Структура процесса обучения

Обучение как способ организации педагогического процесса представляет собой систему, включающую следующие основные компоненты: целевой, содержательный, деятельностный, результативный. Помимо это важнейшими компонентами данного процесса являются потребностно-мотивационный и эмоционально-волевой.

Поскольку процесс обучения представляет собой союз преподавания и учения, обучающую деятельность педагога и познавательную деятельность учащихся, то каждый из компонентов в структуре процесса обучения носит двусторонний характер.

1. Целевой компонент.

Процесс обучения в школе протекает под руководством учителя. Назначение его деятельности состоит в управлении активной и сознательной деятельностью учащихся, мысленное предвосхищение его конечных результатов.

Реализуя цели обучения, учитель определяет цель и задачи учебно-познавательной деятельности учащихся, учащийся осознает цель и задачи учения.

Целью учения является познание, сбор и переработка информации об окружающем мире, выражающаяся в знаниях, умениях и навыках, системе отношений и общем развитии.

2. Потребностно-мотивационный компонент.

Важнейшим компонентом учения являются мотивы. Мотивы – это те побуждения, которыми ученик руководствуется, осуществляя те или иные учебные действия, либо учебную деятельность в целом.

Деятельность учителя состоит в формировании потребности в знаниях и мотивов учебно-познавательной деятельности учащихся, деятельность учащегося – в развитии и углублении потребности и мотивов учебно-познавательной деятельности.

Все многообразие мотивов учебной деятельности можно представить тремя взаимосвязанными группами:

- непосредственно-побуждающие мотивы, основанные на эмоциональных проявлениях личности, на положительных или отрицательных эмоциях: яркость, новизна, занимательность, внешние привлекательные атрибуты школьника; интересное преподавание, привлекательность личности учителя; желание получить похвалу, награду (непосредственно по мере выполнения задания), боязнь получить отрицательную отметку, быть наказанным, страх перед учителем, нежелание быть объектом обсуждения в классе и т.п.;

- перспективно-побуждающие мотивы, основанные на понимании значимости знания вообще и учебного предмета в частности: осознание мировоззренческого, социального, практически-прикладного значения предмета, тех или иных конкретных знаний и умений; связывание учебного предмета с будущей самостоятельной жизнью (поступление в институт, выбор профессии, создание семьи и т.п.); ожидание в перспективе получение награды, признания, воздание почестей; развитое чувство долга, ответственности;

- интеллектуально-побуждающие мотивы, основанные на получении удовлетворения от самого процесса познания: интерес к знаниям, любознательность, стремление расширить свой культурный уровень, овладеть определенными умениями и навыками, увлеченность самим процессом решения учебно-познавательных задач и т.п.

3. Содержательный компонент.

В процессе обучения учитель, в соответствии с основными нормативными документами, определяет содержание материала, подлежащего усвоению учащимися. Им выделяются главные теоретические положения и те мировоззренческие и нравственно-этические идеи, которые заключены в изучаемом материале. Продумываются вопросы, связывающие новый материал с ранее изученным, определяются умения и навыки, которые необходимо выработать в процессе обучения.

Учеником осмысливается тема нового материала и основные вопросы, подлежащие усвоению.

4. Деятельностный компонент.

Учитель организовывает учебно-познавательные действия учащихся по овладению изучаемым материалом.

Овладение изучаемым материалом происходит под руководством учителя и представляет собой своеобразный процесс самостоятельного «открытия» учеником уже имеющихся в науке знаний.

Система познавательных действий включает в себя: восприятие нового материала, его осмысление, последующее повторение, более глубокое и прочное овладение знаниями, умениями и навыками.

В реальном процессе обучения эти познавательные действия не изолированы друг от друга и находятся в тесной взаимосвязи.

Восприятие– это отражение в сознании человека ощущаемых внешних свойств, качеств и признаков познаваемых предметов, явлений, процессов.

Сущность восприятия состоит в том, что учащиеся с помощью органов чувств, т.е. слуховых, зрительных, осязательных и обонятельных ощущений воспринимают внешние свойства и признаки изучаемых явлений.

Ощущение– это простейшее субъективное переживание, данное каким-то внешним раздражителем органам чувств (И. П. Павлов).

После прекращения ощущения и восприятия в сознании человека остаются следы восприятий в виде слуховых, зрительных, осязательных, вкусовых представлений.

Представление – это низшая форма знания, единичное образное знание.

Деятельность учащихся по осмыслению изучаемого материала и формированию научных понятийозначает работу мысли.

Мышление работает только тогда, когда в сознании имеется для этого необходимый материал, наличие определенного количества представлений, примеров, фактов. Чем больше образовано в сознании представлений, чем они четче и ярче, тем больше имеется материала для работы мысли.

Мыслительные операции:

- анализ воспринятых свойств и признаков изучаемых предметов и явлений;

- логическая группировка существенных и несущественных признаков и свойств изучаемых предметов и явлений;

- мысленное постижение сущности изучаемых предметов и явлений;

- проверка обоснованности, истинности сделанных выводов.

