Система консультативно-диагнос-й,коррекц-но-пед,реабилит-й раб.с дет.с пробл.в разв
Спец (коррекц-я) пед-ка - это наука,изучающая психофизиологические особ-ти развития детей с ограниченными возможностями и занимающаяся разработкой проблем их восп-я,обуч-я и коррекции недостатков.Виды спц.корр оуСпец (коррекц-е) оу I вида- д/обуч-я и восп-я неслышащих детей,II вида-Д/обуч-я и восп-я слабослышащих детей III и IV видов(д/слепых и слабовид) V вида(наруш-е речи)VI вида( наруш.опрно-двигат.аппарат)VII вида(ЗПР)VIII вида(УО)Пр-пы коррекц-й раб:Контакт с реб;Уважит-е отн-е к личности реб; внимание к внутр.миру реб; Безоценочное восп-е личности реб,принятие его в целом;Сотрудничество с реб; ответ-ть за жизнь воспитанника, реализацию конституционных прав.Правовые основы специального образования:1.Междунар:Всеоб.декларац прав ч-ка, Конвенция о пр реб-ка,ряд док-в Орг-ции Объед-х Наций: Декл-я о правах инвалидов; Декл-я о правах уо лиц;
2.Законодат акты РФ:К-я РФ, СК РФ, З-н РФ «Об образовании», Указ Пр-та РФ «О мерах по формированию доступной для инвалидов среды жизнедеят-ти», Фед. целевая прогр. «Дети России»,З-н РФ «О соц.защите инвалидов», Фед.программа «Соц поддержка инвалидов», З-н «Об образовании лиц ограниченными возможностями здоровья (специальном образовании)»,Специфика образ-го процесса-1-реабилитация обучающихся, 2-реализация образ-ых программ разрабатываемой исходя из особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей воспитанников,3-лечения,соц.адаптации и интеграции в общество.4-труд-е обуч-е с учетом индивид-х особ-й психофизического развития, зд, возможностей, а также интересов воспитанников и их родителей (законных представителей) 5-проводятся групповые и индивидуальные коррекционные занятия. Участ-миобраз-го процесса явл.пед.и мед.раб.коррекц-го уч., спец-ми в обл. корр-й пед-ки, а т/е учителями,восп-ми,прошедшими соответствующую переподготовку по профилю деятельности коррекционного учреждения воспитанники и их родители (законные представители). Направление детей в коррекционное учреждение осуществляется органами управления образованием только с согласия родителей (законных представителей) и по заключению психолого-педагогической и медико-педагогической комиссий.Коррекция-исправление: восстановление, компенсация, стимулирование, исправление.Социально-педагогическая коррекция-исправление особенностей псих, пед, социальн плана не соответствующих принятым нормам.
26? Особенности содержания,форм и методов социального воспитания в различных воспитательных организациях. СВ в дошкольн ОУ.Дошк детство-период жизни чел,когда происход интенсивн становлен социокульт опыта,формир самост.,соц активн,самопознан.Архитект-планир решен-е-удобство расположен,наличие блоков жизнедеят.,учет возр особен.Предметно-пространствен.среда-дифференц помещен и территор, технич оснащен.,комфортн и эстетика.Режим-рациональн,учет возр особен.Этикет и традиции-требован внешн вида,дисципл и порядка,наличие праздников.Специфика-соц развит осуществл под возд «другого».Взаимод воспит и реб:внутрен(взаимн понимание),внешнее(совместн раб,обмен взглядов и жестов).Взаимод реб-реб,реб-восп проходит ч/з игру-сюжетно-ролевая(много общения),ч/з дидактич материал(игры,раскраски,конструктор), ч/з вопросы к взрослому.Образование носит развив хар-ер(духовн,физич,интеллект созревание,социокульт и личн опыт,усвоен гигиенич навыков,полоролев поведение,познават и морально-нравствен аспекты,становление сознания личности).Индивидуальн помощь:ч/з родителей(просвещение,решение проблем),ч/з наблюдение(совместн разговор).Отношен и общение реб-родит-пед д/строиться на партнерских отношениях(демократич).Обеспечение комфортн,безконфл,безопастн условий для реализ природн потенциала.Качества педагога:доброта,любовь,щедрость,искренность.Вкл в разнообр виды деят,накапл соц опыт,вступ во взаимод с окруж,ребенок все больше начин осозн свое «Я». Особенности социального воспитания в сиротских учреждениях.Быт: хорошо организован, режим. Соц. опыт. Сужен контакт с окружающим миром, затруднено приобретение соц. опыта, отсутствует самостоятельность, нет навыков самообслуживания.Взаимодействие: Специфика данных учреждений позволяет достаточно рано научиться выстраивать взаимоотношения детей друг с другом, причём общение носит как одновозрастной так и разновозрастной характер (старшие общаются с младшими). Взаимоотношения м/ду воспитанниками и педагогами, носят дружеский, личный характер, т.к. педагог это фактически единственный человек к которому ребёнок может обратиться со своими проблемами, за советом.Образование: Приближено к общеобразовательной школе. Нередко дети из детских домов ходят заниматься в ближайшие школы, что облегчает социализацию детей, так как оно получают возможность общения с другими детьми, из семей, расширяются связи с внешним миром, в отличие от школ интернатов, в которых обучение проходит в стенах этого же учреждения. Индив. Помощь:Соц. Пед. начинает работать с детьми с момента их поступления. Работа достаточно эффективна, т. к. дети находятся в учреждении постоянно. Достаточно важно оказанние индивидуальной помощи в последние годы пребывания ребёнка в данном учреждении. Работа должна быть направлена на помощь в адаптации, в формировании умения жить самостоятельно, отдельно, помощь в самоопределении, профориентационная работа.