Система консультативно-диагнос-й,коррекц-но-пед,реабилит-й раб.с дет.с пробл.в разв

Спец (коррекц-я) пед-ка - это наука,изучающая психофизиологические особ-ти развития детей с ограниченными возможностями и занимающаяся разработкой проблем их восп-я,обуч-я и коррекции недостатков.Виды спц.корр оуСпец (коррекц-е) оу I вида- д/обуч-я и восп-я неслышащих детей,II вида-Д/обуч-я и восп-я слабослышащих детей III и IV видов(д/слепых и слабовид) V вида(наруш-е речи)VI вида( наруш.опрно-двигат.аппарат)VII вида(ЗПР)VIII вида(УО)Пр-пы коррекц-й раб:Контакт с реб;Уважит-е отн-е к личности реб; внимание к внутр.миру реб; Безоценочное восп-е личности реб,принятие его в целом;Сотрудничество с реб; ответ-ть за жизнь воспитанника, реализацию конституционных прав.Правовые основы специального образования:1.Междунар:Всеоб.декларац прав ч-ка, Конвенция о пр реб-ка,ряд док-в Орг-ции Объед-х Наций: Декл-я о правах инвалидов; Декл-я о правах уо лиц;
2.Законодат акты РФ:К-я РФ, СК РФ, З-н РФ «Об образовании», Указ Пр-та РФ «О мерах по формированию доступной для инвалидов среды жизнедеят-ти», Фед. целевая прогр. «Дети России»,З-н РФ «О соц.защите инвалидов», Фед.программа «Соц поддержка инвалидов», З-н «Об образовании лиц ограниченными возможностями здоровья (специальном образовании)»,Специфика образ-го процесса-1-реабилитация обучающихся, 2-реализация образ-ых программ разрабатываемой исходя из особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей воспитанников,3-лечения,соц.адаптации и интеграции в общество.4-труд-е обуч-е с учетом индивид-х особ-й психофизического развития, зд, возможностей, а также интересов воспитанников и их родителей (законных представителей) 5-проводятся групповые и индивидуальные коррекционные занятия. Участ-миобраз-го процесса явл.пед.и мед.раб.коррекц-го уч., спец-ми в обл. корр-й пед-ки, а т/е учителями,восп-ми,прошедшими соответствующую переподготовку по профилю деятельности коррекционного учреждения воспитанники и их родители (законные представители). Направление детей в коррекционное учреждение осуществляется органами управления образованием только с согласия родителей (законных представителей) и по заключению психолого-педагогической и медико-педагогической комиссий.Коррекция-исправление: восстановление, компенсация, стимулирование, исправление.Социально-педагогическая коррекция-исправление особенностей псих, пед, социальн плана не соответствующих принятым нормам.




26? Особенности содержания,форм и методов социального воспитания в различных воспитательных организациях. СВ в дошкольн ОУ.Дошк детство-период жизни чел,когда происход интенсивн становлен социокульт опыта,формир самост.,соц активн,самопознан.Архитект-планир решен-е-удобство расположен,наличие блоков жизнедеят.,учет возр особен.Предметно-пространствен.среда-дифференц помещен и территор, технич оснащен.,комфортн и эстетика.Режим-рациональн,учет возр особен.Этикет и традиции-требован внешн вида,дисципл и порядка,наличие праздников.Специфика-соц развит осуществл под возд «другого».Взаимод воспит и реб:внутрен(взаимн понимание),внешнее(совместн раб,обмен взглядов и жестов).