Теория обучения или дидактика
1.Краткая история развития дидактики
2.Дидактика, ее задачи и основные категории
3.Сущность, структура, динамика, движущие силы обучения.
1.
Дидактика от лат слова «» - изучающий, учить. Учителей называли дидаскалы. Начальная школа в спарте – дидаскалейон. Первый школы возникли в 5 – 6 тысячелетии до н.э в странах ближнего востока.
На Руси возникли первые школы в 987 году после принятия христианства.
Немецкий ученый Ратке (1571 – 1635гг) – он первый сформулировал 25 принципов (правил) обучения и объединил их названием «дидактика».
Чешский педагог Ян-Амос Коменский (17век). В своем произведении «Великая Дидактика» разработал основу классно-урочной системы обучения.
18 векШвейцария, Иоган Генрих Песталоцци. Он разработалтеорию элементарного обучения, заложив тем самым основы методики преподавания в начальной школе.
Адольф Дистерверк в своей работе руководства образования немецких учителей. Заложил основы теории развивающего обучения, выразив эту теорию в 33 дидактических принципах.
Первая половина 19 в Иоган Гербард. Он разработал основы авторитарной педагогики в которой ведущая роль в процессе обучения принадлежит учителю. В то же время попытался психологизировать процесс обучения и разработал первую теорию познавательного интереса.
Вторая половина 19 века Россия – Константин Дмитриевич Ушинский – основатель отечественной научной педагогики. В своих произведениях разработал психологические основы процесса обучения. Особое внимание удилял принципу народности в обучении (связь с родным языком).
В Советский период (20веке) большой вклад в развитие теории обучения внесли И.Я. Лернер, Леонид Владимирович Занков, Магамет Измаилович Махмутов, Воладар Васильевич Краевский, Владимир Иванович Загрязинский, Петр Яковлевич Гальперин, Н.Ф.Колызина, Наталья Алескандровна Менчинская .
1. Дидактика – отрасль педагогики, разрабатывающая теорию образования и обучения. Предметом дидактики является (то что она изучает) – закономерности и принципы обучения, его цели, научные основы содержания образования, методы, формы и средства обучения.
Задачи: А) описывает и объясняет процесс обучения и условия его реализации. Б) Разрабатывает более совершенную организацию процесса обучения, новые обучающие системы и технологии.
Основные категории дидактики: 1) процесс обучения- это процесс, целенаправленного взаимодействия ученика и учителя, направленный на достижение целей образования. Деятельность учителя – процесс преподавание , деятельность ученика – учение. 2) принцип обучения– основные требования, правила, организация и функционирование учебного процесса. (н-р: принцип наглядности, принцип системности, принцип сознательности). 3) содержание, образование – это система научных знаний, умений и навыков мировоззренческих, нравственно-эстетических идей, элементов социального, познавательного и творческого опыта. 4) методы обучения – это способы взаимосвязанной деятельности учителя и ученика направленной на решение задач обучения.(дискуссия, упражнение, игра, лабораторная работа, иллюстрация, демонстрация) 5) формы об организации обучения– это внешние выражения процесса обучения, определяющее когда, кто, где и как обучается.(н-р: урок, лекция, экскурсия, факультатив, консультация, домашняя работа, практикум, семинары, самостоятельная работа)
2. Обучение – это специфический процесс познания, управляемый педагогом. При этом он не сводится к механической передачи знаний, умений и навыков – это двусторонний процесс взаимодействия (объединяющий процессы учения и преподавания). Обучение имеет задачную структуру, т.е движение идет от одной задачи к другой, продвигая при этом ученика по пути познания.
Функции процесса обучения: 1) образовательная функция – это вооружение учащихся системой научных знаний, умений и навыков и использование их на практике. Знание – сохранение в памяти и умение воспроизводить и использовать факты науки, теории, понятия. Умения – владение способами применения знаний на практике. Навыки– это автоматизированные умения или действия. 2) Воспитательная функция – в процессе усвоения знаний у учащихся формируются взгляды, чувства, ценности, черты личности и привычки поведения. Это происходит как не преднамеренно, так и в силу специальной организации процесса обучения, отбора содержание образования в ходе реализации принципа воспитывающего обучения. Задачи эстетического воспитания преимущественно осуществляются на уроках литературы, изо, МХК, ИКН, музыка. Вопросы нравственного воспитания – естествознание, литература, история. 3) Развивающая функция – в процессе обучения происходит развитие психомоторной, сенсорной, интеллектуальной, эмоциональноволевой и мотивационно - потребностной сфер личности. Принцип развивающего обучения, который реализуется посредствам этой функции, был обоснован Львом Семеновичем Выготским, который выделял развитие ребенка зону актуального развития и зону ближайшего развития. Зона актуального развития – это те знания, умения и навыки, которыми обладает ребенок в данный момент времени. Зона ближайшего развития – объединяет те качества личности и знания, умения, навыки, которые необходимо сформировать у ребенка в ближайшее время. Для того чтобы реализовать развивающую функцию обучение должно быть направленно на зону ближайшего развития ребенка.
Таким Образом, сущность процесса обучения состоит в стимулировании и организации активной учебно-познавательной деятельности учащихся по овладению ими, знаниями, развитию способностей, выработки взглядов.