Программа и порядок проведения государственного экзамена
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ
ПО САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ
К ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ
ПО НАПРАВЛЕНИЮ 050400.62
«ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ»
ПРОФИЛЮ ПОДГОТОВКИ «ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»
КВАЛИФИКАЦИИ (СТЕПЕНИ) ВЫПУСКНИКА
«БАКАЛАВР»
Магнитогорск
2015 г
Составители: Н.А. Степанова
Ю.А. Мичурина
Методические рекомендации для студентов по самостоятельной подготовке к государственной итоговой аттестации по направлению 050400.62 «Психолого-педагогическое образование» профилю подготовки «Психология и педагогика дошкольного образования» квалификации (степени) выпускника «бакалавр». Магнитогорск: Изд-во Магнитогорск. гос. техн. ун-та им. Г.И. Носова, 2015. - 18 с.
Методические рекомендации составлены в соответствии с авторской программой государственной итоговой аттестации по направлению 050400.62 «Психолого-педагогическое образование» профилю подготовки «Психология и педагогика дошкольного образования» для студентов очного и заочного отделений, разработаны для оказания помощи студентам в самостоятельной подготовке к государственной итоговой аттестации.
Рецензент: Е.Н. Кондрашова
© Степанова Н.А.,
Мичурина Ю.А., 2015
ВВЕДЕНИЕ
Уважаемые студенты! Рекомендуем начать подготовку к государственной итоговой аттестации заблаговременно. Данное издание поможет на этапе самостоятельной подготовки. Необходимо в начале подготовки познакомиться с Программой итоговой государственной аттестации. Каждый билет на государственном экзамене содержит 3 вопроса: 1 вопрос – по психологии детей дошкольного, младшего школьного и подросткового возраста, 2 вопрос – по дошкольной педагогике, 3 вопрос – имеет практический характер, включает профессиональные задания. Опирайтесь при подготовке на тестовые задания для самопроверки. Оценка ответов на экзамене будет осуществляться каждым членом комиссии по совокупности качества ответов на все три вопроса билета. Также будет оцениваться умение отвечать на дополнительные вопросы, вступать в диалог с членами комиссии. Решающее слово в выставлении оценки будет принадлежать председателю государственной аттестационной комиссии. Окончательная комплексная (единая) оценка по междисциплинарному государственному экзамену выставляется коллегиально.
На государственном междисциплинарном экзамене студенты обязаны продемонстрировать достаточно высокий уровень профессиональных компетенций, раскрывающих умение владеть учебным материалом дисциплин, использовать и понимать основные термины, применять знания для решения практических профессиональных задач. Критерии для выставления оценок смотрите на стр. 3.
Оценочные суждения выпускника в отношении приведенных в периодических изданиях примеров конкретной деятельности специалистов могут стать доказательством его профессиональной компетентности.
При подготовке к экзамену и защите выпускной квалификационной работы студенты должны обнаружить следующие личностные качества: ответственное отношение, самостоятельность, креативность, организованность, умение проявлять свою компетентность, инициативность при ответах.
Желаем успехов при сдаче междисциплинарного государственного экзамена и защите выпускной квалификационной работы!
ПРОГРАММА ГОСУДАРСТВЕННОГО МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО ЭКЗАМЕНА ПО ДЕТСКОЙ ПСИХОЛОГИИ И ДОШКОЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКЕ
Общие положения
Целью государственной итоговой аттестации является установление соответствия уровня профессиональной подготовки выпускников требованиям федерального государственного образовательного стандарта.
Бакалавр по направлению подготовки 050400 Психолого-педагогическое образованиедолжен быть подготовлен к решению профессиональных задач в соответствии с профильной направленностью образовательной программы Психология и педагогика дошкольного образования и видам профессиональной деятельности:
- психолого-педагогическое сопровождение дошкольного образования;
- педагогическая деятельность в дошкольном образовании;
- педагогическая деятельность на начальном уровне общего образования.