Взаимод реб-реб,реб-восп проходит ч/з игру-сюжетно-ролевая(много общения),ч/з дидактич материал(игры,раскраски,конструктор), ч/з вопросы к взрослому.Образование носит развив хар-ер(духовн,физич,интеллект созревание,социокульт и личн опыт,усвоен гигиенич навыков,полоролев поведение,познават и морально-нравствен аспекты,становление сознания личности).Индивидуальн помощь:ч/з родителей(просвещение,решение проблем),ч/з наблюдение(совместн разговор).Отношен и общение реб-родит-пед д/строиться на партнерских отношениях(демократич).Обеспечение комфортн,безконфл,безопастн условий для реализ природн потенциала.Качества педагога:доброта,любовь,щедрость,искренность.Вкл в разнообр виды деят,накапл соц опыт,вступ во взаимод с окруж,ребенок все больше начин осозн свое «Я». Особенности социального воспитания в сиротских учреждениях.Быт: хорошо организован, режим. Соц. опыт. Сужен контакт с окружающим миром, затруднено приобретение соц. опыта, отсутствует самостоятельность, нет навыков самообслуживания.Взаимодействие: Специфика данных учреждений позволяет достаточно рано научиться выстраивать взаимоотношения детей друг с другом, причём общение носит как одновозрастной так и разновозрастной характер (старшие общаются с младшими). Взаимоотношения м/ду воспитанниками и педагогами, носят дружеский, личный характер, т.к. педагог это фактически единственный человек к которому ребёнок может обратиться со своими проблемами, за советом.Образование: Приближено к общеобразовательной школе. Нередко дети из детских домов ходят заниматься в ближайшие школы, что облегчает социализацию детей, так как оно получают возможность общения с другими детьми, из семей, расширяются связи с внешним миром, в отличие от школ интернатов, в которых обучение проходит в стенах этого же учреждения. Индив. Помощь:Соц. Пед. начинает работать с детьми с момента их поступления. Работа достаточно эффективна, т. к. дети находятся в учреждении постоянно. Достаточно важно оказанние индивидуальной помощи в последние годы пребывания ребёнка в данном учреждении. Работа должна быть направлена на помощь в адаптации, в формировании умения жить самостоятельно, отдельно, помощь в самоопределении, профориентационная работа.Особенности соц. воспит. в спец. (коррекц.) образовательн. учреждениях.Дети учатся выстраивать взаимоотношения с социумом, общаться. Очень важна организация предметно- пространственной среды(цветовое решение, зона рекриации).Важны взаимоотношения м/д детьми и педагогами, необходима реализация индивидуального подхода, нужно учитывать, что настроение и работоспособность таких детей зависит, от многих внешних факторов, такие дети метеочувствительны. Детей нужно учить взаимодействовать друг с другом, не только играя, но и в образовательном плане. Важно выстраивать взаимоотношения м/д. родителями и педагогами, т.к. именно родители знают особенности своих детей и они могут предупредить о проблемах которые могут возникнуть. Необходимым явл-ся просвещение родителей, помощь в решении проблем такого ребёнка. Необходима посредническая работа м/д. родителями и психологом, т.к. может возникнуть проблема принятия ребёнка и материальн. поддержки семей, т. к. они входят в группу риска.


