Тема 3. Воспитание школа и педагогическая мысль
В Западной Европе в Средние века и эпоху Возрождения.
Теоретическое содержание материала
1. Влияние церковной культуры на развитие образования.
2. Характерные черты эпохи Возрождения (14-16 вв.). Педагогическая мысль и школа эпохи Возрождения.
3. Реформация и контрреформация и их влияние на образование и воспитание.
Практические задания
Задание 3.1.Назовите основные предпосылки возникновения средневековых университетов. Дайте общую характеристику их деятельности_______________________
__________.
Задание 3.2. Что собой представляли школы иезуитов? Какие цели они составляли? Какова система воспитания и обучения в этих школах?___________________________
____________.
Задание 3.3.Заполните таблицу
Представители эпохи Возрождения | Основные педагогические идеи |
Витторино да Фельтре (1378-1446) | |
Франсуа Рабле (1483-1553) | |
Эразм Роттердамский (1469-1536) | |
Томмазо Кампанелла (1568-1639) |
Тема 4. Школа и педагогика в странах Западной Европы
В 17-18 вв. Теория и практика воспитания эпохи Просвещения.
Теоретическое содержание материала
1. Основные тенденции развития педагогики эпохи Нового времени. Состояние школьного дела в начале Нового времени. Организация и содержание образования в 17-18 вв.
2. Педагогические идеи В.Ратке.
3. Просвещение как прогрессивное идейное течение и его роль в истории педагогики. Традиции просвещения и просветительства.
4. Развитие педагогической теории в Западной Европе в 18 в.
· Эмпирико-сенсуалистическая концепция Д.Локка, идеи воспитания «истинного джентльмена».
· Философская концепция «естественного воспитания» Ж.-Ж.Руссо. Литературно-педагогический трактат «Эмиль или о воспитании», его значение в развитии традиции свободного, ненасильственного воспитания.
· Школьные проекты Великой французской революции (Л.МЛепелетье, Ш.М.Талейрана, Ж.А-Н.Кондорсе).
Практические задания
Задание 4.1. Сравните взгляды К. А. Гельвеция, Д. Дидро, Ж. - Ж. Руссо на место и роль воспитания в становлении человека________________________
________.
Задание 4.2. В чем новаторский смысл такого высказывания Ж.-Ж. Руссо: «Пусть ваш воспитанник делает все, что он хочет, но пусть он хочет того, что желаете вы»?_______________________
___________________________.
Задание 4.3. Ответьте на вопросы.
1. Почему Эмиль в романа Руссо «Эмиль, или О воспитании» воспитывается не в обществе, а на лоне природы? _______________________
_________.
2. Изложите суть идеи Ф.А. Дистервега о культуросообразности воспитания. __________ _____________
____________. 3. В чем состоит суть теории элементарного образования И.Г. Песталоцци? ________________.
4. Кто ввел в педагогику термин воспитывающее обучение и как он его определял?________________________________.
Задание 4.4. Перечислите научные идеи и методические разработки Коменского, существенно обогатившие педагогику._____________________
____________________________.
Тема 5. Школа и педагогическая мысль в странах Западной Европы
В 19 в. Реформаторская педагогика конца 19 - 20 вв.
Теоретическое содержание материала
1. Развитие школы и образования в 19 веке.
2. Сущность и особенности педагогики реформаторского движения в 20 веке. Основные направления «нового воспитания» их влияние на развитие педагогической теории:
· психолого-антропологическое (В.А.Лай, Э.Кей, Э.Мейман, Д.Нейл);
· медико-антропологическое (О.Декроли, М.Монтессори);
· социально-антропологическое (С.Френе, Р.Кузине);
· социально-педагогическое (Г.Бойлер, ГТ.Наторп);
· религиозно-антропософское (Р.Штейнер);
· возникновение педологии как науки о целостном развитии ребенка (А.Бине,С.Холл, Э.Торндайк);
· прагматическая теория Д.Дьюи. Особенности «полезного» воспитания и обучения детей дошкольного возраста;
· трудовые школы Г.Кершенштейнера.
Практические задания
Задание 5.1. Кому из известных зарубежных педагогов-реформаторов начала ХХ в. могут, на ваш взгляд, принадлежать следующие высказывания. Обоснуйте свой ответ и выскажите собственное суждение по поводу прочитанного.
а) «Каждому новому учителю я задаю единственный вопрос: Может
ли ребенок обозвать вас дураком без каких-либо последствий для себя?»__
_______________.
б) «Авторитет учителя не ущемляет свободы ученика». _______________
_______________.
в) «Парта - это «орудие рабства» для ученика». _____________________
____________.
г) «Настоящий учитель - это учитель-экспериментатор». ______________
____________.
Задание 5.2.Заполните таблицу
Представители зарубежной педагогической мысли | Основные педагогические идеи конца ХIХ – первой половины ХХ в |
М. Монтессори | |
Дж. Дьюи | |
К. Роджерс |
Задание 5.3. Перечислите новые формы обучения, появившиеся во 2-й половине ХХ в. Воспользуйтесь изданием: Латышина Д И. История педагогики (История образования и педагогической мысли): Учеб. пособие. – М.: Гардарики, 2003. С. 585-588._____
_______________________.
Задание 5.4. Назовите и охарактеризуйте основные события ХХ в., стимулировавшие поиск новых педагогических идей и технологий образования._______________________
__________________.
Задание 5.5. Выявите общее и особенное в подходах к организации образования у представителей «свободного воспитания», Я. Корчака и представителей «гуманистической педагогики». _________________________
_____________________.
Задание 5.6. Дайте краткую характеристику «Винетка-плана» Д. Уошберна и оцените возможности реализации проекта в современной образовательной практике. ___________
_____.
Задание 5.7. Дайте краткую характеристику «Дальтон-плана» Е. Паркхерста и оцените возможности реализации проекта в современной образовательной практике. ___________
___________________________.