От системы философских взглядов, кот. придерживаются исследователи педагогики зависит направление пед. поиска, определения сущности
Вопрос 1.
Педагогика – наука о воспитании.
Воспитание неотъемлемая часть любого общества. Воспитание категория вечная: возникла с возникновением человеческого общества и будет существовать до той поры, пока будет существовать человеческое общество.
Педагогика (детовождение)
Родина педагогики – Др. Греция 4в. до н. э. (Сократ, Квинтилиан)
Первый этап пед. мысли, когда пед. сущ. Внутри философских учений
Второй этап пед. мысли – формирование пед. взглядов и теорий в рамках философских пед. учений
Третий этап (xvll в.) – переход от утопических и гипотетических теорийк концепциям, осн. на пед. практике и эксперименте
С именем Я. М. Коменского связано развитие научной педагогики. Он обосновал классно-урочную систему., технологию обучения (принцип наглядности)., создал возрастную периодизацию.
Вопрос 2
Объект – область действительности, которую изучает данная наука.
Объект педагогики – образование как общее явление.
Предмет – способ видения объекта с позиции данной науки.
Предметом педагогики является сознательно и целенаправленно-организованный процесс.
Вопрос 3.
Функция – назначение, работа.
Функции педагогической науки:
· Аналитическая
· Прогностическая
· Проективно-конструктивная
Аналитическая – теоретический анализ закономерностей пед. процесса. Установлены причинно-следственные связи пед. процесса.
Прогностическая – обосновывает развитие пед. реальности.
Проективно-конструктивная осуществляется разработка новых пед. технологий.
Вопрос 4.
Категориальный аппарат педагогики делится на три группы:
Философские категории в педагогике
Собственные понятия педагогики
Общенаучные понятия.
Философские категории в педагогике: слова, принадлежащие философии, отражают наиболее общие черты и связи, стороны и свойства действительности, помогают понять и отобразить закономерности и тенденции развития самой педагогики и той части действительности, кот. она изучает. К числу таких категорий относят след.:
· противоречие
· причина и следствие
· возможность и действительность
· качество и количество
· бытие
· сознание
· практика
собственные понятия педагогики: к ним относятся такие понятия как: педагогика, воспитание, педагогическая деятельность, педагогическая действительность, педагогическое взаимодействие, педагогическая система, образовательный процесс, преподавание и учение, учебный предмет, учебный материал, учебная ситуация, метод обучения, прием обучения и др. содержание этих понятий переосмысливается, обогащается в ходе научной и практической работы.
Общенаучные понятия: известно, что развитие науки характеризуется взаимосвязанными дифференциации и интеграции научного знания. Процесс сближения наук, применение комплексного подхода вызвали появление понятий, общих для многих частных наук, но отличающихся от философских категорий. Широко применяются такие понятия и в педагогике, одна из функций которой – интегративная, предполагающая объединения усилий разных научных дисциплин в научном обосновании практики.
Проводя педагогическое исследование врядли можно обойтись без таких общенаучных понятий, как: система, структура, функция, элемент, гипотеза и т.д.
Система – целостный комплекс элементов, связанных между собой таким образом, что с изменением одного изменяются и другие.
Гипотеза – научно-обоснованное предположение, нуждающееся в дальнейшем, теоретической и экспериментальной проверке.
Вопрос 5.
Пед. практика – деятельность людей по воспитанию и обучению человека.
Пед. наука – совокупность научных знаний о сущности, закономерностях, принципах, тенденциях развития пед. процесса.
Пед. наука разрабатывает теорию и технологию организации пед. процесса. Наука осуществляет теоретический анализ практики, установка связи, закономерности, разработки, рекомендаций, благодаря чему перед практикой открылись новые возможности.
Вопрос 6.
Пед. науки:
1. фундаментальные:
· история пед.
· общая пед.
· т. воспитания
· т. обучения(дидактика)
· упр. образоват. сист.
· Сравнит. Пед.
2. методические:
· методика воспит.
· Методика обуч. Отдельн. Предм.
3. специальные:
· дифектология(тифло, сурдо, олигофрено пед.)
· пенитенциарная пед.
4. практ-ориентир:
· соц. пед
· сем. пед
· проф. пед
· этнопедагогика
· военная пед.
· производственная пед.
Общ. пед. изучает общие закономерности воспитания, осн. факторы развития личности
Т. воспит. Объект целенаправленный процесс формир. лч-ти и коллектива.
Дидактика изучает процесс обучения, включ. В себя препод.и учение.
Методика воспит. Исследуетзакономерности, формы и методы организации внеурочн. воспит. деят-ти.
Диффектология изучает особенности развития и воспитание дет. с отклонениямив физ. псих. и умственном развитии.
Сем. Пед. объектом явл. Процесс воспитания лич-ти в семье.
Этнопедагогика изучает специфику и закономерности нар. воспитания, накопленный и отраженный в нац. культ. нар. Традиция, фольклоре опыт воспит.
Вопрос 7.
Философия. Предмет – общие законы и движущиеся силы природы человеческого общества; мышления, познания.
Связь педагоги с философией является наиболее длительной и продуктивной, т. к. философские идеи продуцированы в создании пед. концепций, теорий, задавали ракурс пед. поиска, определяет сущность Целевых и технических характеристик образовательного процесса.
От системы философских взглядов, кот. придерживаются исследователи педагогики зависит направление пед. поиска, определения сущности.