25?Особенности содержания,форм и методов соц-го воспит-я в лагере.Досуговая деят-ть в условиях пришкольного и летнего оздоровительного лагеря имеет свои специфические особенности, данные особенности прежде всего связаны с воспитательным пространством лагеря – уникальный фактор социализации и адаптации ребенка во временном детском коллективе.Лагерь—детско-оздоровительное образоват.учреждение (ДООУ) в системе доп-го обр-я, создающееся с целью обеспечения права граждан на полноценный развивающий отдых детей с уче­том их потребностей, интересов семьи и общ-в.Деят-ть оздоровительно-образовательных учреждений направ­лена на организацию индивидуально-ориентированного досуга, способствующую физическому и духовному развитию детей, удовлетворению их возрастных и индивидуальных потребностей, развитию разносторонних способностей.По времени деят-ти детские лагеря бывают:круглогодичные-работают в теч.круглого года;сезонные-работают во время летних,осенних,зимних или весенних школьных каникул.Задачи ДОЛ:1-развитие умений и навыков безопасной жизнедеятельности как средства лич­ной защиты; создание условий для укрепления здоровья детей, усвоения и применения ими навыков гигиенической и физической культуры;2-реализация медико-профилактических, спортивных, образовательных, куль­турно-досуговых программ и услуг, обеспечивающих восстановление сил, про­фессиональное самоопределение, творческую самореализацию, нравственное, гражданское,экологич.воспитание и развитие детей;3-раскрытие способностей детей и подростков, создание условий для проявле­ния их инициативы и активности.Принципы деят-ти ДОЛ:=безопасность жизни и здоровья детей, защита их прав и личного достоин­ства;=приоритет индивид-х интересов, личностного развития и самореа­лизации ребенка в сочетании с соблюдением соц-х норм и правил
учреждения;=гуманный характер отношений и оздоровительно-образовательных программ;
=единоначалие в сочетании с детским и педагогическим самоуправлением;
вариативность программ и их реализации.Лагерь создается при наличии необходимых экологических, материально-техни­ческих, социально-бытовых, санитарно-гигиенических, кадровых и иных условий, обеспечивающих оздоровление и развивающий отдых детей. Его деятельность регламентируется общероссийскими требованиями к территории, зданиям, соору­жениям,противопожарными, строительно-техническими правилами и нормами организации жизнедеятельности детского оздоровительного учреждения.Можно выделить следующие ценности жизни в лагере:- опыт самостоятельности (познание способов жизни в группе сверстников вдали от дома);- развлечение и отдых (приобретение навыков организации и проведения отдыха, это является ценным и полезным опытом);-детская самодеятельность (участие в программах лагеря должно быть связано с интересами и потребностями ребенка; дети должны принимать активное участие в планировании и реализации идей лагерной жизни);- дружба с взрослыми (для большинства детей взаимоотношения с вожатыми это новый вид отношений с взрослыми);-индивидуальное взросление и развитие (лагерь дает ребенку шанс раскрыть свои возможности, проявить инициативу, завоевать уважение);-опыт здоровьесбережения (тренировка безопасного и здорового образа жизни, практическое воплощение навыков, а не просто разговоры о безопасном и здоровом образе жизни);- формирование новых навыков и интересов, развитие прежних (участие в различных видах деятельности в лагере высоко оценивается впоследствии спустя годы);-развитие навыков ответственности за свои поступки (самостоятельное принятие решений; уважение прав других; адаптация в коллективе; забота об охране природы).Модель воспитательного пространства лагеря включает такие компоненты, как деят-ть отношений и общения, поэтому специалисту, который организуют досуговую деят-ть в условиях ДОЛ необходимо выяснять условия развития смены, проводить постоянную диагностику настроения детей, вожатых и педагогов – воспитателей. Это позволяет управлять коммуникативными процессами и также их корректировать в конфликтных ситуациях. Для мониторингово исследования лагерную смену делят на периоды:- организационный;- основной;- заключительный;-постлагерный – в данный период идёт работа с кадрами, планирование анализа ситуаций, которые нельзя повторять и т.д. Периоды работы лагеря:1-Организационный (3-4 дня)Цель: заложить основы для формирования временного детского коллектива;2-Основной (15-16 дней)Цели:Формирование временного детского коллектива;Стабилизация жизни детского коллектива;3-Итоговый (2 дня).Цель: подведение итогов работы всей лагерной смены.Этапы работы пришкольного лагеря:Анализ работы каждой лагерной смены;Изучение методической литер-ры, отбор форм и методов работы;Обсуждение вопроса летнего лагеря;Определение количественного и возрастного состава детей;Работа по комплектованию летнего лагеря пед. Кадрами;Составление плана работы лагеряПрограмма лагеря(Кружки,Клубные часы,Общелагерные линейки,Дневник пришкольного лагеря)Задачи воспитательно-оздоровительного лагеря:Укрепление здоровья детей;Отдых и воспитание в разнообразной увлекательной деятельности.Социальный педагог должен знать:Нормы питания,Инструкции по организации многодневных походов игр и купания,Инструкции по предупреждению несчастных случаев,Инструкции по оказанию медицинской помощи.Формы работы социального педагога:Спортивные игры и соревнования,Походы,Экскурсии,Просмотры телепередач,Ярмарки,Конкурсы.

