Практическое занятие 1

Сравнительная педагогика: этапы развития (2ч.)

Вопросы для обсуждения

1.Начальный этап развития сравнительно-педагогических исследований.

2.Становление сравнительной педагогики как самостоятельной отрасли научного знания за рубежом и в России.

3.Педагогическая компаративистика зарубежья (1920-1930-е гг.).

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Каковы были цели и результаты "педагогических путешествий" в XIX в.?

2. Определите вклад К.Д. Ушинского в изучение зарубежной школы и педагогики.

3. Как шло изучение зарубежной педагогики в Советском Союзе

в 1920—30-е гг.?

4. Охарактеризуйте деятельность педагогов-компаративистов рос­сийского зарубежья в 1920—30-е гг.

5. Определите роль и функции международных и национальных центров сравнительной педагогики.

6. С какими российскими работами по сравнительной педагогике вы ознакомились?

Литература

1. Вульфсон Б.Л. Стратегия развития образования на Западе на пороге XXI века. М„

2. 1999.

3. Вульфсон Б.Л., Малъкова ЗА. Сравнительная педагогика: Учеб. пособие. М., 1996. Джуринский А.Н. Сравнительная педагогика: Учеб. пособие. М., 1998.

4. Дмитриев Г.Ц. Многокультурное образование. М., 1999.

5. Кларин MB. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поис­ках. М., 1994.

6. Кумбс Ф.Г. Кризис образования в современном мире: системный анализ. М., 1970. Малъкова З.А. Особенности общеобразовательной школы США. М., 2000.

7. Миронов В.Б. Век образования. М., 1990.

8. НикандровНД. Современная высшая школа капиталистических стран. М, 1978.

9. Образование: сокрытое сокровище: Доклад Международной комиссии по образова­нию для XXI века. ЮНЕСКО, 1997.

Практическое занятие 2.

Тема 2. Современная сравнительная педагогика:

вопросы теории и методологии (2 ч.)

Вопросы для обсуждения

1.Предмет, задачи и функции сравнительной педагогики на современном этапе ее развития.

2.Междисциплинарные аспекты сравнительной педагогики.

3.Методы сравнительно-педагогических исследований.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Объясните, какими факторами обусловлено современное развитие педагогической компаративистики.

2. Определите основные цели и функции сравнительной педагогики как науки и как учебного процесса.

3. В чем состоит прогностическая функция сравнительной педагоги­ки?

4. Охарактеризуйте связи сравнительной педагогики с другими от­раслями научного знания.

5. Охарактеризуйте основные источники сравнительно-педагогичес­ких исследований.

6. Какова роль количественного анализа в сопоставительных иссле­дованиях?

Литература

1. Comparative Education: Contemporary Issues and Trends. UNESCO, London; Paris, 1990.

2. Александрова Е.Я., Быховская ИМ Апология культурологии: опыт рефлексии становления научной дисциплины // Общественные науки и современность. 1997. № 3.

3. Vexliard A. La pedagogie comparee. Methodes et problemes. P., 1967.

4. Traite des sciences pedagogiques. T. 3. Pedagogie comparee. P., 1972

5. Методологические проблемы сравнительной педагогики: Сб. науч. тр. М., 1991.

6. Бродфут П. Сопоставительный анализ классной работы английских и француз­ских учителей // Перспективы. 1986. № 2.

7. Перспективы. 1990. № 3.

8. Гарридо X. Сравнительная педагогика в системе педагогических наук // Перспек­тивы. 1990. №3.

Тема 1. Сравнительная педагогика: этапы развития (4 ч.)

1. Начальный этап развития сравнительно-педагогических исследований.

2. Становление сравнительной педагогики как самостоятельной отрасли научного знания за рубежом и в России.

3. Педагогическая компаративистика зарубежья (1920-1930-е гг.).

Литература

10. Вульфсон Б.Л. Стратегия развития образования на Западе на пороге XXI века. М„

11. 1999.

12. Вульфсон Б.Л., Малъкова ЗА. Сравнительная педагогика: Учеб. пособие. М., 1996. Джуринский А.Н. Сравнительная педагогика: Учеб. пособие. М., 1998.

13. Дмитриев Г.Ц. Многокультурное образование. М., 1999.

14. Кларин MB. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поис­ках. М., 1994.

15. Кумбс Ф.Г. Кризис образования в современном мире: системный анализ. М., 1970. Малъкова З.А. Особенности общеобразовательной школы США. М., 2000.

16. Миронов В.Б. Век образования. М., 1990.

17. НикандровНД. Современная высшая школа капиталистических стран. М, 1978.

18. Образование: сокрытое сокровище: Доклад Международной комиссии по образова­нию для XXI века. ЮНЕСКО, 1997.

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА: ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ

Необходимым условием поступательного развития любого научного знания является познавательная преемственность в его эволюции. Для педагогических наук она особенно важна, поскольку существуют ко­ренные и поистине вечные проблемы воспитания и образования, пере­ходящие из одной эпохи в другую. Возвращение к ним в новых соци­ально-исторических условиях, на новом этапе развития науки в прин­ципе закономерно и необходимо. Поэтому для педагогики ее собствен­ная история — не второстепенный вопрос, не собрание экспонатов му­зея древностей, не перечень отживших представлений, а комплекс со­держательных проблем, находящихся в постоянном развитии. Их ана­лиз повышает теоретико-методологический уровень исследований в любой отрасли педагогической науки, выступает важным показателем эрудиции и профессионализма ученого.

Все это в полной мере относится и к сравнительной педагогике, ис­торические корни которой уходят в далекое прошлое.

Наши рекомендации