Особенности соц. воспит. в спец. (коррекц.) образовательн. учреждениях.Дети учатся выстраивать взаимоотношения с социумом, общаться. Очень важна организация предметно- пространственной среды(цветовое решение, зона рекриации).Важны взаимоотношения м/д детьми и педагогами, необходима реализация индивидуального подхода, нужно учитывать, что настроение и работоспособность таких детей зависит, от многих внешних факторов, такие дети метеочувствительны. Детей нужно учить взаимодействовать друг с другом, не только играя, но и в образовательном плане. Важно выстраивать взаимоотношения м/д. родителями и педагогами, т.к. именно родители знают особенности своих детей и они могут предупредить о проблемах которые могут возникнуть. Необходимым явл-ся просвещение родителей, помощь в решении проблем такого ребёнка. Необходима посредническая работа м/д. родителями и психологом, т.к. может возникнуть проблема принятия ребёнка и материальн. поддержки семей, т. к. они входят в группу риска.
25?Особенности содержания,форм и методов соц-го воспит-я в лагере.Досуговая деят-ть в условиях пришкольного и летнего оздоровительного лагеря имеет свои специфические особенности, данные особенности прежде всего связаны с воспитательным пространством лагеря – уникальный фактор социализации и адаптации ребенка во временном детском коллективе.Лагерь—детско-оздоровительное образоват.учреждение (ДООУ) в системе доп-го обр-я, создающееся с целью обеспечения права граждан на полноценный развивающий отдых детей с учетом их потребностей, интересов семьи и общ-в.Деят-ть оздоровительно-образовательных учреждений направлена на организацию индивидуально-ориентированного досуга, способствующую физическому и духовному развитию детей, удовлетворению их возрастных и индивидуальных потребностей, развитию разносторонних способностей.По времени деят-ти детские лагеря бывают:круглогодичные-работают в теч.круглого года;сезонные-работают во время летних,осенних,зимних или весенних школьных каникул.Задачи ДОЛ:1-развитие умений и навыков безопасной жизнедеятельности как средства личной защиты; создание условий для укрепления здоровья детей, усвоения и применения ими навыков гигиенической и физической культуры;2-реализация медико-профилактических, спортивных, образовательных, культурно-досуговых программ и услуг, обеспечивающих восстановление сил, профессиональное самоопределение, творческую самореализацию, нравственное, гражданское,экологич.воспитание и развитие детей;3-раскрытие способностей детей и подростков, создание условий для проявления их инициативы и активности.Принципы деят-ти ДОЛ:=безопасность жизни и здоровья детей, защита их прав и личного достоинства;=приоритет индивид-х интересов, личностного развития и самореализации ребенка в сочетании с соблюдением соц-х норм и правил
учреждения;=гуманный характер отношений и оздоровительно-образовательных программ;
=единоначалие в сочетании с детским и педагогическим самоуправлением;
вариативность программ и их реализации.Лагерь создается при наличии необходимых экологических, материально-технических, социально-бытовых, санитарно-гигиенических, кадровых и иных условий, обеспечивающих оздоровление и развивающий отдых детей. Его деятельность регламентируется общероссийскими требованиями к территории, зданиям, сооружениям,противопожарными, строительно-техническими правилами и нормами организации жизнедеятельности детского оздоровительного учреждения.Можно выделить следующие ценности жизни в лагере:- опыт самостоятельности (познание способов жизни в группе сверстников вдали от дома);- развлечение и отдых (приобретение навыков организации и проведения отдыха, это является ценным и полезным опытом);-детская самодеятельность (участие в программах лагеря должно быть связано с интересами и потребностями ребенка; дети должны принимать активное участие в планировании и реализации идей лагерной жизни);- дружба с взрослыми (для большинства детей взаимоотношения с вожатыми это новый вид отношений с взрослыми);-индивидуальное взросление и развитие (лагерь дает ребенку шанс раскрыть свои возможности, проявить инициативу, завоевать уважение);-опыт здоровьесбережения (тренировка безопасного и здорового образа жизни, практическое воплощение навыков, а не просто разговоры о безопасном и здоровом образе жизни);- формирование новых навыков и интересов, развитие прежних (участие в различных видах деятельности в лагере высоко оценивается впоследствии спустя годы);-развитие навыков ответственности за свои поступки (самостоятельное принятие решений; уважение прав других; адаптация в коллективе; забота об охране природы).