27? Особенности содерж-я,форм и методов соц-го воспитания в УДОД. Доп. обр.-часть системы непрерывного образования, призванная обеспечить ребёнку дополнит-ые возможности д/интеллектуального, духовного, физич-го развития, удовл-е его творческих и образоват-х потребностей. Виды ДО:1)однопрофильные-реализуют программы одной направленности(н-р:спортивно-технич,эколого-биологич.:центр,клуб);2)многопрофильные(реализ-я прогр-мы неск-х направл-й(дворец,центр).Воспитательный процесс в системе доп.обр-я. Реализуется в двух направлениях:1.Основы професс-го воспит-я(Этика и эстетика выполнения работы и представления ее рез-тов;Культура организации своей деят-ти;Уважительное отнош-е к профессии-ой деят-ти других;Знание и выполнение профессионально этических норм;Понимание значимости своей деят-ти как часть развития культуры).2.Основы соц-го воспит-ия(Коллективная ответственность;Умение вз/де-вать с др.членами коллектива;Толерантность;Активность и желание участвовать в делах детского коллектива;Стремление к самореализации социально – адекватными способами;Соблюдение нравственно-этических норм(правил,этикета).2).Социальный опыт в УДОД.Содержание соц. опыта в удод осущ-ся в рамках способа функционирования детского объединения, связано со сферами жизнедеят-ти детских и юношеских объединений.Большое влияние на организацию соц. опыта оказывает помещение: здание, сооружение приспособленное д/воспит.проц., специально построенное или переоборудованное.Организация соц. опыта зависит от того, как оформлено пространство, в кот-м проходит жизнедеят-ть воспитанников. Типы детских объединений в удод:=учебное – дети и подростки, занимающиеся по одной образоват.программе;=творческое – удовлетворение потребности в творчестве, театральные, художественные кружки;=коммуникативные – организация общения с разными людьми на основе интереса;=миссионерские-группа лиц, для кот-х нравственные кач-ва окр-их людей явл.наиболее значимыми. Общим положением для всех УДО явл.необходимость выстраивания функционирования того или иного учреждения в соответствии с временными условиями обучения воспитанников в течение дня. Это приводит к гибкости режима жизнедеятельности организации. В клубах, станциях, студиях режим жизнедеят-ти не имеет строго определенных параметров, дети приходят в учреждение по мере возможности, желания и наличия свободного времени. Основные компоненты взаимодействия детей и взрослых в УДО явл:1.участники ;2.пед.задачи;3.пространственно временные условия вз/д-я;4.оптимальный алгоритм действия .Образовательный процесс в УДО:Профилизация образования осущ-ся в том случае, когда содержание доп образования углубляется в какой либо одной научной деятельности. Наиболее яркий пример: технические, естественно-биологические клубы.Все это позволяет реб.обоснованно и ответственно подойти к построению индивидуального образовательного маршрута, выбора уровня и формы обучения конкретного обр. учреждения.Выделяют 3 варианта профессионализации:1.Ранняя и глубокая профессионализация. Связана с тем, что в некоторых УДО высоких результатов достигают в юношеском либо в подростковом возрасте при условии что занятия ребенок начинает еще дошкольником.2.