Кафедра логопедии ЛГПИ им. А.И. Герцена: ее настоящее и проблемы будущего

В настоящее время логопедия относится к той об­ласти наук, которая в одинаковой мере является наи­сложнейшей и далеко не разработанной, хотя имею­щей уже свою историю. Нарушения речи изучаются различными дисциплинами: физиологией, невропато­логией, психолингвистикой, нейропсихологией, нейролингвистикой и т. д. При этом каждая из научных дис­циплин рассматривает их в соответствии с целями, задачами и средствами своей науки. Логопедия же рассматривает их с позиций предупреждения и пре­одоления средствами специально организованного обучения и воспитания. Речевая патология в силу разнообразных причин стремительно растет. В нашей стране и за рубежом имеются различные специальные учреждения, где осуществляется разработка научных проблем в облас­ти речевой патологии и оказывается необходимая ло­гопедическая помощь. Но подготовка кадров логопедов на основе научных исследований осуществляется только на дефектологи­ческих факультетах, научными и учебными центрами которых являются кафедры логопедии. Таких кафедр у нас в стране две (МГПИ им. В.И. Ленина и ЛГПИ им. А.И. Герцена). Кафедра логопедии им. А.И. Герцена прошла значимый путь становления, определяя свое место в науке и подготовке педагогических кадров, что является ее основным функциональным назначением. Она обеспечивает логопедическую подготовку на всех отделениях дефектологического факультета. Это объяс­няется тем, что хорошо сформированная и скорригированная речь является мощным компенсаторным фактором развития при любых аномалиях. С 1978 г. на факультете открыто отделение логопедии. Яркую стра­ницу в истории кафедры сыграл период с 1965 г., когда кафедру психоневрологии и логопедии (затем психопа­тологии и логопедии) возглавлял проф. Е.С. Иванов, приступивший к разработке темы «Клинико-педагогическое изучение и коррекция нарушений психического и речевого развития детей».

Научное направление кафедры в настоящее вре­мя определяется темой «Коррекционная работа в спе­циальных школах и дошкольных учреждениях для де­тей с тяжелыми нарушениями психического и рече­вого развития». Решение этой темы подразумевает множество аспектов, включаемых в исследования со­трудников кафедры: изучение методологических и теоретических основ логопедии, общих и специфических закономерностей речевых нарушений у различных групп аномальных детей и попытка вскрытия механиз­ма различных речевых нарушений; разработка дифференциальной диагностики в методике психодиагности­ки, совершенствование коррекционной системы лого­педического воздействия и т. д.

Проблема речевого нарушения, осложненного другими дефектами развития, чрезвычайно актуаль­на, но мало изучена. Именно поэтому нарушение речи у различных групп детей с нормальным и нарушен­ным интеллектом, а также с нарушениями сенсорной сферы (сложный речевой дефект) стала той комплек­сной проблемой, которая объединила исследователь­ские интересы значительной части коллектива ка­федры.

Сочетание речевой недостаточности с другими основными или сопутствующими нарушениями требу­ет познания специфических проявлений и механизмов; природы, соотношения собственно логопатии с особен­ностями психических процессов (в том числе и речи) и т. д.

Фундаментальные исследования М.Е. Хватцева в этом направлении позволили впоследствии кафедре перейти к тонкому дифференцированному изучению сложных речевых дефектов при различных видах аномалий, к определению путей и методов их ранней профилактики и коррекции. Исследования сотрудни­ков кафедры, осуществляемые в этом направлении, проводятся комплексно-интеграционным путем. Со­временный уровень науки позволяет решать данную проблему на стыке логопедии, медицинских наук, тиф­лопедагогики и тифлопсихологии, сурдопсихологии и сурдопедагогики, олигофренопсихологии, олигофрено­педагогики. На кафедре сложилось целостное направ­ление и методика по изучению сложных речевых де­фектов.

Идеи сотрудников кафедры, опирающиеся на дан­ные исследований, реализуются в лекционных курсах, спецкурсах, в докторских и кандидатских диссертаци­ях, пособиях для практических работников и студен­тов, лекциях для практических работников разных регионов страны.

Подтверждением этому могут, к примеру, служить следующие спецкурсы, созданные сотрудниками ка­федры на основе своих научных исследований: «Нару­шения речи у детей с умственной отсталостью» (в том числе и с глубокой умственной отсталостью) — доц. Р.И. Лалаева и В.И. Липакова; «Нарушения речи у детей с сенсорной недостаточностью» (у слабослышащих, слепых и слабовидящих) — доц. Л.Г. Парамонова и проф. Л.С. Волкова; «Лингвистический аспект изучения афазии»—доц. Г.М. Сумченко; «Алалия как языковое расстройство» —доц. В.А. Ковшиков; «Личностно-психологический аспект в изучении и устранении заика­ния» — доц.Г.А. Волкова и др.

Сотрудниками кафедры подготовлены научные сборники, учебные пособия и методические разработ­ки, в которых представлены итоги значительной иссле­довательской работы.

Результаты исследований сотрудников кафедры отражены в учебных программах по предмету «Лого­педия», изданных для различных отделений дефекто­логического факультета. Вышла программа по «Лого­педии» (Л.С. Волкова и авторский коллектив).

