Структура педагогического процесса
Рассматривая педагогический процесс важно, вычленить его основную единицу, развивающуюся во времени, по которой можно судить о течении рассматриваемого процесса. В.А. Сластенин и А.И. Мищенко при исследовании педагогического процесса такой единицей называют учебно-воспитательную ситуацию[4]. Эту мысль уточняют Л.Ф. Бурлачук и Е.Ю. Коржова, подчеркивающие, что совокупность педагогических ситуаций составляет весь педагогический процесс [1].
При наличии различий в определении и использовании понятия «ситуация» к наиболее общим ее характеристикам разные авторы относят следующие признаки:
ü место и время;
ü субъекты;
ü содержание деятельности субъектов;
ü социальный контекст;
ü межличностные отношения;
ü социально-психологический климат.
Интегративным фактором ситуации является деятельность, поскольку ситуация – система субъективных и объективных элементов, объединяющихся в деятельности субъекта. При таком подходе ситуация как сегмент социальной жизни возникает в момент, когда осуществляется (протекает) социальная жизнь в лице конкретных людей, осуществляющих конкретную деятельность в конкретном месте, в конкретное время, в конкретных условиях, в определенных межличностных отношениях, в определенном социальном контексте, в условиях конкретного социально-психологического климата. Как только названные выше характеристики (одна характеристика) ситуации меняются, возникает новая ситуация [2].
На основе выявленных общих признаков ситуации можно выделить особенности педагогических ситуаций. Х. Грассел выделяет следующие признаки педагогической ситуации:
- открытость,
- информационная неструктурированность,
- изменчивость,
- многомерность и сложность,
- динамичность [1].
Педагогический процесс (как совокупность учебно-воспитательных ситуаций) — процесс многофакторный, в нем проявляются многочисленные объективные и субъективные факторы, обусловливающие своим совокупным действием невообразимую сложность процесса. К ним можно отнести: содержание деятельности педагога и учащихся, цель, формы, методы, средства, результат и т.д.
На рисунке 9 графически представлены высказанные мысли относительно единицы педагогического процесса.
Учебно-воспитательная ситуация |
Учебно-воспитательная ситуация |
Учебно-воспитательная ситуация |
Цель педагогического процесса - как желаемое или потребное будущее |
Рис. 9 Педагогический процесс как совокупность учебно-воспитательных ситуаций.
В учебно - воспитательной ситуации целесообразно выделить компоненты взаимодействия: цель, принципы, содержание, методы, формы, средства. Важно учитывать, чтопроцесс взаимодействия происходит в каких-либо условиях. Это специфические условия деятельности (в нашем случае – физкультурно-спортивная), социокультурная и природная среды. Это представлено на рисунке 10 и будет рассмотрено в дальнейшем изложении.
Специфические условия физкультурно-спортивной деятельности |
Цель педагогического процесса |
Содержание |
Методы |
Формы |
Средства |
Взаимодействие |
Педагог |
Обучающиеся |
Социокультурная среда |
Природная среда |
Принципы |
Рис. 10 Структура учебно-воспитательной ситуации.
Практические задания
1. В чем заключается сущность педагогического процесса ?
2. Установите правильное соотношение понятий (I – 4,…)
Процесс развития | Приобретение системы знаний, формирование действий на уровне умений и навыков, а также определённой суммы мировоззренческих и нравственно-этических идей; | ||
Процесс обучения | Закономерные количественные и качественные изменения в организме, психике, интеллектуальной и духовной сфере, обусловленные влиянием внешних и внутренних факторов. | ||
Процесс воспитания | Целенаправленное формирование социокультурного опыта (нормы, правила, ценности, идеалы), которые определяет направленность поведения и деятельности человека (мотивационно-ценностной сферы личности человека). |
3. Что такое целостность с точки зрения системного подхода?
4. Доказать или опровергнуть взаимосвязь процессов обучения.
5. Что такое целостность педагогического процесса?
6. Что является единицей педагогического процесса?
7. Восстановить текст в рисунке
Литература
1. Бурлачук Л.Ф., Коржова Е.Ю. Психология жизненных ситуаций: учеб. пособие. М.: Российское педагогическое агентство, 1998. 263 с.
2. Коржова Е.Ю. Психологическое познание судьбы человека. СПб.: Союз,2002. 334 с.
3. Лебедев О.Т.,Каньковская А.Р. Основы менеджмента: учеб.пособие; под ред. О.Т.Лебедева. СПб.: ИД «МиМ»,1998.192с.
4. Сластенин В.А., Мищенко А. И. Целостный педагогический процесс как объект профессиональной деятельности учителя. М.: Прометей, 1997. 200 с.
5. Урсул А.Д. Природа информации. Философский очерк. М.: Политиздат,1968.288с.
Целеполагание педагогического процесса