Длительный процесс сужения профиля доп. образования, который приводит к овладению ребенком, теми ли иными навыками на более высоком уровне чем его сверстники, и получает опыт применения этих навыков в ситуациях приближенных к профессиональных.3.освоение воспитанником професс-х навыков и умений в ходе стихийно возникающих образоват-х ситуаций, что ведет к более обоснованному выбору профилю обучения, выбору профессии, позволяет чувствовать себя более социально защищенным. В УДО при организации уч. восп. процесса исп-ются формы, методы и средства аналогичные общеобразовательной школы.Отличия:-интенсивное исп-ие средств обучения;-преобладание стимулирующих методов над методами контроля.Просвещение и стимулирование самообразования в УДОД:1-Внешне представляет привлечение возможностей других учреждений и орг-ций (музеи, концертные залы).2-Внутреннее просвещение если получение инфо организуется в одном учреждении.А.В.Мудрик выделяет программное просвещение (связь с реализацией программы доп обр); стихийное просвещение (осуществление в форме ответов на возникающие ?-сы, затруднения которые выходят за рамки образоват.программы).Стимулирование самообразования в УДОД:Самообразование отлич-ся целенаправленностью и мотивированостью.В УДОД выделяют 3 ситуации которые будут способствовать появлению желания у ребенка заниматься самообразованием:1.В процессе обучения когда ребенок обнаруживает у себя пробелы в знании;2.В семейном быту, быту детских объединений при возникновении ситуации проявляют недостаточные знания и умения в сфере самообслуживания, обустройства домашнего быта;3.В ходе группового и межличностного вз/д-я, когда реб осознает свое незнание правил и норм общения, правил поведения принятых как в обществе так и в данном детском объединении.Оказание индивидуальной помощи в УДОД.В УДОД выделяются 2 большие группы ситуаций, требующих индивидуальной помощи:1-ая группа Общие проблемные ситуации:=ситуации негативного отнош-я реб к самому себе;=ситуации отсутствия перспектив дальнейшего развития;=проблема установления контакта воспитанника с др.людьми.2-ая группа Специфические.Проблемные ситуации присущие какому-л одному типу УДО(ситуации, связанные с приобретением специальных УиН;несформированность навыков самообслуживания).Методы и приемы оказания инд помощи:1.Психолого-педагогич.консультирование. Примение метода с одной стороны понять сущность проблемной ситуации ребенка, определить какие ресурсы необходимы д/ее решения, определить каким образом ребенок может самост-но решить проблему. Цель консультации- создание ребенка представлений о возможных способах разрешения конкретной ситуации. Консультирование помогает решить три группы задач:1.эмоционально – волеая помощь реб.;2.информационная помощь ( информирование о том, чем ты можешь решить данную проблемную ситуацию);3.интеллектуальная помощь (осознание ребенком своих проблем помогает найти пути решения проблем)2.Организация развивающих ситуаций.Воспитанник участвуя в таких ситуациях актуализирует свои личностные ресурсы, овладевает новыми способами решения проблемной ситуации. Новыми видами деятельности.Требования к методу орг-ции ситуации в рамках инд помощи:1.Предварительное согласование ситуаций с ребенком. План составляют и педагог и ребенок;2.Педагог и ребенок не должны ожидать значительных успехов в короткие сроки;3.Каждая ситуация подвергается анализу и рефлексии как педагогом так и реб-м.

