Раздел 1. Теория музыкального воспитания и развития
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА
Учебная программа для высших учебных заведений
по специальностям
1-18 01 01 Народное творчество (по направлениям),
1-17 03 01 Искусство эстрады (по направлениям),
1-16 01 10 Пение (по направлениям),
направлению специальности
1-16 01 06-11 Духовые инструменты (народные)
Минск 2011
Составитель
И.А. Малахова, заведующая кафедрой психологии и педагогики учреждения образования «Белорусский государственный университет культуры и искусств», кандидат педагогических наук, доцент
Рецензенты
Л.Н. Воронецкая, декан факультета дошкольного образования учреждения образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка», кандидат педагогических наук, доцент;
Н.П. Яконюк, заведующая кафедрой теории музыки и музыкального образования учреждения образования «Белорусский государственный университет культуры и искусств», доктор искусствоведения, профессор
Рекомендована:
кафедрой психологии и педагогики учреждения образования «Белорусский государственный университет культуры и искусств» (протокол № от );
президиумом научно-методического совета учреждения образования «Белорусский государственный университет культуры и искусств» (протокол № 7 от 30.06.2011 г.).
Ответственный за редакцию
Ответственный за выпуск И.А. Малахова
Пояснительная записка
Сегодня как никогда остро стоит проблема адаптации и социализации человека в быстро меняющейся современной действительности, где человек рассматривается как творец и созидатель исторического прогресса. В этой связи фундаментальное значение имеют художественно-эстетическое воспитание и творческое становление подрастающего поколения, поскольку оно в силу своих социально-психологических характеристик, является одной из движущих сил поступательного развития культуры, ее сохранения и приумножения. Музыкальное воспитание как составная часть эстетического воспитания личности решает проблемы формирования духовного потенциала человека и общества, о чем свидетельствуют исторические факты становления и развития мировых социокультурных систем.
Профессиональная музыкальная педагогика как учебная дисциплина нового поколения образовательных стандартов первой ступени высшего профессионального образования относится к циклу дисциплин общепрофессиональной и специальной подготовки студентов факультета музыкального искусства. Профессиональная музыкальная педагогика как отрасль общей педагогики направлена на формирование педагогических компетенций и оптимизацию профессиональной подготовки студентов к практической работе в качестве руководителя любительского художественного коллектива, преподавателя музыкальных дисциплин на начальном и среднем уровнях профессионального образования, организатора эстетического воспитания детей и молодежи в различных учреждениях социокультурной сферы.
Профессиональной музыкальной педагогике предшествует учебная дисциплина «Педагогика» как основа теоретической педагогической подготовки студентов, а логическим продолжением этой подготовки является «Профессиональная педагогика», «Методика преподавания спецдисциплин» и педагогическая практика.
Целью учебной дисциплины «Профессиональная педагогика» является формирование у студентов научно обоснованных представлений о закономерностях процесса музыкального воспитания и обучения человека, становления и развития образованной, творческой, разносторонне мыслящей личности.
Задачи учебной дисциплины “Профессиональная педагогика” включают:
– овладение студентами знаниями по истории становления национальной и зарубежных систем музыкального воспитания и образования, по теории музыкального развития и формирования личности, по организации процесса музыкального воспитания и обучения;
– формирование у будущих педагогов-музыкантов основ музыкально-педагогического мастерства;
– воспитание у студентов устойчивого интереса к профессии педагога-музыканта, стремления к педагогическому самообразованию.
В результате освоения данной учебной дисциплины студенты должны знать:
– основные категории профессиональной педагогики, сущность закономерности и принципы музыкального воспитания, образования и развития личности;
– методы, формы и содержание музыкального воспитания и образования детей разного возраста;
– технологии музыкального воспитания и обучения детей в различных учреждениях социокультурной сферы и на начальной ступени музыкального образования;
– этапы истории развития музыкального воспитания и образования;
– сущность, структуру и пути формирования педагогического мастерства педагога-музыканта.
уметь:
– анализировать педагогические явления и сопоставлять их с положениями педагогической теории;
– преподавать специальные музыкальные дисциплины, изучать передовой педагогический опыт и творчески использовать его в своей музыкально-педагогической деятельности;
– планировать, организовывать и осуществлять процесс музыкального обучения и воспитания детей и молодежи в различных учреждениях социокультурной сферы;
– применять современные методы, средства и технологии музыкального обучения в практике учебно-воспитательного процесса;
– совершенствовать свое педагогическое мастерство.
