Тема 2.8.Создание коррекционно-развивающей и здоровьесберегающей среды в дошкольных образовательных учреждениях компенсирующего вида
Здоровьесберегающая среда в дошкольных образовательных учреждениях компенсирующего вида.Шаги приобщения педагогов ДОУ к здоровьесберегающей
педагогике. Внедрение здоровьесберегающих образовательных технологий в коррекционно-развивающий процесс.
Жизнь выдвигает перед теорией и практикой дошкольного образования и воспитания, кроме традиционных вопросов - чему и как учить в современных условиях, приоритетную проблему: как сформировать человека, который отвечал бы требованиям общества на данном этапе исторического развития. Вот почему сегодня мы обращаемся к личности ребёнка, анализу процессов, влияющих на её формирование. Современное общество требует инициативных молодых людей, способных найти "себя" и своё место в жизни, восстановить русскую духовную культуру, здоровых, нравственно стойких, социально адаптированных, способных к саморазвитию и непрерывному самосовершенствованию.
Законодательство Российской Федерации, в соответствии с основополагающими международными документами в области образования, предусматривает принцип равных прав на образование для лиц с ОВЗ - как взрослых, так и детей. В настоящее время эти дети рассматриваются как равноправный субъект совместной деятельности, сотрудничества, сотворчества.
Вхождение глухого ребенка в общество затруднено вследствие особенностей его физического и (или) психического развития. В результате ребенок «выпадает» из нормальных социальных отношений и, поэтому нуждается в специальной помощи для успешной дальнейшей интеграции его в общество. Дошкольное образовательное учреждение является важнейшим звеном социализации детей, где среди прочих ценностей усваивается ценность здоровья и здоровья окружающих, формируется способность к развитию и непрерывному саморазвитию себя.
Качественный анализ состояния здоровья дошкольников с нарушениями слуха выявляет психо – физическую и соматическую ослабленность, чрезвычайно высокую распространенность нарушений осанки, плоскостопия, близорукости, невротических расстройств. Кроме того, у детей с нарушениями слуха отмечается функциональная незрелость разных систем организма, проявляющаяся в особой чувствительности к различным факторам.
Стратегической целью деятельности компенсирующего дошкольного учреждения является выявление недостатков в развитии и организация коррекционной работы с детьми, имеющими такие нарушения, на максимально раннем этапе; создание условий для охраны и укрепления здоровья детей через обучение и воспитание. На основе изучения психофизических особенностей разрабатывается система физкультурно – оздоровительной и лечебно-профилактической работы.
В ДОУ обобщен опыт реализации здоровьесберегающей деятельности. В организацию работы заложено взаимодействие всех служб сопровождения, которые строят свою деятельность с учетом медицинских показателей здоровья ребенка, его психофизиологических особенностей, общего уровня и темпа развития, склонностей и интересов.
Процесс комплексного психолого – медико – педагогического здоровьесберегающего сопровождения ребенка с нарушением слуха в дошкольном специализированном учреждении осуществляется по следующим направлениям:
1. Лечебно-профилактическое (фито-, витамонотерапия; прием фитонцидов в виде лука и чеснока, полоскание рта после еды, общеразвивающая гимнастика с коррегирующими упражнениями, обширное умывание, ЛФК по показаниям в соответствии с комплексным планом оздоровления и лечебно-профилактических мероприятий для детей).
2. Обеспечение психологической безопасности личности ребенка (психологически комфортная организация режимных моментов, оптимальный двигательный режим, правильное распределение физических и интеллектуальных нагрузок, доброжелательный стиль общения взрослого с детьми, использование приемов релаксации в режиме дня, применение необходимых средств и методов).
3. Оздоровительная направленность воспитательно-образовательного процесса (учет гигиенических требований к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения, создание условий для оздоровительных режимов, валеологизация образовательного пространства для детей, бережное отношение к нервной системе ребенка: учет его индивидуальных особенностей и интересов; предоставление свободы выбора и волеизъявления, создание условий для самореализации; ориентация на зону ближайшего развития ребенка и т.п.).
4. Формирование валеологической культуры ребенка, основ валеологического сознания (знания о здоровье, умения сберегать, поддерживать и сохранять его, формирования осознанного отношения к здоровью и жизни).