24?Особенности содержания,форм и методов соц.воспитания в школе. Школа — воспитательная организация, в которой познание выступает содержательной основой жизнедеятельности. Гл.задача школы — организация и пед сопровождение процесса познания, ведущим средством достижения которой выступает процесс обучения.Признаки школы как соц.орг-ции:1-подлинные рез-ты работы школы м/но оценить ч/з длительн.время после окончания учрежд-я;2-школа обязательна д/уч-ся,не лишена принуждения;3-учителя имеют реальную автономию;4-учителя им.время и статус;5-соц.заказ на работу школы интерпретируется самой школой.Школа явл.самост-ым микрофактором социализации,кот.влияет на молодое поколение,унифицирует рвзвитие чела.В школьн.жизнедеят-ти представлены все мех-змы социализации:1)соц-но-псих-ие мех-змы(подражание);2)соц-но-педагогич-ие мех-змы(стихийная социализ-ия,межличностн.мех-змы соц-ции).Признаки школы:четкие границы,соц-е расслоение,иерархия статусов)статус учителя,ученика:староста,президент);наличие центр-ой власти(админ.школы);целенаправлен.дея-ть(носит учебн.хар-р).Ведущими функциями школы как воспитательной организа­ции явл.:культурно-образовательная(культурно-духовн.развитие уч-ся);регулятивно-воспитательная(формиров-е мотивов деят-ти); коммуникативная(овладание ролевым поведением,формиров-е школьного общения);организационно-управленческая(организация и управление формир-ем личности реб-ка);социально-интегративная; производственно-экономическая;общественно-политическая.В современных условиях школа выполняет новые социально-пе­дагогические функции: со­циально-воспитательную; охраны и укрепления здоровья учащихся в процессе обучения; социально-педагогической поддержки семьи; со­циально-психологической помощи детям, родителям, педагогам; за­щиты прав детей; социально-педагогической помощи в жизненном и социально-профессиональном самоопределении школьников; социаль­но-культурной адаптации ит.д.Основные компо­ненты воспитательной системы:1.Подсистема целей и задач. 2.Общность людей, реализующих цели и идеи. Ядром воспита­тельной системы является единство двух коллективов: педагогичес­кого и ученического. 3.Подсистема деят-ти, общения и отношений. 4.Финансово-материальная база воспитательной системы 5.Среда, освоенная школьным коллективом.Типы воспитат. сред:Догматическая среда. Способствует развитию пассивности и за­висимости ребенка и характеризуется преобладанием авторитар­ных методов воспитания, жесткой дисциплины, муштры, куль­том внешнего порядка, слепым преклонением перед устоявши­мися традициями и ритуалами. Для такого типа воспитывающей Система консультативно-диагнос-й,коррекц-но-пед,реабилит-й раб.с дет.с пробл.в разв - student2.ru среды характерны добросовестность, самоограничение, самопреодоление, «благоразумие, доходящее до пассивности», непоколебимая уверенность в собственной правоте. Безмятежная среда. Способствует свободному развитию, но и обусловливает формирование пассивности ребенка. В ней царят покой и беззаботность, сопровождаемые приветливостью и добротой. Ребенок живет в атмосфере внутреннего благополучия и ленивой, консервативной привычки.Карьерная среда. Способствует развитию активности и зависимости ребенка и более ориентирована на различные внешние проявления, нежели на внутреннее содержание образовательного про­цесса.Творческая среда. Способствует свободному развитию активно­го ребенка, отличается высокой внутренней мотивированностью деятельности, которая сопровождается эмоциональным подъемом, позитивным, оптимистическим настроением.Школьный класс — посредник во взаимодействии ребенка и шко­лы как целостной воспитательной организации. «Воспита­тельная система класса» - это способ организации жизнедеятельности и воспитания членов классного сообщества, представляющий со­бой целостную и упорядоченную совокупность взаимодействую­щих компонентов и способствующий развитию личности и кол­лектива.Соц.опыт в школескладывается из =>компонентов:быт школы,режим д/д-ти шк,общение и вз/д-е уч-ся и педагогов,организ-ция и обучение вз/д-ю,развитие самоуправл-я в школе.1)Быт школы.