Кафедра в сотрудничестве с ведущими логопеда­ми и врачами Москвы создала учебник «Логопедия», в котором уже 30 лет остро нуждаются как студенты, так Кафедра логопедии ЛГПИ им. А.И. Герцена: ее настоящее и проблемы будущего - student2.ru и логопеды. Издание учебника — это общая задача ученых, решение которой создало возможность выра­ботать единую позицию по многим вопросам науки логопедии (предмет логопедии, ее объект, определение, классификация и диагностика речевых нарушений, единая терминология и др.) По инициативе кафедры в издательстве «Просвещение» запланирован выход се­риала «Из наследия теории и практики логопедии».

Подготовка студентов логопедического отделения осуществляется в соответствии с программой по пред­мету логопедии для дефектологических факультетов педагогических институтов. При рассмотрении теоре­тических и практических вопросов логопедии коллек­тив кафедры исходит также из экспериментального учебного плана для отделений логопедии, в котором заложены дисциплины, составляющие научный базис и отражающие межпредметные связи, важные в под­готовке учителя-логопеда (предметы: психология, пе­дагогика, родной язык, теория речевой деятельности, физиология, невропатология, неврологические основы логопедии, психопатология и др.) Такая предваряющая межпредметная базисная подготовка, которая обеспе­чивается в содружестве с другими кафедрами, решает проблему комплексного подхода к изучению и устра­нению нарушений речи.

Основное внимание уделяется подготовке учителя-логопеда для работы с детьми дошкольного и школьного возраста. Этим самым подчеркивается основная направ­ленность логопедии на предупреждение дальнейшего развития речевых дефектов и их влияния на формиро­вание личности ребенка. Подготовительный научный базис позволяет саму логопедию как науку и предмет рассматривать как строго педагогическую науку.

Комплексный подход к пониманию речевой пато­логии в процессе подготовки специалиста позволяет показать важность сочетания логопедического воздей­ствия с развитием общей и тонкой произвольной мо­торики, сенсорной сферы, мышления, с коррекцией поведения лиц с речевыми нарушениями, а также — с психолого-педагогическим воздействием на среду, в которой находится человек с речевой патологией.

Правильное решение проблемы комплексного под­хода обеспечивается участием специалистов, в том числе кандидатов и докторов медицинских наук, био­логических клиник и кафедры АФОД.

В подготовке студентов кафедра широко использу­ет передовой опыт ленинградских логопедов, сотруд­ничая с ними в процессе проведения лабораторных занятий, различных видов практик, исследований, со­вместных обсуждений вопросов и документов на ка­федре, в подготовке курсовых, дипломных работ, в чтении лекций и т. д.

За десятилетия накоплен огромный опыт. Сфор­мировались научные кадры, ядром которых являются представители старшего поколения. Традиции кафед­ры усваивает младшее поколение, проходя творческий путь ассистентов, а затем аспирантов, неустанно впи­тывающих в себя лучшее из семинаров в университе­те, из докладов в институте физиологии, из всесоюзных сессий и педагогических чтений и т. д.

При кафедре функционирует институт соискателей, ведется подготовка студентов к исследовательской ра­боте через СНО. По своему статусу кафедра многие годы возглавляет направления по развитию высшего дефектологического образования (по логопедии).

Однако все еще остаются нерешенными некото­рые актуальные проблемы теоретического и практи­ческого плана:

1. Разработка вопросов теории и методологии лого­педии.

2. Дальнейшая углубленная разработка психолингви­стического аспекта в изучении механизмов и кор­рекции нарушений речевой деятельности.

3. Изучение особенностей речевых нарушений и их устранение при осложненных дефектах развития.

4. Продолжение изучения речевых и неречевых на­рушений при дефектах речи.

5. Последовательная реализация принципа комплек­сного подхода при выявлении и коррекции рече­вых нарушений.

6.Наиболее раннее выявление, профилактика и ус­транение речевых нарушений с целью реализации задач школьной реформы по подготовке и обуче­нию детей с 6-летнего возраста.

7.Совершенствование теории и практики дифферен­цированной диагностики различных форм наруше­ния речи.

8.Научно обоснованное соотношение нозологическо­го (клинико-педагогического) и симптомологического (психолого-педагогического) подхода в ло­гопедической теории и практике и разработке номенклатурных документов.

9.Анализ достижений в области логопедии, имею­щихся в советской многонациональной и в зару­бежной теории и практике.

10. Изучение онтогенеза речи при различных формах
речевых расстройств.

11. Унификация категориального аппарата.
Важными остаются проблемы развития теорети­ческого семинара при кафедре (руководитель В. А. Ков­шиков); создание наметившегося комплекса: кафед­ра — ИУУ — Комитет по народному образованию —
издательство «Просвещение»; открытие при кафедре
оснащенного учебно-диагностического кабинета, раз­работка современной концепции высшего дефектоло­гического образования (по логопедии) и т. д. Все эти насущные, как и уже существующие вопросы и фор­мы деятельности кафедра предполагает решать по формуле: преподаватель — студент или студент — преподаватель, что дает возможность подготовки твор­ческой личности будущего логопеда-исследователя, спо­собного возвращать многим и многим людям речь —бесценный дар человеческого общения и деятельности.

Учитель-дефектолог: современные проблемы подготовки

и совершенствования работы /Под ред. В.А. Лапшина,

В.И. Селиверстова. М„ 1990., С. 23-27.

В.М. Шкловский

Наши рекомендации