Методы педагогического исследования
Методы педагогических исследований – это способы получения научной информации с целью установления закономерных связей, отношений, зависимостей и построения научных теорий.
Методы педагогических исследований подразделяются на теоретические и эмпирические (практические).
Теоретические методы исследования позволяют уточнить, расширить и систематизировать научные факты, объяснить и предсказать явления, повысить надежность полученных результатов, перейти от абстрактного к конкретному знанию, установить взаимоотношения между различными понятиями и гипотезами, выделить среди них наиболее существенные и второстепенные.
К теоретическим методам исследования относятся: анализ, синтез, индукция, дедукция, сравнение, абстрагирование, обобщение, конкретизация, моделирование.
К эмпирическим (практическим) методам исследования относятся:
- методы сбора и накопления данных (наблюдение, беседа, анкетирование, тестирование и др.);
- методы внедрения результатов исследования в педагогическую практику (эксперимент, опытное обучение, масштабное внедрение и др.);
- методы контроля и измерения (шкалирование, срезы, тесты);
- методы оценивания (самооценка, рейтинг, педагогический консилиум);
- методы обработки данных (математические, статистические, графические, табличные) и др.;
Рассмотрим некоторые широко распространенные методы педагогического исследования.
Наблюдение – метод исследования, рассчитанный на непосредственное получение нужной информации через органы чувств.
Виды наблюдений различаются по следующим признакам:
- по временной организации – непрерывное и дискретное (в отдельные промежутки времени);
- объему – широкое (сплошное), когда фиксируются все доступные особенности поведения наблюдаемых в целом, и узкоспециальное (выборочное), направленное на выявление отдельных сторон или отдельных объектов;
- способу получения сведений – непосредственное (прямое) и косвенное (опосредованное). При прямом наблюдении исследователь регистрирует увиденные факты, при косвенном наблюдается не сам предмет или процесс, а его результаты;
- типу связи наблюдателя и наблюдаемого различают включенное и невключенное наблюдение. Включенное наблюдение предполагает, что исследователь сам является членом изучаемой группы. В невключенном наблюдении исследователь наблюдает за проис-ходящим со стороны;
- условиям проведения наблюдения бывают полевые (в естественных условиях) и лабораторные (с применением специального оборудования);
Существуют и другие виды наблюдений.
Более активной формой проведения научного исследования является исследовательская беседа. С помощью этого метода ученый выясняет мнение и отношение как воспитателей, так и воспитуемых к тем или иным педагогическим фактам и явлениям и тем самым пытается составить более глубокое представление о сущности и причинах этих явлений. Разновидностью беседы является интервьюирование.
Анкетирование – метод массового сбора материала с помощью специально разработанных опросных листов (анкет).
Тестирование – целенаправленное, одинаковое для всех испытуемых обследование, проводимое в строго контролируемых условиях, позволяющее объективно измерять изучаемые характеристики педагогического процесса. Качество теста определяется надежностью (устойчивостью результатов тестирования), валидностью (соответствием теста целям диагностики), дифференцирующей силой заданий (способностью теста подразделять тестируемых по степени выраженности исследуемой характеристики).
Педагогический эксперимент – это научно поставленный опыт преобразования педагогического процесса в точно учитываемых условиях.
В отличие от наблюдения, где исследователь пассивно ждет проявления интересующих его процессов, в эксперименте ученый сам создает необходимые условия, чтобы вызвать эти процессы.
Определяющая роль при эксперименте принадлежит научной гипотезе. Исследование гипотезы – это форма перехода от наблюдения явлений к раскрытию законов их развития.
В зависимости от цели, которую преследуют эксперимент, различают:
1. констатирующий эксперимент, при котором изучаются существующие педагогические явления;
2. проверочный, уточняющий эксперимент, когда проверяется гипотеза, созданная в процессе осмысления проблемы;
3. формирующий эксперимент, в процессе которого конструируются новые педагогические явления.
По месту проведения различают естественный и лабораторный педагогический эксперимент.
Естественный эксперимент представляет собой научно организованный опыт проверки выдвинутой гипотезы без нарушения учебно-воспитательного процесса.
Лабораторный эксперимент проводится в искусственных, лабораторных условиях.
Изучение документов также является методом педагогического исследования.
По форме фиксации существуют следующие документы:
- письменные (учебные планы, контрольные работы, классные журналы и др.);
- статистические (информация в основном цифровая);
- иконографические (кино- и фотодокументы, картины);
- фонетические (магнитофонные записи, грампластинки, кассеты);
- технические (чертежи, техническое творчество, поделки).
К методам педагогического исследования также относятся изучение и обобщение передового педагогического опыта. Этот метод направлен на анализ состояния практики, элементов нового, эффективного в педагогической практике.
Шкалированиеявляется также одним из методов педагогического исследования. Шкалирование – присвоение баллов или других цифровых показателей исследуемым характеристикам.
Шкалирование, при котором оцениваются качества личности с помощью компетентных людей (экспертов), называют рейтингом.
Метод педагогического консилиума заключается в коллективном обсуждении и оценивании результатов изучения воспитанников, выявлении причин возможных отклонений и сформированности тех или иных черт личности, коллективной выработке способов преодоления обнаруженных недостатков.
Таковы наиболее важные методы исследования, применяемые в педагогике. Каждый из них выполняет свою специфическую роль и помогает изучить лишь отдельные стороны педагогического процесса. Для более полного изучения педагогической практики методы исследования применяются комплексно.