Принцип систематичности и последовательности

йЬ предварительное определение имеющегося у обучаемых уровня знаний и их актуализация;

j& доступность и привлекательность предлагаемой информации;

fa выделение существенных, базовых аспектов изучаемого материла, отделение главного от второстепенного и постоянное акцентирование внимания на этом;

i£z четкое структурирование знания и его логики, что не только способствует лучшему усвоению информации, но и вооружает общеучебными умениями самостоятельной работы с любым материалом;

0Ь включение в структуру изложения материала постоянных кратких и обоб­щающих повторяющихся выводов по каждому законченному фрагменту пред­лагаемого материала и в конце изложения всего материала, что способствует не только лучшему запоминанию, но и формированию системы ассоциаций, активизации ранее изученного;

А обучение с ранних ступеней разнообразным способам систематического, ло­гического развернутого и сжатого изложения своих мыслей: пересказ, рас­сказ, ответ по плану, сообщение, небольшое выступление, доклад, краткая лек­ция;

i& все должно вестись в неразрывной последовательности так, чтобы все сего­дняшнее закрепляло вчерашнее и пролагало дорогу для завтрашнего (Я. А. Ко-менский);

i& создание условий для самостоятельного выполнения заданий, приложения продолжительных и систематических усилий;

j&i использование внутрипредметных и межпредметных связей;

ЯЬ планирование учебно-воспитательного процесса: систематическая подготов­ка учителя к урокам и другим формам взаимодействия с детьми, тщатель­ный анализ содержания материала и поставленных целей, равномерное рас­пределение домашнего задания в учебном процессе;

0з осуществление постоянного контроля и объективной оценки результатов обу­чения и воспитания.

Принцип сознательности, активности, самостоятельности, творчества и ини­циативы воспитанников в сочетании с педагогическим руководством

О деятельность принципиально новд для учащихся;

О выполняется самостоятельно;

О организуется сознательно и целенаправленно на ясное понимание целей и задач предстоящей работы;

О учитываются индивидуальные интересы и потребности воспитанников, фор­мируются ценностные мотивы к учению;

О создаются ситуации, содержащие противоречия, заставляющие мыслить, са­мостоятельно ставить проблемы и их разрешать;

О область предлагаемых заданий охватывает не только учебные, но и воспита­тельные задачи, направленные на формирование определенных нравствен­ных позиций и норм жизни;

О коллективный характер воспитания и обучения в сочетании с развитием индивидуальных особенностей личности каждого ребенка, при котором уча-

щиеся приобщаются к сотрудничеству и кооперации при решении задач те­оретического и практического характера, учатся распределять задания в группе, координировать индивидуальные действия, руководить и подчиняться распо­ряжениям других;

О отказ от чрезмерной регламентации, опеки, подавления инициативы, самосто­ятельности и творчества;

О опора на доверие.

Принцип прочности, .осознанности и действенности результатов воспитания, обучения и развития

D формирование позитивного отношения к изучаемому;

П организация активного участия воспитанников в подготовке к усвоению пред­лагаемой информации;

D самостоятельное решение учащимися (воспитанниками) доступных им за­дач;

□ сообщение нового знания или формирование новых умений и привычек по­
ведения только на основе хорошо усвоенного;

0 регулярное повторение изученного с введением элементов новой оценки или
интерпретации усваиваемого материала;

D систематизация материала, связанная с его самостоятельным воспроизведе­нием;

D выработка умений и потребности у обучаемых (воспитываемых) в теорети­ческой и практической проверке рассматриваемых законов, научных прин­ципов и правил;

D закрепление знаний, представленных в логически целостных структурах;

D систематический контроль и оценка результатов обучения и воспитания;

□ применение полученных знаний в новых ситуациях.

Принцип связи теории с практикой и с жизнью

е> организация разнообразной практической деятельности в соответствии с ха­рактером получаемого знания, направленной на применение, проверку, за­крепление, выработку умений, навыков, привычек;

е> самостоятельный подбор примеров, иллюстрирующих теоретическое положе­ние или правильность (ошибочность) его применения на практике;

©> организация обучения и воспитания таким образом, чтобы воспитанники самостоятельно переходили от теории к практике и от практики к теории;

е> попытка (где возможно) решить проблему новым путем и объяснить полу­ченные результаты;

©> широкое привлечение в учебно-воспитательном процессе краеведческого ма­териала;

©> активное включение воспитанников в общественно полезную деятельность;

©> посильное включение в трудовую деятельность.

Наши рекомендации