Условия кот позволяют исп-ть арх-план реш-е здан >>эфф-но:архитьектура и оформление д/ны работать,а не украшать;школа,классные комнаты д/ны им.свое лицо,привлекательны яд/детей;сосуществование мира взр-х и детей;наличие традиций.В предметно-простр.среде школы выд компоненты оказывающ.наиб.влияние на соц.восп.реб.и его психол-ое состояние(цветовое оформление,располож-е пврт,освещенность помещ-я,этикет,режим ж/д-ти школы.)Педагоги выд4ур.ж/д-ти школы:годичный;четвертной;недельный;дневной.Общение и вз/д-е вс школе.2вида общения:формальное(м/д учениками)и неформальн(вне школы).Функции общения в школе(Мудрик):1-нормативная(отражает освоения реб норм соц-типического поведения);2-познавательная(отражает приобретение шк-ком инд-го соц.опыта в процессе общения);3-эмоцион-ая(отражает общение как эффективный процесс);4-актуализирующая(выступает способом соц-го утверждения реб). Организация и обучение взаимодействию в школе.Создание в школе системы взаимодействий, адекватной зада­чам социального воспитания, предполагает целенаправленную де­я-ть по ор-ции группового, межгруппового и массо­вого вз/д-я и обучению стилям, способам и техникам взаимодействия. Составляющими такой деятельности могут быть:-организация группового взаимодействия между всеми члена­ми, внутри микрогрупп (2 — 7 человек) и между микрогруппами и отдельными личностями в рамках первичного коллектива (обычно до 30 — 50 человек). Данное взаимодействие имеет функционально-ролевой характер, т. е. организуется для того, чтобы решить задачи, адекватные функциям воспитательной организа­ции, стоящие перед коллективом в той или иной сфере жизнеде­ятельности в определенный период времени;-организация межгруппового взаимодействия между первич­ными коллективами, каждый из которых позиционируется как групповой субъект жизнедеятельности;-организация массового взаимодействия как вовлечение всех или большей части членов организации в совместное участие, восприятие и переживание какого-либо зрелища;-обучение взаимодействию, направленному на формирование и развитие у человека интеллектуальной, психической и социаль­ной готовности к эффективному участию во взаимной деятельно­сти и освоение им способов практической реализации этой готов­ности.Индивид-ая помощь в школе. По концепции Мудрика индивид.помощь воспит.орг-ции становится необх-ой тогда,к/а у реб возник проблемы в реш-ии возрастн.задач и в моменты столкновения с возрастными трудностями.Инд.помощь реб в рамках школы рассм-ся как вариант пед.помощи(пед поддержка).Пед поддержка-определен.система средств и мер,обеспечив-х самореализацию детей в различных видах деят-ти.Виды инд.помощи:=замещающая(я сд все вместо тебя);=делай как я(подражание);=сотрудничество;=инициирование(развитие инициативы).Алгоритм оказания индивид.помощи:1эт-выявление возрастн.и инд-х проблем воспитанника с пом наблюд.и психолого-пед диагностики;2эт-классифик.выявленных проблем;3эт-ранжирование проблем реб по степени значимости с (.)зр его потребностей;4эт-цель планируемой помощи;5-тактика оказ-я помощи;6-оказ-е инд помощи ч/з кл коллекти,семью,вз/д-е с педаг.7-выбор форм и мет-д инд-ой помощи.8-интерпретация и анализ полученных рез-тов.9-коррекция инд помощи основана на анализе полученных рез-тов.

8?Индивидуальная помощь в воспитат-ой организации.Мудрик разрабатывает свою концепцию индивид-ой помощи с к.60хг.20в.Суть концепции:«Соц.воспит-е понимается как создание условий д/целенаправленного развития и дух-но-ценностн.ориентации чела.Эти условия созд-я в 3х сферах:образование,организ-я соц.опыта,индивид.помощь.С изменениями в соц-но-экономич-й жизни у чела возникает много ситуаций, в кот-х ему требуется помощь в той или иной мере.Более того именно своевременность и адекватность этой помощи в состоянии сократить колич-во клиентов различных специалистов. Индивид-ую помощь в воспитании м/но рассматривать как относительно самостоят-ю проблему,требующую своего теоретич.исследования , методологич.решений и распространение в практике.Мудрик сч, что индивид.помощь в соц.воспитании становится необходимой тогда, когда у чела появляется проблема в решении возрастных задач и при столкновениями с опасностями возраста.3 группы возрастных задач:1.