Принцип систематичности и последовательности
йЬ предварительное определение имеющегося у обучаемых уровня знаний и их актуализация;
j& доступность и привлекательность предлагаемой информации;
fa выделение существенных, базовых аспектов изучаемого материла, отделение главного от второстепенного и постоянное акцентирование внимания на этом;
i£z четкое структурирование знания и его логики, что не только способствует лучшему усвоению информации, но и вооружает общеучебными умениями самостоятельной работы с любым материалом;
0Ь включение в структуру изложения материала постоянных кратких и обобщающих повторяющихся выводов по каждому законченному фрагменту предлагаемого материала и в конце изложения всего материала, что способствует не только лучшему запоминанию, но и формированию системы ассоциаций, активизации ранее изученного;
А обучение с ранних ступеней разнообразным способам систематического, логического развернутого и сжатого изложения своих мыслей: пересказ, рассказ, ответ по плану, сообщение, небольшое выступление, доклад, краткая лекция;
i& все должно вестись в неразрывной последовательности так, чтобы все сегодняшнее закрепляло вчерашнее и пролагало дорогу для завтрашнего (Я. А. Ко-менский);
i& создание условий для самостоятельного выполнения заданий, приложения продолжительных и систематических усилий;
j&i использование внутрипредметных и межпредметных связей;
ЯЬ планирование учебно-воспитательного процесса: систематическая подготовка учителя к урокам и другим формам взаимодействия с детьми, тщательный анализ содержания материала и поставленных целей, равномерное распределение домашнего задания в учебном процессе;
0з осуществление постоянного контроля и объективной оценки результатов обучения и воспитания.
Принцип сознательности, активности, самостоятельности, творчества и инициативы воспитанников в сочетании с педагогическим руководством
О деятельность принципиально новд для учащихся;
О выполняется самостоятельно;
О организуется сознательно и целенаправленно на ясное понимание целей и задач предстоящей работы;
О учитываются индивидуальные интересы и потребности воспитанников, формируются ценностные мотивы к учению;
О создаются ситуации, содержащие противоречия, заставляющие мыслить, самостоятельно ставить проблемы и их разрешать;
О область предлагаемых заданий охватывает не только учебные, но и воспитательные задачи, направленные на формирование определенных нравственных позиций и норм жизни;
О коллективный характер воспитания и обучения в сочетании с развитием индивидуальных особенностей личности каждого ребенка, при котором уча-
щиеся приобщаются к сотрудничеству и кооперации при решении задач теоретического и практического характера, учатся распределять задания в группе, координировать индивидуальные действия, руководить и подчиняться распоряжениям других;
О отказ от чрезмерной регламентации, опеки, подавления инициативы, самостоятельности и творчества;
О опора на доверие.
Принцип прочности, .осознанности и действенности результатов воспитания, обучения и развития
D формирование позитивного отношения к изучаемому;
П организация активного участия воспитанников в подготовке к усвоению предлагаемой информации;
D самостоятельное решение учащимися (воспитанниками) доступных им задач;
□ сообщение нового знания или формирование новых умений и привычек по
ведения только на основе хорошо усвоенного;
0 регулярное повторение изученного с введением элементов новой оценки или
интерпретации усваиваемого материала;
D систематизация материала, связанная с его самостоятельным воспроизведением;
D выработка умений и потребности у обучаемых (воспитываемых) в теоретической и практической проверке рассматриваемых законов, научных принципов и правил;
D закрепление знаний, представленных в логически целостных структурах;
D систематический контроль и оценка результатов обучения и воспитания;
□ применение полученных знаний в новых ситуациях.
Принцип связи теории с практикой и с жизнью
е> организация разнообразной практической деятельности в соответствии с характером получаемого знания, направленной на применение, проверку, закрепление, выработку умений, навыков, привычек;
е> самостоятельный подбор примеров, иллюстрирующих теоретическое положение или правильность (ошибочность) его применения на практике;
©> организация обучения и воспитания таким образом, чтобы воспитанники самостоятельно переходили от теории к практике и от практики к теории;
е> попытка (где возможно) решить проблему новым путем и объяснить полученные результаты;
©> широкое привлечение в учебно-воспитательном процессе краеведческого материала;
©> активное включение воспитанников в общественно полезную деятельность;
©> посильное включение в трудовую деятельность.