Общедидактические законы и закономерности. Их характеристики
Закономерности дидактики – это норма организации учебного процесса. Они определяют, каким образом можно добиться в процессе обучения стоящей перед школой целей и задач обучения. Результатом процесса познания обучения является выявление объективно существующих законов и закономерностей процесса обучения.
Закономерности:
Закономерности – это объективные, существенные, устойчивые, повторяющиеся связи между составными частями, компонентами процесса обучения. Эти связи носят вероятностно-статистический характер, часть из них действует всегда, независимо от участников и условий, а часть проявляется как тенденция. Многие закономерности определяются опытным путем.
· Внешние закономерности (характеризуются зависимостью обучения от общественных процессов и условий)
· Внутренние закономерности (связи с другими компонентами обучения такими как методы, средства, формы)
· Существует закономерная связь между процессом обучения и воспитания – обучение носит воспитательный характер.
· Есть зависимость между взаимодействием учителя и ученика и результатами обучения.
· Прочность усвоения учебного материала зависит от систематического прямого и отсроченного повторения изученного, от включения его в ранее пройденный и в новый материал.
· Развитие навыков и умений у учащихся зависит от применения поисковых методов, проблемного обучения и т.п. средств.
· Результаты обучения и воспитания личности зависят от характера деятельности, в которую включается учащийся.
Законы:
· Закон социальной обусловленности целей, содержания и методов обучения (социальный заказ переводиться на уровень педагогических средств и методов)
· Закон взаимосвязи теории и практики в обучении
· Закон взаимообусловленности индивидуальной и групповой организации деятельности.
Характеристики дидактических принципов.
Принцип обучения – это указание по использованию на практике законов и закономерностей (ср. правила – технология реализации принципов).
Принципы – руководящие идеи, нормативные требования к организации и проведению дидактического процесса. Принципы зависят от принятой дидактической концепции. В основу современной концепции положены лично-деятельностный и управленческий подходы (Бабанский, Скаткин, Загвязинский).
· Принцип единства образовательной, развивающей и воспитывающей функции обучения (формирование личности учащегося).
· Принцип взаимообусловленности обучения и воспитания (соотношение между педагогическим руководством и собственной активности обучаемых).
· Принципы целостности и единства процесса обучения (соотношение части и целого в учебном процессе, формирование гармоничного единства рационального, эмоционального компонентов).
· Принцип научности содержания и методов учебного процесса (содержание обучения не должно противоречить научным фактам, теориям, законам).
· Принцип связи обучения с практикой (связь обучения с реальной действительностью).
· Принцип систематичности и последовательности (логическое построение содержания обучения).
· Принцип доступности (нужно учитывать особенности развития учащихся и их реальные возможности, от легкого к трудному, от известного к неизвестному).
· Принцип наглядности (дети должны наблюдать в процессе обучения, измерять, проводить опыты, работать практически).
· Принцип сознательности и активности учащихся в обучении (учащиеся осознают цели учения, планируют и организуют свою работу).
· Принцип прочности ( знания должны прочно закрепляться в сознании учеников).
· Принцип рационального сочетания коллективных и индивидуальных форм и способов учебной работы (обучение должно быть разнообразным).
Характеристика словесных методов обучения.
Методы обучения – это способы совместной деятельности учителя и учащихся, направленные на решение задач обучения, т.е. дидактических задач.
Словесные методы занимают ведущее место в системе методов обучения. Словесные методы позволяют в кратчайший срок передать большую по объему информацию, поставить перед обучаемым проблемы и указать пути их решения.
Виды:
· Рассказ (логичный, достоверный, с яркими примерами)
· Объяснение (монологическая форма изложения; четкая формулировка проблемы, равнение, сопоставление, аналогия, причинно-следственные связи, аргументация)
· Беседа (диалогический метод; путем тщательно продуманной системы вопросов учитель выводит учеников на решение проблемы)
· Дискуссия (вовлечение учащихся в обсуждение спорных вопросов, различных точек зрения по проблеме)
· Лекция (монологический метод; обеспечивает законченность и целостность восприятия материала, обычно нового)
· работа с книгой ( конспектирование, составление плана текста, тезирование, цитирование, аннотирование, рецензирование, составление справки и формально-логической модели и др.).