Определение исследовательского аппарата
Понятийный исследовательский аппарат курсовой работы, включает: актуальность исследования, его цель, проблему, задачи, методику.
Актуальность темы исследования - это степень ее важности в данный момент и в данной ситуации для решения данной проблемы, вопроса или задачи. Освещение актуальности не должно быть многословным. Начинать ее характеристику издалека нет необходимости. Для курсовой работы достаточно на полстраницы машинописного текста показать главное.
Из чего следует и из чего не следует исходить при раскрытии актуальности темы исследования?
Можно назвать два основных направления ее характеристики. Первое связано с неизученностью выбранной темы. В данном случае исследование актуально именно потому, что определенные аспекты темы изучены не в полной мере и проведенное исследование направлено на преодоление этого пробела. Второе направление характеристики актуальности связано с возможностью решения определенной практической задачи на основе полученных в исследовании данных. Одно из этих направлений либо то и другое вместе обычно фигурируют при характеристике этого элемента понятийного аппарата научного исследования.
Цель - это то, что мы хотим получить при проведении исследования, некоторый образ будущего.
Проблему часто отождествляют с вопросом. В основном это верно. Каждая проблема - это вопрос. Но не каждый вопрос - это проблема.
Проблема - это такой вопрос, который стоит на границе известного и неизвестного. Сформулировать проблему - значит выйти на эту границу.
Проблема возникает тогда, когда старое знание показало свою несостоятельность, а новое еще не приняло развернутой формы. В связи с этим научная проблема- это противоречивая ситуация, требующая разрешения.
Задачи исследования - это те исследовательские действия, которые необходимо выполнить для достижения поставленной в работе цели, решения проблемы или для проверки сформулированной гипотезы исследования.
Обязательным элементом введения курсовой работы является также указание на методы исследования (см. таблицу 1), которые служат инструментом в добывании фактического материала, являясь необходимым условием достижения поставленной в работе цели. В научном исследовании, упрощенным вариантом которого является курсовая работа, используют специфические методы, различающиеся содержанием выполняемых процедур.
Анализ системы знаний (греч. аnalysis – разложение, расчленение) – разделение на составные части с целью их самостоятельного изучения путем выделения основы, связывающей все знания в единую целостность.
Таблица 1. Методы исследования
метод (способ сбора информации о педагогических фактах, а также ее анализа, способ решения задач) = = операционный аппарат + приемы деятельности | |||||||||||||
теоретические | эмпирические | ||||||||||||
анализ системы знаний | моделирование | обобщение | оценивание | синтез | аналогия | классификация | наблюдение | беседа | анкетирование | тестирование | педагогический эксперимент | мониторинг | обследование |
Моделирование – воспроизведение характеристик изучаемого объекта на другом, специально для этого созданном
Обобщение – процесс перехода от единичного к общему и суждение (закон или теория) как его результат.
Оценивание – установление соответствия системе требований. Включает три процедуры: контроль (наблюдение за процессом усвоения знаний, умений, навыков), проверка (система действий и операций для констатации результатов усвоения знаний, умений, навыков), диагностика (точное определение результатов дидактического процесса).
Синтез (греч. synthesis – соединение, сочетание, составление) –реальное или мысленное объединение данных анализа о различных сторонах частей предмета в единое целое.
Аналогия (греч. аnalogia – соответствие, сходство) – установление сходства в некоторых сторонах, качествах и отношениях между нетождественными объектами.
Классификация (от лат. classis – разряд, класс и facio – делаю, раскладываю) – систематизация соподчиненных понятий (классов объектов), какой-либо области знания или деятельности человека; фиксация закономерных связей между классами объектов с целью определения места объекта в системе, которое указывает на его свойства.
Наблюдение – целенаправленное, планомерное и систематическое восприятие и фиксация проявлений психолого-педагогических явлений и процессов. Кроме того, что наблюдение является методом сбора первичной информации, оно лежит в основе ряда других методов. Оно более уместно на ранних этапах исследования, когда проводится сбор информации, или в конце, когда возникает вопрос о возможном обобщении результатов.