Первым шагом социально-педагогического взаимодействия в ДОУ является психолого-медико-педагогическая диагностика, которая осуществляется после комплексного обследования каждого ребенка. Предметом диагностики являются знания, умения, навыки и психофизические особенности воспитанников. Диагностику осуществляют в тесном взаимодействии разные специалисты: медицинские работники, учителя-дефектологи, воспитатели, педагог-психолог, узкие специалисты. Они предоставляют друг другу информацию об особенностях развития каждого ребенка, его психическом и физическом самочувствии, проводят мониторинг влияния коррекционно-педагогического процесса на физическое, психическое и социальное здоровье воспитанников. На основе результатов составляется социально-психологический портрет и разрабатывается индивидуально-ориентированный маршрут развития ребенка, формируются подгруппы детей по уровням развития.
Важное место в системе социально-педагогического взаимодействия занимает практическая деятельность педагога – психолога, который совместно с педагогами работает над проблемой межличностных отношений. В этом направлении используется метод социометрии для исследования эмоциональных социальных предпочтений. По результатам социометрии проводится беседа с родителями ребенка, наблюдение за его поведением в свободной деятельности, интервью с учителями-дефектологами и воспитателями, узкими специалистами. Педагог-психолог составляет рекомендации, которые ложатся в основу практики социально-педагогического взаимодействия всех служб сопровождения. В дальнейшем дети включаются в систему социальных отношений с окружающими, оказывающими на них непосредственное влияние. Это и специалисты, общающиеся с ребенком, реализующие ту или иную стратегию сопровождения; и члены семьи; а так же сверстники, контактирующие с ним.
Успешно реализовать здоровьесберегающую стратегию учереждения для детей с ОВЗ позволяет осуществление рабочей программы «Здоровье» по формированию основ здоровьесберегающей культуры у детей с нарушенным слухом. Разработанная всеми педагогами детского сада программа взаимосвязана и входит в структуру образовательной программы ДОУ. Программа построена с учетом возрастных, психофизических и психологических особенностей детей дошкольного возраста, опирается на основные принципы психологии и дошкольной педагогики.
Отличительной особенностью является применение современных оздоровительных технологий, что объединяет физкультурное и оздоровительное направление. Предполагается не только получение знаний и навыков, способствующих физическому развитию и укреплению здоровья, но и обучение самопомощи при его нарушении (оздоровительный массаж, элементы точечного массажа, комплексы специальных упражнений, релаксация).
Данную задачу целесообразно решать не в форме дополнительного образования и путем введения занятий по валеологии, а интегрированно, в процессе повседневной деятельности ДОУ круглосуточного режима пребывания воспитанников. Процесс обучения здоровому образу жизни неразрывно связан с двигательной активностью, как мощным и стимулирующим фактором интеллектуального и эмоционального воздействия. Использование программы «Здоровье» помогает «погрузить» ребенка в особо организованную жизненную среду, формирующую привычки здорового образа жизни без их декларирования взрослыми.
Работа по данной программе включает два основных направления.
Первое — создание условий для охраны, укрепления и совершенствования здоровья воспитанников детского сада и формирование у них представлений о роли здоровья в жизни человека.
Второе — формирование у дошкольников потребности быть здоровыми, вести здоровый образ жизни и владеть средствами сохранения и укрепления свое го здоровья.
Основные разделы:
1. «Мои чувства и ощущения»
2. «Солнце, воздух и вода — наши лучшие друзья»
3. «Движение — основа жизни»
4. «Человек есть то, что он ест»
5. «Советы доктора Айболита»
6. «Здоровье — всему голова»
В ходе реализации программы «Здоровье» проводятся мониторинговые исследования. Основными объектами мониторинга являются:
- влияние педагогической деятельности педагогов на состояние здоровья и развитие ребенка;
- различные виды деятельности ребенка и его развитие в связи с ними;
- влияние физкультурно-оздоровительной работы на динамику физического развития, развития физических качеств ребенка и состояние здоровья воспитанников;
- влияние предметно-развивающей среды ДОУ на здоровье, развитие и психоэмоциональное состояние дошкольников.
Пятилетний опыт работы по программе «Здоровье» с детьми с ОВЗ позволяет сделать следующие выводы:
В ДОУ создана оптимальная система здоровьесберегающей и здоровьеукрепляющей деятельности;
· Достигнуты положительные результаты по снижению уровня заболеваемости;
· Повысился уровень развития двигательных умений и физических качеств дошкольников;
· Удалось сформировать ЗОЖ и активную жизненную позицию у дошкольников, педагогов и родителей;
· Дети овладели средствами сохранения и укрепления свое го здоровья.