Структура процесса обучения
Обучение как способ организации педагогического процесса представляет собой систему, включающую следующие основные компоненты: целевой, содержательный, деятельностный, результативный. Помимо это важнейшими компонентами данного процесса являются потребностно-мотивационный и эмоционально-волевой.
Поскольку процесс обучения представляет собой союз преподавания и учения, обучающую деятельность педагога и познавательную деятельность учащихся, то каждый из компонентов в структуре процесса обучения носит двусторонний характер.
1. Целевой компонент.
Процесс обучения в школе протекает под руководством учителя. Назначение его деятельности состоит в управлении активной и сознательной деятельностью учащихся, мысленное предвосхищение его конечных результатов.
Реализуя цели обучения, учитель определяет цель и задачи учебно-познавательной деятельности учащихся, учащийся осознает цель и задачи учения.
Целью учения является познание, сбор и переработка информации об окружающем мире, выражающаяся в знаниях, умениях и навыках, системе отношений и общем развитии.
2. Потребностно-мотивационный компонент.
Важнейшим компонентом учения являются мотивы. Мотивы – это те побуждения, которыми ученик руководствуется, осуществляя те или иные учебные действия, либо учебную деятельность в целом.
Деятельность учителя состоит в формировании потребности в знаниях и мотивов учебно-познавательной деятельности учащихся, деятельность учащегося – в развитии и углублении потребности и мотивов учебно-познавательной деятельности.
Все многообразие мотивов учебной деятельности можно представить тремя взаимосвязанными группами:
- непосредственно-побуждающие мотивы, основанные на эмоциональных проявлениях личности, на положительных или отрицательных эмоциях: яркость, новизна, занимательность, внешние привлекательные атрибуты школьника; интересное преподавание, привлекательность личности учителя; желание получить похвалу, награду (непосредственно по мере выполнения задания), боязнь получить отрицательную отметку, быть наказанным, страх перед учителем, нежелание быть объектом обсуждения в классе и т.п.;
- перспективно-побуждающие мотивы, основанные на понимании значимости знания вообще и учебного предмета в частности: осознание мировоззренческого, социального, практически-прикладного значения предмета, тех или иных конкретных знаний и умений; связывание учебного предмета с будущей самостоятельной жизнью (поступление в институт, выбор профессии, создание семьи и т.п.); ожидание в перспективе получение награды, признания, воздание почестей; развитое чувство долга, ответственности;
- интеллектуально-побуждающие мотивы, основанные на получении удовлетворения от самого процесса познания: интерес к знаниям, любознательность, стремление расширить свой культурный уровень, овладеть определенными умениями и навыками, увлеченность самим процессом решения учебно-познавательных задач и т.п.
3. Содержательный компонент.
В процессе обучения учитель, в соответствии с основными нормативными документами, определяет содержание материала, подлежащего усвоению учащимися. Им выделяются главные теоретические положения и те мировоззренческие и нравственно-этические идеи, которые заключены в изучаемом материале. Продумываются вопросы, связывающие новый материал с ранее изученным, определяются умения и навыки, которые необходимо выработать в процессе обучения.
Учеником осмысливается тема нового материала и основные вопросы, подлежащие усвоению.
4. Деятельностный компонент.
Учитель организовывает учебно-познавательные действия учащихся по овладению изучаемым материалом.
Овладение изучаемым материалом происходит под руководством учителя и представляет собой своеобразный процесс самостоятельного «открытия» учеником уже имеющихся в науке знаний.
Система познавательных действий включает в себя: восприятие нового материала, его осмысление, последующее повторение, более глубокое и прочное овладение знаниями, умениями и навыками.
В реальном процессе обучения эти познавательные действия не изолированы друг от друга и находятся в тесной взаимосвязи.
Восприятие– это отражение в сознании человека ощущаемых внешних свойств, качеств и признаков познаваемых предметов, явлений, процессов.
Сущность восприятия состоит в том, что учащиеся с помощью органов чувств, т.е. слуховых, зрительных, осязательных и обонятельных ощущений воспринимают внешние свойства и признаки изучаемых явлений.
Ощущение– это простейшее субъективное переживание, данное каким-то внешним раздражителем органам чувств (И. П. Павлов).
После прекращения ощущения и восприятия в сознании человека остаются следы восприятий в виде слуховых, зрительных, осязательных, вкусовых представлений.
Представление – это низшая форма знания, единичное образное знание.
Деятельность учащихся по осмыслению изучаемого материала и формированию научных понятийозначает работу мысли.
Мышление работает только тогда, когда в сознании имеется для этого необходимый материал, наличие определенного количества представлений, примеров, фактов. Чем больше образовано в сознании представлений, чем они четче и ярче, тем больше имеется материала для работы мысли.
Мыслительные операции:
- анализ воспринятых свойств и признаков изучаемых предметов и явлений;
- логическая группировка существенных и несущественных признаков и свойств изучаемых предметов и явлений;
- мысленное постижение сущности изучаемых предметов и явлений;
- проверка обоснованности, истинности сделанных выводов.
