От системы философских взглядов, кот. придерживаются исследователи педагогики зависит направление пед. поиска, определения сущности

Вопрос 1.

Педагогика – наука о воспитании.

Воспитание неотъемлемая часть любого общества. Воспитание категория вечная: возникла с возникновением человеческого общества и будет существовать до той поры, пока будет существовать человеческое общество.

Педагогика (детовождение)

Родина педагогики – Др. Греция 4в. до н. э. (Сократ, Квинтилиан)

Первый этап пед. мысли, когда пед. сущ. Внутри философских учений

Второй этап пед. мысли – формирование пед. взглядов и теорий в рамках философских пед. учений

Третий этап (xvll в.) – переход от утопических и гипотетических теорийк концепциям, осн. на пед. практике и эксперименте

С именем Я. М. Коменского связано развитие научной педагогики. Он обосновал классно-урочную систему., технологию обучения (принцип наглядности)., создал возрастную периодизацию.

Вопрос 2

Объект – область действительности, которую изучает данная наука.

Объект педагогики – образование как общее явление.

Предмет – способ видения объекта с позиции данной науки.

Предметом педагогики является сознательно и целенаправленно-организованный процесс.

Вопрос 3.

Функция – назначение, работа.

Функции педагогической науки:

· Аналитическая

· Прогностическая

· Проективно-конструктивная

Аналитическая – теоретический анализ закономерностей пед. процесса. Установлены причинно-следственные связи пед. процесса.

Прогностическая – обосновывает развитие пед. реальности.

Проективно-конструктивная осуществляется разработка новых пед. технологий.

Вопрос 4.

Категориальный аппарат педагогики делится на три группы:

Философские категории в педагогике

Собственные понятия педагогики

Общенаучные понятия.

Философские категории в педагогике: слова, принадлежащие философии, отражают наиболее общие черты и связи, стороны и свойства действительности, помогают понять и отобразить закономерности и тенденции развития самой педагогики и той части действительности, кот. она изучает. К числу таких категорий относят след.:

· противоречие

· причина и следствие

· возможность и действительность

· качество и количество

· бытие

· сознание

· практика

собственные понятия педагогики: к ним относятся такие понятия как: педагогика, воспитание, педагогическая деятельность, педагогическая действительность, педагогическое взаимодействие, педагогическая система, образовательный процесс, преподавание и учение, учебный предмет, учебный материал, учебная ситуация, метод обучения, прием обучения и др. содержание этих понятий переосмысливается, обогащается в ходе научной и практической работы.

Общенаучные понятия: известно, что развитие науки характеризуется взаимосвязанными дифференциации и интеграции научного знания. Процесс сближения наук, применение комплексного подхода вызвали появление понятий, общих для многих частных наук, но отличающихся от философских категорий. Широко применяются такие понятия и в педагогике, одна из функций которой – интегративная, предполагающая объединения усилий разных научных дисциплин в научном обосновании практики.

Проводя педагогическое исследование врядли можно обойтись без таких общенаучных понятий, как: система, структура, функция, элемент, гипотеза и т.д.

Система – целостный комплекс элементов, связанных между собой таким образом, что с изменением одного изменяются и другие.

Гипотеза – научно-обоснованное предположение, нуждающееся в дальнейшем, теоретической и экспериментальной проверке.

Вопрос 5.

Пед. практика – деятельность людей по воспитанию и обучению человека.

Пед. наука – совокупность научных знаний о сущности, закономерностях, принципах, тенденциях развития пед. процесса.

Пед. наука разрабатывает теорию и технологию организации пед. процесса. Наука осуществляет теоретический анализ практики, установка связи, закономерности, разработки, рекомендаций, благодаря чему перед практикой открылись новые возможности.

Вопрос 6.

Пед. науки:

1. фундаментальные:

· история пед.

· общая пед.

· т. воспитания

· т. обучения(дидактика)

· упр. образоват. сист.

· Сравнит. Пед.

2. методические:

· методика воспит.

· Методика обуч. Отдельн. Предм.

3. специальные:

· дифектология(тифло, сурдо, олигофрено пед.)

· пенитенциарная пед.

4. практ-ориентир:

· соц. пед

· сем. пед

· проф. пед

· этнопедагогика

· военная пед.

· производственная пед.

Общ. пед. изучает общие закономерности воспитания, осн. факторы развития личности

Т. воспит. Объект целенаправленный процесс формир. лч-ти и коллектива.

Дидактика изучает процесс обучения, включ. В себя препод.и учение.

Методика воспит. Исследуетзакономерности, формы и методы организации внеурочн. воспит. деят-ти.

Диффектология изучает особенности развития и воспитание дет. с отклонениямив физ. псих. и умственном развитии.

Сем. Пед. объектом явл. Процесс воспитания лич-ти в семье.

Этнопедагогика изучает специфику и закономерности нар. воспитания, накопленный и отраженный в нац. культ. нар. Традиция, фольклоре опыт воспит.

Вопрос 7.

Философия. Предмет – общие законы и движущиеся силы природы человеческого общества; мышления, познания.

Связь педагоги с философией является наиболее длительной и продуктивной, т. к. философские идеи продуцированы в создании пед. концепций, теорий, задавали ракурс пед. поиска, определяет сущность Целевых и технических характеристик образовательного процесса.

От системы философских взглядов, кот. придерживаются исследователи педагогики зависит направление пед. поиска, определения сущности.

Наши рекомендации