Беседа – получение информации об изучаемом явлении в логической форме как от исследуемой личности, членов изучаемой группы, так и от окружающих людей. Научная ценность этого метода заключается в установлении личного контакта с объектом исследования, возможности получить данные оперативно, уточнить их в ходе собеседования.
Анкетирование – метод эмпирического исследования, основанный на опросе значительного числа респондентов и используемый для получения информации о типичности тех или иных психолого-педагогических явлений.
Тестирование - метод измерения или испытания наличного уровня развития респондента, выполнение испытуемым заданий определенного рода с точными способами оценки результатов и их числового выражения. Он дает меру и оценку, которые могут показать направление дальнейших исследований.
Педагогический эксперимент – комплексный метод исследования, обеспечивающий объективную и доказательную проверку правильности обоснованной в начале исследования гипотезы. Этот метод предполагает активное вмешательство исследователя в психолого-педагогический процесс с целью его изучения в заранее запланированных параметрах и условиях.
Мониторинг - система сбора, обработки, педагогической интерпретации и хранения информации о функционировании педагогической системы и её отдельных звеньев, обеспечивающая непрерывное отслеживание её состояния, своевременную корректировку и прогнозирование развития. Под мониторингом в системе «ученик - учитель» понимается совокупность непрерывных контрольных действий, позволяющих наблюдать и контролировать (по мере необходимости) продвижение ученика от незнания к знанию.
Обследование – изучение всех параметров анализируемого объекта или явления.
Следует отметить, что первые два этапа определяют постановочную стадию конструирования логики исследования, задействующих общую для всех исследований схему:
Ниже приведен пример оформления вводной части курсового исследования.
Тема:Особенности воспитания подростков в семье
Введение
Семейное воспитание как всякий организованный процесс предусматривает определенную целеустремленность, наличие конкретных задач. Поскольку в нашем обществе интересы государства и родителей в отношении воспитания подрастающего поколения чаще всего совпадают, цель и задачи общественного и семейного воспитания в основном также являются идентичными. Главную цель воспитания детей в семье составляет всестороннее развитие личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство.
Вот почему проблемы воспитания детей в семье, особенно подростков, является актуальными в современном обществе.
Особенности внутрисемейных отношений изучали А. И. Захаров, А. С. Спиваковская, А. Я. Варга, Э. Г. Эйдемиллер, Ю. Гиппенрейтер, М. Буянов, 3. Матейчек, Г. Хоментаускас, А. Фромм, Р. Снайдер и другие. Огромный вклад в изучение детско-родительских отношений внес А. С. Макаренко, который разработал важнейшие вопросы семейного воспитания. В "Книге для родителей" Макаренко показывает, что семья является первичным коллективом, где все являются полноправными членами со своими функциями и обязанностями, в том числе и ребенок.
Немалый интерес представляют работы Э. Арутюнян, в которых воспитание и детско-родительские отношения связаны с анализом семейной структуры. Она выделила 3 варианта семьи: традиционная, детоцентрическая и супружеская.
А. Е. Личко, изучая проблемы внутрисемейных отношений, выделил неблагополучные ситуации в семье (гиперопека, безнадзорность, ситуация, создающая "кумира в семье", ситуация, создающая "золушек" в семье).
В целом, можно сказать, что проблемы детско-родительских отношений изучаются многими учеными, которые освещают данную проблематику с разных аспектов.
Цельюнашей работы является исследование взаимоотношений подростка и родителей в семье.
Задачи:
1) проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме взаимоотношений родителей и подростка;
2) выявить взаимосвязь между родителями и подростками и их отношения.
Методы исследования:наблюдение, анкетирование.
Структура работы.
Первая глава "Психолого-педагогическая характеристика подросткового возраста" посвящена теоретическому аспекту данной проблемы. В ней дан анализ психолого-педагогической литературы, посвященной результатам исследования взаимоотношений подростков и родителей в семье.
Вторая глава "Воспитание детей в различных по структуре семьях" посвящена конкретному психологическому исследованию, которое направленно на выявление отношений между родителями и подростками в семье.
Заключение содержит выводы, сделанные на основе проведенного исследования, о влиянии родительского отношения на отношении подростка к родителям.