорганизатор, этот — вор, этот — лентяй, а в большинстве случаев это просто дети с потрепанными нервами. Они каждое ваше слово, каждое движение встречают с сопротивлением, у них нервы болят, когда вы подходите.
А.С. Макаренко
Депрессия (от лат. depressio — подавление, угнетение) — это подавленное, угнетенное, тоскливое состояние, возникающее как реакция на тяжелые и неприятные ситуации. Заторможенность движений, замедленность мышления, снижение активности, безынициативность — таковы характерные признаки депрессии.
Речь у депрессивных детей замедленна, они не вступают в разговор, на вопросы отвечают односложно, часто шепотом; выражение лица скорбное, тоскливое, аппетит снижен, сон нарушен.
Различают активную и реактивную депрессию. Активная вызывается психическими и общими заболеваниями. А реактивная депрессия связана с тяжелыми жизненными ситуациями: неудачами, обидами, смертью близких людей, сопровождается тягостными переживаниями, страхами. Ребенок становится мнительным, мрачным, необщительным, пессимистически ко всему настроенным. Снижается самооценка. Успехи в учебе и в других областях деятельности падают. Возникает отклоняющееся поведение.
Депрессивное состояние обычно проходит по прекращению действия основной причины. А если причина не устранена, то депрессия переходит в устоявшееся эмоциональное состояние, которое может сохраняться долго и требует специальной психолого-педагогической коррекции. Учитель должен знать, что когда дети переживают тяжелые стрессы, семейные неурядицы, суровые наказания, потери родных, неудачи в учебе, то они могут легко оказаться в состоянии депрессии. Социальные психологи отмечают, что люди, находящиеся в депрессии, обычно вспоминают, что родители отвергали и наказывали их. Из этого можно сделать вывод, что главной причиной детской депрессии является отвержение, неласковость, слишком суровые наказания.
Сильным источником детской депрессивности может быть и школа. Дети более тревожны и склонны к депрессии, когда:
—боятся учителей, администрации;
—общаются с учителем, чье мнение для них важно или имеет
значение, например, при выставлении годовых оценок;
—их успехи оценивает комиссия;
—их поведение разбирается в классе, на собраниях;
—они находятся в новых или незнакомых ситуациях и не знают,
как правильно себя вести;
—готовятся к чему-то новому, необычному, например, к поступ
лению в школу, переходу в новый класс.