Суть осмысления состоит в том, что как бы доходчиво учитель ни объяснял новый материал, учащиеся должны самостоятельно открыть для себя научную истину. Результатом осмысления является образование понятий.

Понятие– форма научного знания, в которой раскрывается сущность познаваемых предметов и явлений, и которая выражается через четкие и ясные формулировки.

В понятиях выражается то единичное и особенное в познаваемых предметах и явлениях, которое одновременно является и всеобщим, характеризует сущность этих предметов и явлений.

Результатом осмысления является не только понимание, но и умственное развитие личности в целом.

Изучаемый материал нужно не только понимать, но сохранять в памяти и уметь воспроизводить.

Знать материал – значит:

- уметь осмысленно его воспроизводить (полностью);

- уметь воспроизводить в сокращенном виде;

- уметь выделять главные положения;

- уметь разъяснять сущность;

- уметь доказывать правильность и обоснованность усвоения теоретических положений;

- уметь отвечать на прямые и косвенные вопросы;

- уметь расчленять материал на смысловые части;

- уметь иллюстрировать своими примерами и фактами;

- уметь письменно отвечать на вопросы;

- уметь применять знания на практике;

- уметь устанавливать связь изученного с ранее пройденным;

- уметь переносить усвоенные знания на объяснение других явлений или фактов;

- уметь выделять мировоззренческие и нравственно-эстетические идеи в изученном материале, выражать к ним свое отношение.

Применение усвоенных знаний на практике предполагает формирование умений и навыков, которые формируются в процессе упражнений.

На каждом этапе усвоения знаний, с точки зрения М. А. Данилова, к известному присоединяется неизвестное, к главному и существенному присоединяется производное, менее существенное. Это требует обобщения и систематизации.

Как бы хорошо ни был усвоен материал, знания поступают в кратковременную память и быстро забываются. Чтобы предотвратить забывания и перенести знания в долговременную память необходимо повторение.

5. Эмоционально-волевой компонент.

Эмоциональность обучения означает такой характер организации учебной работы, при котором у учащихся возбуждается интерес и внутреннее влечение к активной учебно-познавательной деятельности.

Реализуя данный компонент, учитель придает учебной деятельности учащихся эмоционально-положительный характер. Ученик проявляет эмоционально-положительное отношение и волевые усилия в учебно-познавательной деятельности.

6. Результативный компонент.

Учитель осуществляет регулирование и контроль за ходом учебно-познавательной деятельности учащихся. Ученик осуществляет самоконтроль и внесение коррективов в учебно-познавательную деятельность.

Виды обучения

Основными видами обучения являются:

- объяснительно-иллюстративное;

- проблемное;

- программированное;

- компьютерное.

Объяснительно-иллюстративное обучение предполагает широкое привлечение в учебный процесс наглядности, имеет своей целью усвоение знаний.

Это пассивно-созерцательное обучение. Главная задача учителя сводится к изложению материала.

Данный вид обучения экономичен с точки зрения времени, необходимого для усвоения знаний, но не является развивающим.

Проблемное обучение – вид обучения, при котором учителем организуется относительно самостоятельная поисковая деятельность, в ходе которой ученики усваивают новые знания, умения и развивают общие способности, а также исследовательскую активность, формируют творческие умения.

Характер преподавания и учения резко меняется.

Структура процесса обучения при проблемном обучении:

- создание проблемной ситуации и постановка проблемы.

Проблемная ситуация – психологическое состояние затруднения, невозможность объяснить факт или решить задачу с опорой на имеющиеся знания. Проблема – это теоретический или практический вопрос, требующий анализа.

- выдвижение гипотез, предположений о возможных путях решения проблемы, обоснования их и выбор одной или нескольких.

Гипотеза – это предположение о возможном объяснении противоречия, заключенного в проблеме, о связи фактов или явлений, причин наблюдаемого.

- опытная проверка принятых гипотез и анализ материалов, источников для доказательства выдвинутых положений;

- обобщение результатов: включение новых знаний и умений в уже усвоенную систему, закрепление и применение.

К достоинствам проблемного обучения относится то, что ученики включаются в активную интеллектуальную или практическую деятельность, при этом испытывают положительные эмоции, приобретают глубокие знания, интеллектуальные, творческие умения.

Программированное обучение рассматривается как сложная динамическая система, которая управляется на основе прямой и обратной связи с управляющим центром.

Основными принципами программированного обучения (Б. Скинер) являются:

- подача информации небольшими порциями;

- установка проверочного задания для контроля усвоения каждой порции информации;

- предъявление ответа для самоконтроля;

- дача указаний в зависимости от правильности ответа.

Положительная сторона этого вида обучения состоит в том, что позволяет установить прочную и обратную связи, развивает самостоятельность. Недостатком является то, что данный вид обучения не вскрывает самого хода, не стимулирует творчества.

С программированным обучением тесно связано компьютерное. С помощью компьютеров, снабженных специальными обучающими программами возможно решать различные дидактические задания: предъявление, выдача информации, управление ходом обучения, контроль и коррекция результатов, выполнение тренировочных упражнений и т.д.

Наши рекомендации