Раздел 1. Теория музыкального воспитания и развития

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА

Учебная программа для высших учебных заведений

по специальностям

1-18 01 01 Народное творчество (по направлениям),

1-17 03 01 Искусство эстрады (по направлениям),

1-16 01 10 Пение (по направлениям),

направлению специальности

1-16 01 06-11 Духовые инструменты (народные)

Минск 2011

Составитель

И.А. Малахова, заведующая кафедрой психологии и педагогики учреждения образования «Белорусский государственный университет культуры и искусств», кандидат педагогических наук, доцент

Рецензенты

Л.Н. Воронецкая, декан факультета дошкольного образования учреждения образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка», кандидат педагогических наук, доцент;

Н.П. Яконюк, заведующая кафедрой теории музыки и музыкального образования учреждения образования «Белорусский государственный университет культуры и искусств», доктор искусствоведения, профессор

Рекомендована:

кафедрой психологии и педагогики учреждения образования «Белорусский государственный университет культуры и искусств» (протокол № от );

президиумом научно-методического совета учреждения образования «Белорусский государственный университет культуры и искусств» (протокол № 7 от 30.06.2011 г.).

Ответственный за редакцию

Ответственный за выпуск И.А. Малахова

Пояснительная записка

Сегодня как никогда остро стоит проблема адаптации и социализации человека в быстро меняющейся современной действительности, где человек рассматривается как творец и созидатель исторического прогресса. В этой связи фундаментальное значение имеют художественно-эстетическое воспитание и творческое становление подрастающего поколения, поскольку оно в силу своих социально-психологических характеристик, является одной из движущих сил поступательного развития культуры, ее сохранения и приумножения. Музыкальное воспитание как составная часть эстетического воспитания личности решает проблемы формирования духовного потенциала человека и общества, о чем свидетельствуют исторические факты становления и развития мировых социокультурных систем.

Профессиональная музыкальная педагогика как учебная дисциплина нового поколения образовательных стандартов первой ступени высшего профессионального образования относится к циклу дисциплин общепрофессиональной и специальной подготовки студентов факультета музыкального искусства. Профессиональная музыкальная педагогика как отрасль общей педагогики направлена на формирование педагогических компетенций и оптимизацию профессиональной подготовки студентов к практической работе в качестве руководителя любительского художественного коллектива, преподавателя музыкальных дисциплин на начальном и среднем уровнях профессионального образования, организатора эстетического воспитания детей и молодежи в различных учреждениях социокультурной сферы.

Профессиональной музыкальной педагогике предшествует учебная дисциплина «Педагогика» как основа теоретической педагогической подготовки студентов, а логическим продолжением этой подготовки является «Профессиональная педагогика», «Методика преподавания спецдисциплин» и педагогическая практика.

Целью учебной дисциплины «Профессиональная педагогика» является формирование у студентов научно обоснованных представлений о закономерностях процесса музыкального воспитания и обучения человека, становления и развития образованной, творческой, разносторонне мыслящей личности.

Задачи учебной дисциплины “Профессиональная педагогика” включают:

– овладение студентами знаниями по истории становления национальной и зарубежных систем музыкального воспитания и образования, по теории музыкального развития и формирования личности, по организации процесса музыкального воспитания и обучения;

– формирование у будущих педагогов-музыкантов основ музыкально-педагогического мастерства;

– воспитание у студентов устойчивого интереса к профессии педагога-музыканта, стремления к педагогическому самообразованию.

В результате освоения данной учебной дисциплины студенты должны знать:

– основные категории профессиональной педагогики, сущность закономерности и принципы музыкального воспитания, образования и развития личности;

– методы, формы и содержание музыкального воспитания и образования детей разного возраста;

– технологии музыкального воспитания и обучения детей в различных учреждениях социокультурной сферы и на начальной ступени музыкального образования;

– этапы истории развития музыкального воспитания и образования;

– сущность, структуру и пути формирования педагогического мастерства педагога-музыканта.

уметь:

– анализировать педагогические явления и сопоставлять их с положениями педагогической теории;

– преподавать специальные музыкальные дисциплины, изучать передовой педагогический опыт и творчески использовать его в своей музыкально-педагогической деятельности;

– планировать, организовывать и осуществлять процесс музыкального обучения и воспитания детей и молодежи в различных учреждениях социокультурной сферы;

– применять современные методы, средства и технологии музыкального обучения в практике учебно-воспитательного процесса;

– совершенствовать свое педагогическое мастерство.