В соответствии с видами и задачами профессиональной деятельности выпускник на государственной итоговой аттестации должен показать соответствующий уровень обладания следующими общекультурными и профессиональными компетенциями:
- способен последовательно и грамотно формулировать и высказывать свои мысли, владеет русским литературным языком, навыками устной и письменной речи, способен выступать публично и работать с научными текстами (ОК-5);
- способен учитывать общие, специфические (при разных типах нарушений) закономерности и индивидуальные особенности психического и психофизиологического развития, особенности регуляции поведения и деятельности человека на различных возрастных ступенях (ОПК-1);
- готов применять качественные и количественные методы в психологических и педагогических исследованиях (ОПК-2);
- готов использовать методы диагностики развития, общения, деятельности детей разных возрастов (ОПК-3);
- готов использовать знание различных теорий обучения, воспитания и развития, основных образовательных программ для обучающихся дошкольного, младшего школьного и подросткового возрастов (ОПК-4);
- способен понимать высокую социальную значимость профессии, ответственно и качественно выполнять профессиональные задачи, соблюдая принципы профессиональной этики (ОПК-8);
- способен принимать участие в междисциплинарном и межведомственном взаимодействии специалистов в решении профессиональных задач (ОПК-10);
- готов применять в профессиональной деятельности основные международные и отечественные документы о правах ребенка и правах инвалидов (ОПК-11);
- способен осуществлять взаимодействие с семьей, педагогами и психологами образовательного учреждения по вопросам воспитания, обучения и развития дошкольников (ПКД-6);
- способен к рефлексии способов и результатов своих профессиональных действий (ПКПП-4).
На основании решения Ученого совета университета от 04.07.2014.(протокол № 6) итоговые аттестационные испытания по направлению подготовки 050400.62 Психолого-педагогическое образование включают:
– государственный экзамен;
– защиту выпускной квалификационной работы в виде бакалаврской работы.
Программа и порядок проведения государственного экзамена
К государственному экзамену допускаются лица, успешно завершившие в полном объеме освоение основной образовательной программы по данному направлению подготовки 050400 Психолого-педагогическое образование.
Для проведения государственного экзамена составляется расписание экзамена и консультаций (обзорных лекций по дисциплинам, выносимым на государственный экзамен).
Государственный экзамен проводится на открытых заседаниях экзаменационной комиссии в специально подготовленных аудиториях, выведенных на время экзамена из расписания. Присутствие на государственном экзамене посторонних лиц допускается только с разрешения председателя ГЭК.
Государственный экзамен включает 2 теоретических вопроса и 1 практическое задание. Продолжительность экзамена составляет 6 часов (40 минут отводится на подготовку и в пределах 30 минут на ответ для каждого экзаменуемого).
Во время государственного экзамена студент может пользоваться учебно-методическими материалами профильных дисциплин.
После устного ответа на вопросы экзаменационного билета экзаменуемому могут быть предложены дополнительные вопросы в пределах учебного материала, вынесенного на государственный экзамен.
Результаты государственного экзамена определяются оценками: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно» и объявляются в день приема экзамена.
Критерии оценки государственного экзамена:
– на оценку «отлично» – студент должен показать высокий уровень сформированности компетенций, т.е. показать знания не только на уровне воспроизведения и объяснения информации, но и интеллектуальные навыки решения проблем и задач, нахождения уникальных ответов к проблемам, оценки и вынесения критических суждений, основанных на прочных знаниях;
– на оценку «хорошо» – студент должен показать продвинутый уровень сформированности компетенций, т.е. показать знания не только на уровне воспроизведения и объяснения информации, но и интеллектуальные навыки решения проблем и задач, нахождения уникальных ответов к проблемам;
– на оценку «удовлетворительно» – студент должен показать пороговый уровень сформированности компетенций, т.е. показать знания на уровне воспроизведения и объяснения информации, интеллектуальные навыки решения простых задач.
– на оценку «неудовлетворительно» – студент не может показать знания на уровне воспроизведения и объяснения информации, не может показать интеллектуальные навыки решения простых задач.
Студент, успешно сдавший государственный экзамен, допускается к выполнению и защите ВКР. Студент, получивший на государственном экзамене оценку «неудовлетворительно», отчисляется из университета, как не подтвердивший соответствие подготовки требованиям ФГОС.
Содержание государственного экзамена