Организация подготовки необычного урока состоит

из подэтапов:распределение обязанностей (между учи­телем и учащимися); написание сценария урока (с указа­нием конкретных целей, инструкций по проведению каждо­го этапа урока; списка ролей участников и реквизита); подборку заданий, вопросов, упражнений, задач с реше­нием; методов урока и средств обучения, разработки кри­териев оценки деятельности учащихся.

Подбор заданий.

Подбор заданий для необычного урока (если выбран­ная форма урока предусматривает их выполнение) может производить учитель самостоятельно или совместно с учащимися (например, когда они готовят задания друг для друга).

Задания должны быть занимательными (по форме, со­держанию, сюжету и т.д.; по способу решения или неожи­данному результату); они должны развивать логику, сме­калку, образное мышление, сообразительность и т.д.

Задания должны отличаться уровнем сложности, иметь практическую значимость и межпредметное содержание.

Задания должны быть сформулированы так, чтобы их выполнение было невозможным без хорошего знания тео­ретического материала.

Задания должны быть непосредственно связаны с изу­чаемой темой, способствовать усвоению, закреплению, совершенствованию полученных при ее изучении умений и навыков.

При групповой работе на уроке учащиеся могут вы полнять: одинаковое задание (если группа одноуровне­вая), задания, одинаковые по уровню сложности, но раз­ные по формулировке, способам решения, исходным дан­ным (для одноуровневых групп), задания, отличающиеся, уровнем сложности (для разноуровневых групп), другие варианты. Объем заданий, уровень их сложности,, количе­ство заданий для каждого учащегося (или группы) - все это зависит от времени проведения урока, характеристик клас­са (например, темпа работы), индивидуальных особенно­стей учащихся и других факторов.

2. СОБСТВЕННО УРОК(выделяется 3 основных этапа):

Первый этап.Он является предпосылкой формиро­вания и развития мотивационной сферы учащихся: ставят­ся проблемы, выясняется степень готовности к их решению, к нахождению путей достижения целей урока. Намечаются ситуации, участие в которых позволит решать познавательные, развивающие и воспитательные задачи.

Развитие мотивационной сферы осуществляется тем; эффективнее, чем результативнее проведен подготови­тельный период: качество выполнения учащимися предва­рительных заданий влияет на их интерес к предстоящей! работе. При проведении урока учитель учитывает отноше­ние учащихся к оригинальной форме урока; уровень их подготовленности; возрастные и психологические особен­ности.

Второй этап. Сообщение нового материала, форми­рование знаний учащихся в различных "нестандартных" формах организации их мыслительной активности.

Третий этап. Он посвящен формированию умений и навыков. Контроль обычно не выделяется во времени, а"растворяется" в каждом из предшествующих этапов.

АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЭТАП

В период анализа данных уроков целесообразно оце­нивать как итоги обучения, воспитания, развития учащихся, так и картину общения - эмоциональный тонус урока: не только в общении учителя с учащимися, но и в общении учащихся друг с другом, а также в отдельных рабочих группах.

Проводить анализ можно в разных формах: устно «солнышко», т.е. когда учащиеся садятся кругом и пооче­редно высказывают свои впечатления, пожелания, заме­чания и т.д.; устно выборочно (например, один из членов группы высказывает мнение группы о прошедшем уроке); письменно (например, в форме анкетирования или исполь­зуя графические схемы анализа).

Анализ урока можно проводить либо сразу после урока «по горячим следам», либо некоторое время спустя не­сколько дней или через месяц, чтобы проверить, что оста­лось в памяти. Возможно проведение двойного анализа (в разное время).

Подготовительный этап.

- Наличие основных этапов подготовки:замысел (определение временных рамок); определение темы урока; определение формы урока;

- занятость учителя и учащихся(подготовка сооб­щений на тему предстоящего урока, составление вопросов, кроссвордов, викторин, изготовление необходимо дидакти­ческого материала и т. д.);

- распределение обязанностей(между учителем и учащимися);

- разработка сценария(подробный план урока с ука­занием целей урока); инструкции по проведению каждого этапа урока; список ролей участников (роли распределя­ются сразу между учащимися) и реквизита; подборка зада­ний, вопросов, упражнений, задач и т. п. с решением и кри­терии их оценки; критерии оценки деятельности учащихся; вопросы для анализа урока.

Основная часть урока.

1. Наличие этапов урока в соответствии с избран­ной формой проведения.

а) Первый этап - постановка проблем, выяснение степени готовности к их решению, к нахождению путей достижения целей урока, определение ситуаций, участие в ко­торых позволит решать познавательные, развивающие ивоспитательные задачи.

б) Второй этап - сообщение нового материала, формирование знаний учащихся в различных "нестандартных" формах организации их мыслительной активности.

в) Третий этап - формирование умений и навыков.

2. Наличие творческих принципов урока:отсутствие формализма в проведении, максимальное вовлечение учащихся класса в активную деятельность на уроке, эмо­циональный тон урока, множественность мнений, педаго­гически целесообразная дифференциация учащихся по учебным возможностям, интересам, способностям и склон­ностям.

3. Оценивание итогов обучения, воспитания, раз­вития учащихся.Все ученики или только некоторые из них, критерии оценки при разных видах и формах учебной работы, наличие или отсутствие итоговой оценки (оценка за подготовительный этап и работу на уроке), методика выставления оценки (учитель; учитель и капитан (при груп­повой работе); сами учащиеся (при индивидуальной форме работы, когда учащиеся анализируют выступления од­ноклассников; или при групповой работе - после обсужде­ния работы каждого члена группы); по ходу урока, в конце, после урока. Критерии оценки устных выступлений и пись­менных работ.

Наши рекомендации