естественно-культурные;2.соц-но-культурные;3.соц-но-психологич-е.Источники опасности в этих задачах: семья, общ-во сверстников, воспитат.орг-ция.В процессе решения 1ой группы задач индивид. помощь м/т стать необходимой в следующих ситуациях:=укрепление здоровья;=усвоение полоролевого поведения;=владение нормами поведения,этикетом, символикой.2ой группы задач:=осознание и развитие своих способностей, умений, ценностей;=приобретение ЗУ, которые необходимы д/удовлетворения своих потребностей;=овладения способами вз/д-я с людьми.Третей группы задач:=возникновение у чела проблем,связанных с самосознанием и самопринятием, самореализацией и самоутверждением;=с развитием понимания и восприимчивости по отношению к себе и другим, с адаптацией к реальным условиям жизни.Концепция пед. поддержки Газмана.Пед.поддержка- это модель вз/д-я людей, кот. д/на пронизывать все структуры образования, что позволит повернуть школьн. систему лицом к реб. Соц-но-пед.поддержка(Расчетина)-с 1ой стор-это соц.институт,с др-вид вз/д-я 2х людей,направлен.на улучшение условий жизни,ориентир-на на актуализацию личностного потенциала педагогич.средствами образов-я и воспит-я,способствующий процессам социализации и соц.разв-я реб.Предмет пед.под-ки: это совместное с реб. определение его собственных интересов, возможностей, путей преодоления проблемы.Исторические основы пед.подд-ки: народная педагогика (чтобы взростить чел. надо опираться на его природную потребность в самост-ти и ответ-ти); зарубежные педагоги – Руссо, Локк, Мантессори, Дьюи; отечественные педагоги – Амонашвили, Сухомлинский, Макаренко, Газман, Шацкий;психология – Маслоу, Роджерс; философия – Ноддингс.Согласно своей (.)зр,Газман определяет новые принципы восп., кот. д/ны помагать реализации пед.поддер.:1.Новые воспит. задачи нельзя решать устаревшими методами. 2.в центре воспит-я нах-ся личность реб. и развитие его индивид-ти. 3.процесс воспит. добровольный. 4.воспит. – это орг-ия совместной деят-ти детей и взрослых в целях развития и тех и др. 5. без взаимодействия и самоопределения детей и взрослых механизм воспит-ия не работает. Газман рассматривал пед. поддерж.как возможность перехода к системе саморазвития личности в колл-ве, помощи реб. в самоутверждении, самореализ., самоорганиз.. самореализации в разных ситуациях: - самостоятельное решение жизненных проблем; преодаление труд. общения, учения, здоровья; проведение досуга.С появлением данной концепции расширяется и терминологический аппарат: соц-ая, соц-пед., психолого-пед. поддержка, суть кот. заключается в одном – оказание помощи в разных сферах жизнедеят-ти чел.Разные стороны пед. подд-ки позволяют говорить об ее многоаспектности:1.Пед.п.-особая сфера пед. деят-ти, направленная на становление реб-ка как индивидуальности. 2. Пед.п.- совместное опр-ие с реб. его интересов, путей преодаления проблемы. 3. Пед.п. – это способ орг-ии взаимодействия педагога и ученика по выявлению и анализу реальных и потенциальных проблем, совместному проектированию, возможному выходу из них. 4. Пед.п. – это принцип действий в пед. процессе (педагог предъявляет требов. к реб. в соответствии с их реальными и потенциальными возможностями). 5. Пед. п. проявляется в форме построения договорных отнош. м/у реб. и взрослым.Тактики пед.п. Защита – процесс ограничения, отстаивания жиз.важных интересов реб, в случаях физ. или псих-ой опасности при условии, если реб не справляется или просит о защите. Помощь-процесс обеспечения, становления индивидуальности, зачастую с демонстрацией способ. и приемов разрешения трудностей при условии, если реб не справляется или просит о помощи сам. Поддержка – процесс создания условий для сознательного, самостоят-го разрешения реб ситуац. выбора, если он не справляется сам. Сопровождение – процесс заинтересованного наблюдения, консультирование личностного участия, поощрение максимальной сам-ти подростков в проблемной ситуации при минимальное по сравнению с поддержкой участие педагога. С возрастом реб. все в меньшей степени нуждается в защите и всё в большей поддержке и сопровождении.

Наши рекомендации