Контекст 4. Неопределенность в понимании содержания и условий индивидуализации в образовании
В своей практике консультирования тьюторских площадок мы не раз наблюдали ситуации, которые указывали нам на проблемные зоны в понимании содержания и условий индивидуализации в образовании [9]. По концепту МТА тьютор отвечает за проектирование образовательной среды с характеристиками вариативности, избыточности и открытости. А уже потом в этой среде сопровождает формирование и реализацию тьюторантом индивидуальной образовательной программы. Однако рассмотрим пример, когда образовательный процесс в вузе строится на основе профессиональной образовательной программы, разработчиком которой является коллектив преподавателей кафедры, руководитель магистратуры и другие должностные позиции, не имеющие к тьюторству отношения. Если в образовательную программу заложены принцип вариативности, предоставлена возможность студенту влиять на содержание и ход своего образования, ресурсы программы позволяют строить разнообразные профессионально-образовательные маршруты по формированию и развитию компетенций, то тьютору есть с чем работать. А если нет? Тьютор превращается в дополнительного надзирателя над процессом освоения программы или компенсирует недостаток человеческого общения в образовательной среде (что мы и увидели в ряде проектов введения академических консультантов – тьюторов)? Нам кажется, что принципиально важно говорить не о тьюторе как должности и даже как о деятельностной позиции, а о тьюторской деятельности в полноте. Тьюторская деятельность является распределенной и создание образовательной среды, в которой часть ресурсов привносится образовательными программами, за которые отвечают преподаватели, часть привносится субъектами социально-экономической реальности – является коллективной заботой. Тьюторская деятельность в учреждении может быть не оформлена в должностную позицию – тьютор, а может быть реализована командой, в которой есть разработчики образовательных сред и условий, эксперты и консультанты, мастера-наставники, тьютор - консультант и т.д. Стоит ли называть такую команду тьюторской или это и есть команда проектировщиков реального образования, а тьютор имеет свою особую предметность - это вопрос. Ответы могут быть разные. В некоторых тьюторских моделях организации образования заложено, что проектировщиком образовательных программ и сред является тьюторская команда, которая «заказывает» определенные виды необходимых образовательных ресурсов у преподавателей, мастеров, ученых и т.д. и из логики индивидуальных образовательных программ комбинирует разные варианты образовательной среды. В других тьюторских моделях, если среда не отвечает принципам вариативности и открытости (как правило, речь идет про среду одного образовательного учреждения), тьютор выносит работу по сопровождению ИОП за рамки существующей среды и использует ресурсы открытого образовательного пространства. Но в этом случае не понятно, кто платит заработную плату тьютору – учреждение, которое вполне возможно потеряет потребителя своих услуг или тьюторант.
Представим ситуацию, когда разработчики образовательной программы, например, магистерской, максимально обеспечили ее образовательный потенциал за счет введения множества курсов по выбору, технологий компетентностного обучения, спектра стажировок, экскурсий, образовательных событий для студентов. Отлично! Но станут ли заложенные образовательные возможности действительно ресурсом для магистрантов (увидят ли они его? достаточно ли его? смогут ли они его использовать для СВОИХ целей? Как получить к нему доступ? Как выстроить систему приоритетов?). И здесь работа по проявлению/формированию заказа к ресурсам, актуализация ресурсной карты для каждого типа заказа, координация в получении этих ресурсов – действительно может дать уникальный образовательный результат и эффект. В этом случае тьюторская деятельность является взаимодополнительной по отношению к деятельности других позиционеров и существенно усиливает образовательный потенциал программ, сред и инфраструктур для человека.
Вторая ситуация – образовательные программы построены линейно-поточным образом, ресурсы образовательного учреждения не разнообразны, доступ к имеющимся затруднен (нет состыковок в расписании, нет договоренностей, нет информационных карт). Картинка типичная, к сожалению, пока еще для нашего образования, не смотря на десятилетия модернизации и усиление воздействий мирового образовательного опыта. Тьюторская деятельность в этом случае фокусируется на значимости такой функции - организации образовательной среды и коммуникации с внешними позиционерами. И здесь мы выходим за рамки образовательного учреждения и должность тьютора перестает обслуживать интересы образовательной системы, а тьюторская деятельность становится услугой для тьюторанта и «обслуживает» новую институциональную форму – индивидуальную образовательную программу.
Третий вариант, когда тьюторской деятельностью в учреждении называется деятельность по контролю за освоением программы, организационному и документальному сопровождению линейного образовательного процесса, передаче учебной информации «из рук в руки» - мы обсуждать не хотим. Однако наличие такого рода прецедентов вынуждает сообщество МТА выдвинуть, обосновать и закрепить СВОЕ представление о содержании условий развития практики индивидуализации и тьюторства в образовательном учреждении и о качестве этих условий в контексте обеспечения результатов индивидуализации образования.