Проверка результатов обучения
19.1. Сущность, функции, виды и содержание контроля обучения
Контроль, или проверка результатов обучения, является обязательным компонентом процесса обучения. Он имеет место на всех стадиях процесса обучения, но особое значение приобретает после изучения какого-либо раздела программы или завершения ступени обучения. Суть проверки результатов обучения состоит в выявлении уровня усвоения знаний учащимися, который должен соответствовать образовательному стандарту по данной программе, предмету. Однако дидактические понятия проверки знаний или контроля результатов обучения имеют значительно больший объем в современной педагогике. Контроль, проверка результатов обучения трактуется дидактикой как педагогическая диагностика, с которой связана проблема измерений в педагогике.
Педагогическая диагностика, по мнению ученых, столь же стара, как педагогическая деятельность, и понимается как процесс, в ходе которого производятся измерение уровня усвоения знаний, обученности учащихся, а также и некоторых сторон развития и воспитанности, обработка и анализ полученных данных, обобщение и выводы о корректировке процесса обучения и о продвижении учащихся на следующие ступени обучения, выводы об эффективности работы учителей и всего образовательного учреждения.
В отечественной педагогике тоже имеются обсуждаемые понятия. Контроль обучения помимается, с одной стороны, как административно-формальная процедура проверки работы учителя и школы, как функция управления. результаты которой и служат для принятия управленческих решений. С другой стороны, контроль обученияимеет уже указанное значение проверки и оценки знаний учащихся учителем, - это часть процесса обучения, состоящая в установлении уровня обученности школьника по предмету за определенный период. Термин педагогическая диагностика в отечественной науке имеет ограниченное употребление и применяется скорее к области воспитания, где обозначает измерение и анализ уровня воспитанности, что сближает его с психодиагностикой.
Применительно к процессу обучения целесообразно использовать термин педагогическая диагностика в указанном выше значении (выявление и измерение результатов обучения) или пользоваться традиционными в отечественной дидактике терминами: контроль, проверка, оценка и учет знаний. Контроль обучения как часть дидактического процесса и дидактическая процедура ставит проблемы о функциях проверки и ее содержании, видах, методах и формах контроля, об измерениях и, значит, о критериях качества знаний, измерительных шкалах и средствах измерения ("приборах"), об успешности обучения и неуспеваемости учащихся. Итак, по порядку обо всем отмеченном.
Будучи составной частью процесса обучения, контроль имеет образовательную, воспитательную и развивающую функции; поскольку проверочные задания аналогичны обучающим, постольку сохраняются и функции обучения. Но главная функция контроля, конечно, диагностическая. Она конкретизируется в ряде задач в зависимости от вида контроля. Дидактика знает такие виды контроля: текущий, периодический, итоговый. Текущий контроль - это систематическая проверка усвоения знаний, умений и навыков на каждом уроке, это оценка результатов обучения на уроке. Как составная часть обучения, текущий контроль оперативен, гибок, разнообразен по методам и формам, средствам. Он органически связан с другими элементами урока (изучением нового, повторением старого, тренировкой и пр.).
Периодический контроль осуществляется после крупных разделов прораммы, периода обучения. В нем учитываются и данные периодического контроля. Он выражается в проведении контрольных работ по крупным блокам программы, зачетов по разделам дисциплины. Итоговый контроль проводится накануне перевода в следующий класс или ступень обучения. Его задача - зафиксировать минимум подготовки, который обеспечивает дальнейшее обучение. В целом, как следует из сказанного, функция контроля состоит в установлении уровня усвоения знаний на всех этапах обучения, в измерении эффективности учебного процесса и успеваемости. Это следует конкретизировать, в частности, в следующих задачах: определение пробелов в обучении, коррекция процесса обучения, планирование последующего обучения, рекомендации по предупреждению неуспеваемости.
Большую важность для науки представляет содержание контроля,что именно проверяется в обучении. В отечественной педагогике принято считать, что проверке подлежат знания, умения и навыки учащихся. Они описываются как на общедидактическом, надпредметном уровне (см. ниже), так и на уровне предмета, обычно в виде материалов к программе по предмету. В западной педагогике проверяемые результаты обучения описываются как когнитивные, социальные и эмоциональные цели обучения. К этому направлены усилия современной отечественной дидактики. Одна из ее проблем состоит в том, чтобы цели обучения, они же результаты, подлежащие проверке, формулировать в терминах поведения, наблюдаемых действиях учащихся. В этом случае, считает дидактика, может быть зафиксировано их наличие, проявление в том или ином виде. Они могут быть измерены, то есть может быть установлен уровень сформированности знаний.
С 50 годов текущего столетия идет разработка таксономии целей обучения (Б.Блюм) именно на основе такого подхода: диагностично поставленные цели позволяют объективное обнаружение и оценивание степени их достижения. В когнитивной области Б.Блюм предложил такие ступени целей обучения: ученик знает, понимает, применяет, анализирует, обобщает и оценивает. Эти действия ученика и подлежат проверке. На языке отечественной дидактики это означает, что проверяется запоминание и воспроизведение учебного материала, умение выполнять различные действия с ним: говорить на иностранном языке, писать сочинение, решать задачи, делать лабораторную работу и пр.
В последние годы отечественная наука пытается также описать результаты обучения, то есть содержание контроля, в терминах поведения - действий учащихся, свидетельствующих о наличии знаний, умений и навыков. На общедидактическом надпредметном уровне показатели сформированности знаний выглядят примерно так. Ученик владеет научными понятиями: узнает понятие, дает его научное определение, раскрывает его объем и содержание. Ученик владеет фактами: описывает их, устанавливает их взаимосвязь. Ученик владеет теорией: раскрывает содержание теорий, формулирует законы, принципы, правила, знает и использует научные методы и так далее.
Кроме знаний, содержанием проверки школьных достижений является социальное и общепсихологическое развитие учеников. Поскольку школа не только формирует знания, но воспитывает и развивает, постольку требуется проверка школьных достижений и в этих направлениях. Имеется в виде развитие речи, мышления, памяти, умения использовать знания в стандартной и новой ситуации, решать проблемы, выполнять практические работы. Содержанием школьного контроля является также сформированность мотивов учения и деятельности, такие социальные качества, как чувство ответственности, моральные нормы и поведение. Однако, во-первых, эти социальные и психологические результаты обучения весьма трудно оперативно обнаружить, тем более измерить, и, во-вторых, выявление социальных качеств личности в рамках проверки результатов обучения расценивается некоторыми учеными как посягательство на свободу взглядов, как вмешательство во внутренний мир учащегося. Поэтому имеются возражения против диагностики социальных качеств учащихся. Тем не менее перед педагогикой стоит проблема всесторонней проверки и оценки результатов обучения в когнитивной, социальной и психологической областях.