Самоуправление учащихся в школе
Ученическое самоуправление – форма организации жизнедеятельности коллектива учащихся, обеспечивающая развитие их самостоятельности в принятии реализации решений для достижения общественно значимых целей.
Цель ученического самоуправления – удовлетворять индивидуальные потребности обучающихся, направленные на защиту их гражданских прав и интересов, участие в решении насущных проблем школы.
Задачи ученического самоуправления:
1) Создание условий для социализации учащихся
2) Предоставление учащимся реальной возможности участвовать в управлении школой
3) Развитие навыков лидерского поведения, организаторских знаний, умений и навыков
4) Обучение активным формам работы с учащимися
Принципы самоуправления:
- равноправие
- выборность
- откровенность и гласность
- законность
- целесообразность
- гуманность
- самодеятельность
- ответственность
Семья как воспитательный коллектив, её функции. Типичные ошибки и противоречия воспитания в современной семье. Условия успешного воспитания в семье. Взаимодействие родителей и школы в достижении целей воспитания.
Семья ‒ социальная группа, обладающая исторически определённой организацией, члены которой связаны брачными или родственными отношениями (а также отношениями по взятию детей на воспитание), общностью быта, взаимной моральной ответственностью и социальной необходимостью.
Функции семьи:
- репродуктивная функция
- функции социализации и воспитания
- эмоционального удовлетворения
- статусная
- защитная
- экономическая
Типичные ошибки и противоречия воспитания в современной семье:
1) негативная оценка деятельности ребенка
2) распространение негативной оценкой деятельности ребенка на его личность
3) сравнение ребенка с кем-то другим, его противопоставление
4) большая степень психологической нагрузки на ребенка
5) резкий переход от положительных оценок к резко отрицательным
Условия успешного воспитания в семье:
1) семья должна стать для ребёнка естественной школой духовной любви
2) семья призвана передать ребёнку религиозную, культурную, историческую и национальную традицию
3) семья должна дать ребёнку чувство внутренней свободы и научить его тому, что оно неотделимо от ответственности
4) семья должна воспитать в ребёнке здоровое чувство частной собственности и привить практические навыки хозяйствования и построения собственного благополучия
Взаимодействие родителей и школы в достижении целей воспитания:
- лекции
- конференции
- практикум
- открытые уроки
- педагогическая дискуссия
17. Дидактика и её категории: принципы, содержание, методы и формы процесса обучения.
Дидактика ‒ область педагогики, исследующая закономерности процесса обучения.
Категории дидактики:
1) Принципы обучения ‒ система важнейших дидактических требований, соблюдая которые можно обеспечить эффективное функционирование учебного процесса:
- принцип сознательности, активности, самостоятельности при руководящей роли учителя
- принцип систематичности и последовательности
- принцип наглядности
- принцип доступности и посильности
- принцип учета возрастных особенностей обучаемых
2) Содержание обучения ‒ знания в тесной связи с умениями, навыками, опытом творческой деятельности и эмоционально-ценностным отношением к миру.
3) Методы обучения ‒ упорядоченные способы организации совместной деятельности субъектов образовательного процесса, направленные на усвоение содержания образования, общее и профессиональное развитие личности будущего специалиста.
Методы объяснительно-иллюстративного обучения:
· лекции
· семинары
· рассказ
· беседа
· самостоятельная работа над учебным материалом
Методы репродуктивного обучения:
· упражнения
· практикум
· программированное обучение
· тренинги навыков
Методы проблемно-поискового обучения:
- проблемное изложение
- частично-поисковый
- исследовательский
- мозговой штурм
4) Формы обучения ‒ способы упорядочивания взаимодействия участников обучения, способ его существования:
- фронтальные
- групповые
- индивидуальные
Понятие о процессе обучения. Его двусторонний характер. Движущие силы учебного процесса.
Процесс обучения ‒ это целенаправленное, последовательно изменяющееся взаимодействие преподавателя и учащегося, в ходе которого решаются задачи образования, воспитания и общего развития.
Двусторонний характер процесса обучения предусматривает взаимодействие преподавателя и ученика:
- процесса преподавания (деятельность преподавателя)
- процесса обучения (деятельность ученика или коллектива)
Движущие силы учебного процесса:
- противоречия между учебными задачами и уровнем развития ученика
- противоречия между наукой и школьным предметом
- единство учебного процесса и развивающего труда
Материалистическая теория познания как основа современной дидактики. Процесс научного познания и процесс обучения. Единство образовательной, воспитательной и развивающей функций процесса обучения.
Материалистическая теория познания ‒ учение о развитии в его наиболее глубоком и свободном виде, учение об относительности человеческого знания и взаимообусловленности явлений.
Материалистическая теория познания показывает, что отображаемое не зависит от нашего сознания и определяется восхождением от живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике.
Процесс обучения ‒ это целенаправленное, последовательно изменяющееся взаимодействие преподавателя и учащегося, в ходе которого решаются задачи образования, воспитания и общего развития.
Только в процессе обучения познание приобретает четкое оформление в особой, присущей только человеку учебно-познавательной деятельности, или учении.
Функции процесса обучения:
- образовательная функция (формирование специальных умений и знаний)
- воспитательная функция (формирование нравственных и этических представлений)
- развивающая функция (формирование мер, способствующих общему развитию учащихся)
Единство образовательной, воспитательной и развивающей функций процесса обучения проявляется в том, что все они находятся в сложно переплетающихся связях: одна предшествует другой, является ее причиной, другая является ее следствием, но и одновременно условием активации первопричины.
Две из них ‒ образовательная и воспитательная ‒ являются в единстве основой третьей, развивающей функции. Последняя, в свою очередь, интенсифицирует в последующем образовательную и воспитательную функции обучения.