Логика изложения учебного материала предопределила структуру курса, состоящего из четырех разделов, выстроенных в соответствии с требованиями современной педагогической науки и развивающего обучения, по степени усложнения задач и содержания занятий. Первый раздел «Теория музыкального воспитания и развития» посвящен изучению сущности, закономерностей и принципов музыкального воспитания детей; структуры и содержания музыкальных способностей и креативности личности, факторов их развития, методики их диагностики. Второй раздел «История музыкального воспитания и образования» посвящен вопросам зарождения и становления систем музыкального воспитания и образования в Беларуси и в зарубежных странах. Третий раздел «Музыкальная дидактика» направлен на изучение педагогического процесса в музыкальном обучении: цель, задачи, закономерности, принципы, содержание образования и его структура, методы, формы, средства и технологии музыкального обучения. Четвертый раздел «Музыкально-педагогическое мастерство педагога-музыканта» охватывает вопросы структуры, содержания и путей развития педагогического мастерства.

В ходе преподавания профессиональной педагогики используются интерактивные методы обучения, позволяющие активизировать познавательную деятельность студентов: создание и решение проблемных ситуаций, микро преподавание, деловая игра, самотестирование и самоанализ педагогических качеств, создание педагогических аннотаций и рецензий. Контролируемая самостоятельная работа осуществляется студентами на протяжении всего периода изучения дисциплины и представлена вопросами для обсуждения и сообщениями на семинарах, письменными заданиями, направленными на развитие креативности начинающих педагогов-музыкантов и формирование их творческого потенциала в процессе профессиональной деятельности, вопросами для самоконтроля и экзаменационными вопросами.

В соответствии с учебным планом на изучение дисциплины «Профессиональная педагогика» отводится 100 часов, из которых 36 – аудиторные занятия (30 ч. лекционные, 6 ч. семинарские). Рекомендуемая форма контроля – экзамен.

Завершается педагогическая подготовка студентов государственным экзаменом по педагогике и методике преподавания спецдисциплин, содержание которого включает учебный материал, в том числе и по профессиональной педагогике.

Примерный тематический план дисциплины

«Профессиональная педагогика»

№ п/п   Наименование разделов и тем Количество часов
всего лекц. сем.
1. Введение -
Раздел 1. Теория музыкального воспитания и развития
2. Предмет и основные категории профессиональной педагогики -
3. Процесс приобщения личности к восприятию музыки как педагогическая проблема
4. Формирование и развитие музыкальных способностей детей
Раздел 2. История музыкального воспитания и образования
5. Становление и развитие музыкального воспитания и образования в древние времена и в эпоху Средневековья 1,5 0,5
6. Музыкальное воспитание и образование на белорусских землях и в странах Западной Европы в эпоху Возрождения и Просвещения 1,5 0,5
7. Музыкальное воспитание и образование в XIX – начале XX вв. в западноевропейских странах и России 1,5 0,5
8. Современная система музыкального воспитания и профессионального образования в Беларуси 1,5 0,5
9. Зарубежные системы музыкального воспитания и образования ХХ века -
Раздел 3. Музыкальная дидактика
10. Цели и задачи, закономерности и принципы музыкального обучения 1,5 0,5
11. Содержание музыкального образования 1,5 0,5
12. Средства и методы музыкального обучения 1,5 0,5
13. Формы организации учебного процесса в музыкальном обучении 1.5 0,5
14. Контроль и оценка музыкальных знаний, умений и навыков -
Раздел 4. Музыкально-педагогическое мастерство
15. Специфика музыкально-педагогической деятельности -
16. Структура и содержание музыкально-педагогического мастерства -
17. Мастерство педагогического взаимодействияна уроках музыки -
18. Убеждение и внушение как способы коммуникативного взаимодействия педагога-музыканта с учащимися -
19. Сущность и структура педагогической техники педагога-музыканта -
Всего:

Содержание дисциплины

Введение

Профессиональная музыкальная педагогика как отрасль общей педагогики, занимающаяся воспитанием, образованием и развитием человека средствами музыкального искусства и в ходе музыкально-творческой деятельности. Профессиональная педагогика как наука, вскрывающая закономерности, обосновывающая теоретические положения, разрабатывающая принципы, методы, формы, технологии музыкального воспитания и обучения детей и взрослых.

Цели, задачи и структура курса профессиональной музыкальной педагогики. Учебно-методическое обеспечение профессиональной музыкальной педагогики. Связь профессиональной музыкальной педагогики с другими дисциплинами. Роль и значение курса в структуре профессиональной педагогической подготовки будущих преподавателей музыкальных дисциплин.

Раздел 1. Теория музыкального воспитания и развития

Наши рекомендации