Логика изложения учебного материала предопределила структуру курса, состоящего из четырех разделов, выстроенных в соответствии с требованиями современной педагогической науки и развивающего обучения, по степени усложнения задач и содержания занятий. Первый раздел «Теория музыкального воспитания и развития» посвящен изучению сущности, закономерностей и принципов музыкального воспитания детей; структуры и содержания музыкальных способностей и креативности личности, факторов их развития, методики их диагностики. Второй раздел «История музыкального воспитания и образования» посвящен вопросам зарождения и становления систем музыкального воспитания и образования в Беларуси и в зарубежных странах. Третий раздел «Музыкальная дидактика» направлен на изучение педагогического процесса в музыкальном обучении: цель, задачи, закономерности, принципы, содержание образования и его структура, методы, формы, средства и технологии музыкального обучения. Четвертый раздел «Музыкально-педагогическое мастерство педагога-музыканта» охватывает вопросы структуры, содержания и путей развития педагогического мастерства.
В ходе преподавания профессиональной педагогики используются интерактивные методы обучения, позволяющие активизировать познавательную деятельность студентов: создание и решение проблемных ситуаций, микро преподавание, деловая игра, самотестирование и самоанализ педагогических качеств, создание педагогических аннотаций и рецензий. Контролируемая самостоятельная работа осуществляется студентами на протяжении всего периода изучения дисциплины и представлена вопросами для обсуждения и сообщениями на семинарах, письменными заданиями, направленными на развитие креативности начинающих педагогов-музыкантов и формирование их творческого потенциала в процессе профессиональной деятельности, вопросами для самоконтроля и экзаменационными вопросами.
В соответствии с учебным планом на изучение дисциплины «Профессиональная педагогика» отводится 100 часов, из которых 36 – аудиторные занятия (30 ч. лекционные, 6 ч. семинарские). Рекомендуемая форма контроля – экзамен.
Завершается педагогическая подготовка студентов государственным экзаменом по педагогике и методике преподавания спецдисциплин, содержание которого включает учебный материал, в том числе и по профессиональной педагогике.
Примерный тематический план дисциплины
«Профессиональная педагогика»
№ п/п | Наименование разделов и тем | Количество часов | ||
всего | лекц. | сем. | ||
1. | Введение | - | ||
Раздел 1. Теория музыкального воспитания и развития | ||||
2. | Предмет и основные категории профессиональной педагогики | - | ||
3. | Процесс приобщения личности к восприятию музыки как педагогическая проблема | |||
4. | Формирование и развитие музыкальных способностей детей | |||
Раздел 2. История музыкального воспитания и образования | ||||
5. | Становление и развитие музыкального воспитания и образования в древние времена и в эпоху Средневековья | 1,5 | 0,5 | |
6. | Музыкальное воспитание и образование на белорусских землях и в странах Западной Европы в эпоху Возрождения и Просвещения | 1,5 | 0,5 | |
7. | Музыкальное воспитание и образование в XIX – начале XX вв. в западноевропейских странах и России | 1,5 | 0,5 | |
8. | Современная система музыкального воспитания и профессионального образования в Беларуси | 1,5 | 0,5 | |
9. | Зарубежные системы музыкального воспитания и образования ХХ века | - | ||
Раздел 3. Музыкальная дидактика | ||||
10. | Цели и задачи, закономерности и принципы музыкального обучения | 1,5 | 0,5 | |
11. | Содержание музыкального образования | 1,5 | 0,5 | |
12. | Средства и методы музыкального обучения | 1,5 | 0,5 | |
13. | Формы организации учебного процесса в музыкальном обучении | 1.5 | 0,5 | |
14. | Контроль и оценка музыкальных знаний, умений и навыков | - | ||
Раздел 4. Музыкально-педагогическое мастерство | ||||
15. | Специфика музыкально-педагогической деятельности | - | ||
16. | Структура и содержание музыкально-педагогического мастерства | - | ||
17. | Мастерство педагогического взаимодействияна уроках музыки | - | ||
18. | Убеждение и внушение как способы коммуникативного взаимодействия педагога-музыканта с учащимися | - | ||
19. | Сущность и структура педагогической техники педагога-музыканта | - | ||
Всего: |
Содержание дисциплины
Введение
Профессиональная музыкальная педагогика как отрасль общей педагогики, занимающаяся воспитанием, образованием и развитием человека средствами музыкального искусства и в ходе музыкально-творческой деятельности. Профессиональная педагогика как наука, вскрывающая закономерности, обосновывающая теоретические положения, разрабатывающая принципы, методы, формы, технологии музыкального воспитания и обучения детей и взрослых.
Цели, задачи и структура курса профессиональной музыкальной педагогики. Учебно-методическое обеспечение профессиональной музыкальной педагогики. Связь профессиональной музыкальной педагогики с другими дисциплинами. Роль и значение курса в структуре профессиональной педагогической подготовки будущих преподавателей музыкальных дисциплин.
Раздел 1. Теория музыкального воспитания и развития