Профессиональное самовоспитание и самообразование учителя

профессионального самовоспитания-это сознательная работа по

развитию своей личности как профессионала: адаптирование своих индивидуально

неповторимых особенностей к требованиям педагогической деятельности, постоянное

повышение профессиональной компетентности и непрерывное развитие социально-

нравственных и других свойств личности.

Обычно движущей

силой и источником самовоспитания учителя называют потребность в самоизменении и

самосовершенствовании. Однако сама эта потребность не вырастает автоматически из

необходимости разрешить противоречия между требованиями, предъявляемыми

обществом к учителю, и наличным уровнем его развития как личности и

профессионала. Внешние источники активности (требования и ожидания общества)

либо стимулируют работу над собой, либо вынуждают учителя идти на всевозможные

ухищрения, снимающие эти противоречия, во всяком случае, в его сознании. В

психологии известны многие компенсаторные механизмы снятия подобных

противоречий: рационализация, инверсия, проекция, "бегство от реальности" и др.

В основе профессионального самовоспитания, как и в основе деятельности учителя,

лежит противоречие между целью и мотивом. Обеспечить сдвиг мотива на цель -

значит вызвать истинную потребность в самовоспитании. Вызванная таким образом

потребность учителя в самовоспитании в дальнейшем поддерживается личным

источником активности (убеждениями; чувствами долга, ответственности,

профессиональной чести, здорового самолюбия и т.п.). Все это вызывает систему

действий по самосовершенствованию, характер которых во многом предопределяется

содержанием профессионального идеала. Другими словами, когда педагогическая

деятельность приобретает в глазах учителя личностную, глубоко осознанную

ценность, тогда и проявляется потребность в самосовершенствовании, тогда и

начинается процесс самовоспитания.

Профессиональное самопознание-это выявление особенностей волевого

развития, эмоциональной сферы, темперамента и характера, особенностей

познавательных процессов (восприятия, памяти, воображения, мышления), речи и

внимания как свойств личности. Процесс самопрограммирования развития личности не

что иное, как материализация собственного прогноза о возможном

усовершенствовании своей личности.

Построению программы самовоспитания обычно предшествует выработка системы

"правил жизни", которые постепенно становятся принципами поведения и

деятельности личности. Например, никогда и никуда не опаздывать; никогда и

никому не отвечать односложно "да" или "нет" - искать другие формы ответа;

никогда и никому не отказывать в помощи и т.п. Наряду с программой

самовоспитания можно составить и план работы над собой: план-максимум на большой

отрезок времени и план-минимум (на день, неделю, месяц).

Для первокурсников, которые еще не накопили достаточного опыта работы над собой,

более приемлемой представляется программа, состоящая из трех разделов. Приведем

ее упрощенный вариант.

По понятным причинам не все задачи и направления работы над собой можно

зафиксировать в программе. Подчас в этом и нет особой необходимости. Главное,

чтобы каждый, вступивший на педагогическую стезю, выработал свой свод жизненных

правил, принципов и неукоснительно руководствовался ими в жизни.

Средства и способы самовоздействия бесконечно разнообразны. Учитывая особенности

своей личности и конкретные условия, каждый человек выбирает их оптимальное

сочетание. Особое место в ряду средств самовоспитания занимают средства

управления своим психическим состоянием, т.е. средства саморегуляции. К ним

относят разного рода приемы отключения, самоотвлечения, расслабления мышц

(релаксации), а также самоубеждение, самоприказ, самоконтроль, самовнушение и

др. В последние годы благодаря широкой популяризации все шире используются

методы и приемы целенаправленного самовнушения с помощью специальных словесных

формул - аутотренинг.

Совершенное овладение интегральным умением педагогически мыслить и действовать

не может быть обеспечено без специальных упражнений, направленных на развитие

наблюдательности, воображения как основы предвидения и творческого

проектирования своих действий и действий воспитанников. Научное педагогическое

мышление выражается в свободном оперировании педагогическими фактами, их

разложении на составляющие компоненты с целью проникновения в их сущность,

установлении аналогий, сходства и различия в педагогических явлениях. Для этого

будущий учитель должен научиться классифицировать факты и явления, устанавливать

причины и выявлять мотивы поведения и деятельности участников социального

взаимодействия, решать аналитические, прогностические и проективные задачи.

ОБЩИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИКИ.

1) Закон РФ "Об образовании".

Под образованием в настоящем Законе понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов).

Под получением гражданином (обучающимся) образования понимается достижение и подтверждение им определенного образовательного ценза, которое удостоверяется соответствующим документом.

Право на образование является одним из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан Российской Федерации.

Образование в Российской Федерации осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права.

1. Российская Федерация провозглашает область образования приоритетной.

2. Организационной основой государственной политики Российской Федерации в области образования является Федеральная целевая программа развития образования.

3. Федеральная целевая программа развития образования разрабатывается и утверждается Правительством Российской Федерации.

4. Доклад Правительства Российской Федерации о ходе реализации Федеральной целевой программы развития образования ежегодно представляется палатам Федерального Собрания Российской Федерации и публикуется в официальном печатном органе.

5. В государственных и муниципальных образовательных учреждениях, органах, осуществляющих управление в сфере образования, создание и деятельность организационных структур политических партий, общественно-политических и религиозных движений и организаций (объединений) не допускаются.

Наши рекомендации