Суть осмысления состоит в том, что как бы доходчиво учитель ни объяснял новый материал, учащиеся должны самостоятельно открыть для себя научную истину. Результатом осмысления является образование понятий.
Понятие– форма научного знания, в которой раскрывается сущность познаваемых предметов и явлений, и которая выражается через четкие и ясные формулировки.
В понятиях выражается то единичное и особенное в познаваемых предметах и явлениях, которое одновременно является и всеобщим, характеризует сущность этих предметов и явлений.
Результатом осмысления является не только понимание, но и умственное развитие личности в целом.
Изучаемый материал нужно не только понимать, но сохранять в памяти и уметь воспроизводить.
Знать материал – значит:
- уметь осмысленно его воспроизводить (полностью);
- уметь воспроизводить в сокращенном виде;
- уметь выделять главные положения;
- уметь разъяснять сущность;
- уметь доказывать правильность и обоснованность усвоения теоретических положений;
- уметь отвечать на прямые и косвенные вопросы;
- уметь расчленять материал на смысловые части;
- уметь иллюстрировать своими примерами и фактами;
- уметь письменно отвечать на вопросы;
- уметь применять знания на практике;
- уметь устанавливать связь изученного с ранее пройденным;
- уметь переносить усвоенные знания на объяснение других явлений или фактов;
- уметь выделять мировоззренческие и нравственно-эстетические идеи в изученном материале, выражать к ним свое отношение.
Применение усвоенных знаний на практике предполагает формирование умений и навыков, которые формируются в процессе упражнений.
На каждом этапе усвоения знаний, с точки зрения М. А. Данилова, к известному присоединяется неизвестное, к главному и существенному присоединяется производное, менее существенное. Это требует обобщения и систематизации.
Как бы хорошо ни был усвоен материал, знания поступают в кратковременную память и быстро забываются. Чтобы предотвратить забывания и перенести знания в долговременную память необходимо повторение.
5. Эмоционально-волевой компонент.
Эмоциональность обучения означает такой характер организации учебной работы, при котором у учащихся возбуждается интерес и внутреннее влечение к активной учебно-познавательной деятельности.
Реализуя данный компонент, учитель придает учебной деятельности учащихся эмоционально-положительный характер. Ученик проявляет эмоционально-положительное отношение и волевые усилия в учебно-познавательной деятельности.
6. Результативный компонент.
Учитель осуществляет регулирование и контроль за ходом учебно-познавательной деятельности учащихся. Ученик осуществляет самоконтроль и внесение коррективов в учебно-познавательную деятельность.
Виды обучения
Основными видами обучения являются:
- объяснительно-иллюстративное;
- проблемное;
- программированное;
- компьютерное.
Объяснительно-иллюстративное обучение предполагает широкое привлечение в учебный процесс наглядности, имеет своей целью усвоение знаний.
Это пассивно-созерцательное обучение. Главная задача учителя сводится к изложению материала.
Данный вид обучения экономичен с точки зрения времени, необходимого для усвоения знаний, но не является развивающим.
Проблемное обучение – вид обучения, при котором учителем организуется относительно самостоятельная поисковая деятельность, в ходе которой ученики усваивают новые знания, умения и развивают общие способности, а также исследовательскую активность, формируют творческие умения.
Характер преподавания и учения резко меняется.
Структура процесса обучения при проблемном обучении:
- создание проблемной ситуации и постановка проблемы.
Проблемная ситуация – психологическое состояние затруднения, невозможность объяснить факт или решить задачу с опорой на имеющиеся знания. Проблема – это теоретический или практический вопрос, требующий анализа.
- выдвижение гипотез, предположений о возможных путях решения проблемы, обоснования их и выбор одной или нескольких.
Гипотеза – это предположение о возможном объяснении противоречия, заключенного в проблеме, о связи фактов или явлений, причин наблюдаемого.
- опытная проверка принятых гипотез и анализ материалов, источников для доказательства выдвинутых положений;
- обобщение результатов: включение новых знаний и умений в уже усвоенную систему, закрепление и применение.
К достоинствам проблемного обучения относится то, что ученики включаются в активную интеллектуальную или практическую деятельность, при этом испытывают положительные эмоции, приобретают глубокие знания, интеллектуальные, творческие умения.
Программированное обучение рассматривается как сложная динамическая система, которая управляется на основе прямой и обратной связи с управляющим центром.
Основными принципами программированного обучения (Б. Скинер) являются:
- подача информации небольшими порциями;
- установка проверочного задания для контроля усвоения каждой порции информации;
- предъявление ответа для самоконтроля;
- дача указаний в зависимости от правильности ответа.
Положительная сторона этого вида обучения состоит в том, что позволяет установить прочную и обратную связи, развивает самостоятельность. Недостатком является то, что данный вид обучения не вскрывает самого хода, не стимулирует творчества.
С программированным обучением тесно связано компьютерное. С помощью компьютеров, снабженных специальными обучающими программами возможно решать различные дидактические задания: предъявление, выдача информации, управление ходом обучения, контроль и коррекция результатов, выполнение тренировочных упражнений и т.д.