Организация подготовки необычного урока состоит
из подэтапов:распределение обязанностей (между учителем и учащимися); написание сценария урока (с указанием конкретных целей, инструкций по проведению каждого этапа урока; списка ролей участников и реквизита); подборку заданий, вопросов, упражнений, задач с решением; методов урока и средств обучения, разработки критериев оценки деятельности учащихся.
Подбор заданий.
Подбор заданий для необычного урока (если выбранная форма урока предусматривает их выполнение) может производить учитель самостоятельно или совместно с учащимися (например, когда они готовят задания друг для друга).
Задания должны быть занимательными (по форме, содержанию, сюжету и т.д.; по способу решения или неожиданному результату); они должны развивать логику, смекалку, образное мышление, сообразительность и т.д.
Задания должны отличаться уровнем сложности, иметь практическую значимость и межпредметное содержание.
Задания должны быть сформулированы так, чтобы их выполнение было невозможным без хорошего знания теоретического материала.
Задания должны быть непосредственно связаны с изучаемой темой, способствовать усвоению, закреплению, совершенствованию полученных при ее изучении умений и навыков.
При групповой работе на уроке учащиеся могут вы полнять: одинаковое задание (если группа одноуровневая), задания, одинаковые по уровню сложности, но разные по формулировке, способам решения, исходным данным (для одноуровневых групп), задания, отличающиеся, уровнем сложности (для разноуровневых групп), другие варианты. Объем заданий, уровень их сложности,, количество заданий для каждого учащегося (или группы) - все это зависит от времени проведения урока, характеристик класса (например, темпа работы), индивидуальных особенностей учащихся и других факторов.
2. СОБСТВЕННО УРОК(выделяется 3 основных этапа):
Первый этап.Он является предпосылкой формирования и развития мотивационной сферы учащихся: ставятся проблемы, выясняется степень готовности к их решению, к нахождению путей достижения целей урока. Намечаются ситуации, участие в которых позволит решать познавательные, развивающие и воспитательные задачи.
Развитие мотивационной сферы осуществляется тем; эффективнее, чем результативнее проведен подготовительный период: качество выполнения учащимися предварительных заданий влияет на их интерес к предстоящей! работе. При проведении урока учитель учитывает отношение учащихся к оригинальной форме урока; уровень их подготовленности; возрастные и психологические особенности.
Второй этап. Сообщение нового материала, формирование знаний учащихся в различных "нестандартных" формах организации их мыслительной активности.
Третий этап. Он посвящен формированию умений и навыков. Контроль обычно не выделяется во времени, а"растворяется" в каждом из предшествующих этапов.
АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЭТАП
В период анализа данных уроков целесообразно оценивать как итоги обучения, воспитания, развития учащихся, так и картину общения - эмоциональный тонус урока: не только в общении учителя с учащимися, но и в общении учащихся друг с другом, а также в отдельных рабочих группах.
Проводить анализ можно в разных формах: устно «солнышко», т.е. когда учащиеся садятся кругом и поочередно высказывают свои впечатления, пожелания, замечания и т.д.; устно выборочно (например, один из членов группы высказывает мнение группы о прошедшем уроке); письменно (например, в форме анкетирования или используя графические схемы анализа).
Анализ урока можно проводить либо сразу после урока «по горячим следам», либо некоторое время спустя несколько дней или через месяц, чтобы проверить, что осталось в памяти. Возможно проведение двойного анализа (в разное время).
Подготовительный этап.
- Наличие основных этапов подготовки:замысел (определение временных рамок); определение темы урока; определение формы урока;
- занятость учителя и учащихся(подготовка сообщений на тему предстоящего урока, составление вопросов, кроссвордов, викторин, изготовление необходимо дидактического материала и т. д.);
- распределение обязанностей(между учителем и учащимися);
- разработка сценария(подробный план урока с указанием целей урока); инструкции по проведению каждого этапа урока; список ролей участников (роли распределяются сразу между учащимися) и реквизита; подборка заданий, вопросов, упражнений, задач и т. п. с решением и критерии их оценки; критерии оценки деятельности учащихся; вопросы для анализа урока.
Основная часть урока.
1. Наличие этапов урока в соответствии с избранной формой проведения.
а) Первый этап - постановка проблем, выяснение степени готовности к их решению, к нахождению путей достижения целей урока, определение ситуаций, участие в которых позволит решать познавательные, развивающие ивоспитательные задачи.
б) Второй этап - сообщение нового материала, формирование знаний учащихся в различных "нестандартных" формах организации их мыслительной активности.
в) Третий этап - формирование умений и навыков.
2. Наличие творческих принципов урока:отсутствие формализма в проведении, максимальное вовлечение учащихся класса в активную деятельность на уроке, эмоциональный тон урока, множественность мнений, педагогически целесообразная дифференциация учащихся по учебным возможностям, интересам, способностям и склонностям.
3. Оценивание итогов обучения, воспитания, развития учащихся.Все ученики или только некоторые из них, критерии оценки при разных видах и формах учебной работы, наличие или отсутствие итоговой оценки (оценка за подготовительный этап и работу на уроке), методика выставления оценки (учитель; учитель и капитан (при групповой работе); сами учащиеся (при индивидуальной форме работы, когда учащиеся анализируют выступления одноклассников; или при групповой работе - после обсуждения работы каждого члена группы); по ходу урока, в конце, после урока. Критерии оценки устных выступлений и письменных работ.