Профессиональное самообразование педагога
Результатом профессионального становления любого субъекта деятельности является его профессиональное мастерство. Мастерство определяется как высокое искусство в какой-либо области, а мастер – это специалист достигший высокого искусства в своем деле.
В педагогической энциклопедии понятие «педагогическое мастерство» трактуется как высокое и постоянно совершенствуемое искусство обучения и воспитания. Можно ли ему научиться специально? Или способность к творчеству – удел избранных? Большинство ученых склоняются к убеждению, что развить в себе творческие способности можно, если заниматься этим постоянно и целенаправленно.
Самообразование можно рассматривать в двух значениях: как «самообучение» (в узком смысле как самонаучение) и как «самосозидание» (в широком смысле – как «создание себя», «самостроительство»). Мы будем иметь в виду второе значение, так как нас интересует проблема самосовершенствования. В данном случае самообразование выступает одним из механизмов превращения репродуктивной деятельности человека в продуктивную, приближающую индивида к творчеству.
Выделяют несколько функций самообразования (М. Князева):
1) экстенсивная – накопление, приобретение новых знаний;
2) ориентировочная – определение себя в Культуре и своего места в обществе;
3) компенсаторная – преодоление недостатков школьного обучения, ликвидация «белых пятен» в своем образовании;
4) саморазвития – совершенствование личной картины мира, своего сознания, памяти, мышления, творческих качеств;
5) методологическая – преодоление профессиональной узости, достраивание картины мира;
6) коммуникативная – установление связей между науками, профессиями, сословиями, возрастами;
7) сотворческая – сопутствие, содействие творческой работе, непременное дополнение ее;
8) омолаживания – преодоление инерции собственного мышления, предупреждения застоя в общественной позиции (чтобы жить полноценно и развиваться, нужно время от времени отказываться от положения учащего и переходить в положение учащегося);
9) психологическая (и даже психотерапевтическая) – сохранение полноты бытия, чувства причастности к широкому фронту интеллектуального движения человечества;
10)геронтологическая – поддержание связей с миром и через них – жизнеспособности организма.
Таким образом, самообразование – необходимое постоянное слагаемое жизни культурного, просвещенного человека, занятие, которое сопутствует ему всегда.
Рассматривая самообразование как вид свободной духовной деятельности, можно назвать его самым свободным путем к ускоренному саморазвитию, когда оно представляет собой целую систему направленного, разумного формирования человеком разных сторон своего духовного Я.
Совершенно необходимо выстроить свою профессионально-образовательную стратегию, которая учитывала бы именно ваши конкретные особенности и запросы, а также образовательную траекторию как способ достижения желаемой цели.
С точки зрения деятельностного подхода в психологии, оптимальное развитие личности происходит в процессе успешного овладения профессиональной деятельностью, значимой для субъекта.
Иными словами, чем большего вы достигаете в профессиональном становлении, тем больше развиваетесь как личность.
Профессия педагога имеет свою специфику: он работает с Человеком, а значит его собственная личность является мощным «рабочим инструментом». И чем совершеннее этот инструмент, тем успешнее профессиональный результат. Таким образом, именно в педагогической профессии личностный рост – непременное условие достижения профессионализма.
Профессионализм как психологическое и личностное образование характеризуется не столько профессиональными знаниями и навыками, сколько непередаваемым искусством постановки и решения профессиональных задач, особым пониманием действительности в целом и трудных ситуаций деятельности.
В профессиональном становлении можно выделить две составляющие: становление личностное и становление статусное (внешнее). Е.И. Рогов выделил три направления формирования профессионализма в личностном плане:
изменение всей системы деятельности, ее функций и иерархического строения (в ходе выработки соответствующих трудовых навыков происходит движение личности по ступенькам профессионального мастерства, развивается специфическая система способов выполнения деятельности – формируется личностный стиль деятельности);
изменение личности субъекта, проявляющееся как во внешнем облике (моторике, речи, эмоциональности, формах общения), так и в формировании элементов профессионального самосознания (профессионального внимания, перцепции, памяти, мышления, эмоционально-волевой сферы), что в более широком плане может рассматриваться как становление профессионального мировоззрения;
изменение соответствующих компонентов установки субъекта по отношению к объекту деятельности (это проявляется: в когнитивной сфере – в уровне информированности об объекте, степени осознания его значимости; в эмоциональной сфере – в интересе к объекту, в склонности к взаимодействию с ним и удовлетворенности от этого несмотря на трудности; в практической сфере – в осознании своих реальных возможностей влияния на объект).
Факторы, которые влияют на профессиональное становление, прежде всего, это личностные особенности и желание развиваться.
Статусное (внешнее) профессиональное становление зависит от факторов, которые в общих чертах можно разделить на три группы.
- индивидуальные особенности человека;
- потребность общества в тех или иных специалистах;
- близлежащие возможности.