Модель воспитательного пространства лагеря включает такие компоненты, как деят-ть отношений и общения, поэтому специалисту, который организуют досуговую деят-ть в условиях ДОЛ необходимо выяснять условия развития смены, проводить постоянную диагностику настроения детей, вожатых и педагогов – воспитателей. Это позволяет управлять коммуникативными процессами и также их корректировать в конфликтных ситуациях. Для мониторингово исследования лагерную смену делят на периоды:- организационный;- основной;- заключительный;-постлагерный – в данный период идёт работа с кадрами, планирование анализа ситуаций, которые нельзя повторять и т.д. Периоды работы лагеря:1-Организационный (3-4 дня)Цель: заложить основы для формирования временного детского коллектива;2-Основной (15-16 дней)Цели:Формирование временного детского коллектива;Стабилизация жизни детского коллектива;3-Итоговый (2 дня).Цель: подведение итогов работы всей лагерной смены.Этапы работы пришкольного лагеря:Анализ работы каждой лагерной смены;Изучение методической литер-ры, отбор форм и методов работы;Обсуждение вопроса летнего лагеря;Определение количественного и возрастного состава детей;Работа по комплектованию летнего лагеря пед. Кадрами;Составление плана работы лагеряПрограмма лагеря(Кружки,Клубные часы,Общелагерные линейки,Дневник пришкольного лагеря)Задачи воспитательно-оздоровительного лагеря:Укрепление здоровья детей;Отдых и воспитание в разнообразной увлекательной деятельности.Социальный педагог должен знать:Нормы питания,Инструкции по организации многодневных походов игр и купания,Инструкции по предупреждению несчастных случаев,Инструкции по оказанию медицинской помощи.Формы работы социального педагога:Спортивные игры и соревнования,Походы,Экскурсии,Просмотры телепередач,Ярмарки,Конкурсы.
27? Особенности содерж-я,форм и методов соц-го воспитания в УДОД. Доп. обр.-часть системы непрерывного образования, призванная обеспечить ребёнку дополнит-ые возможности д/интеллектуального, духовного, физич-го развития, удовл-е его творческих и образоват-х потребностей. Виды ДО:1)однопрофильные-реализуют программы одной направленности(н-р:спортивно-технич,эколого-биологич.:центр,клуб);2)многопрофильные(реализ-я прогр-мы неск-х направл-й(дворец,центр).Воспитательный процесс в системе доп.обр-я. Реализуется в двух направлениях:1.Основы професс-го воспит-я(Этика и эстетика выполнения работы и представления ее рез-тов;Культура организации своей деят-ти;Уважительное отнош-е к профессии-ой деят-ти других;Знание и выполнение профессионально этических норм;Понимание значимости своей деят-ти как часть развития культуры).2.Основы соц-го воспит-ия(Коллективная ответственность;Умение вз/де-вать с др.членами коллектива;Толерантность;Активность и желание участвовать в делах детского коллектива;Стремление к самореализации социально – адекватными способами;Соблюдение нравственно-этических норм(правил,этикета).2).Социальный опыт в УДОД.Содержание соц. опыта в удод осущ-ся в рамках способа функционирования детского объединения, связано со сферами жизнедеят-ти детских и юношеских объединений.Большое влияние на организацию соц. опыта оказывает помещение: здание, сооружение приспособленное д/воспит.проц., специально построенное или переоборудованное.Организация соц. опыта зависит от того, как оформлено пространство, в кот-м проходит жизнедеят-ть воспитанников. Типы детских объединений в удод:=учебное – дети и подростки, занимающиеся по одной образоват.программе;=творческое – удовлетворение потребности в творчестве, театральные, художественные кружки;=коммуникативные – организация общения с разными людьми на основе интереса;=миссионерские-группа лиц, для кот-х нравственные кач-ва окр-их людей явл.наиболее значимыми. Общим положением для всех УДО явл.необходимость выстраивания функционирования того или иного учреждения в соответствии с временными условиями обучения воспитанников в течение дня. Это приводит к гибкости режима жизнедеятельности организации. В клубах, станциях, студиях режим жизнедеят-ти не имеет строго определенных параметров, дети приходят в учреждение по мере возможности, желания и наличия свободного времени. Основные компоненты взаимодействия детей и взрослых в УДО явл:1.участники ;2.пед.задачи;3.пространственно временные условия вз/д-я;4.оптимальный алгоритм действия .Образовательный процесс в УДО:Профилизация образования осущ-ся в том случае, когда содержание доп образования углубляется в какой либо одной научной деятельности. Наиболее яркий пример: технические, естественно-биологические клубы.Все это позволяет реб.обоснованно и ответственно подойти к построению индивидуального образовательного маршрута, выбора уровня и формы обучения конкретного обр. учреждения.Выделяют 3 варианта профессионализации:1.Ранняя и глубокая профессионализация. Связана с тем, что в некоторых УДО высоких результатов достигают в юношеском либо в подростковом возрасте при условии что занятия ребенок начинает еще дошкольником.2.Длительный процесс сужения профиля доп. образования, который приводит к овладению ребенком, теми ли иными навыками на более высоком уровне чем его сверстники, и получает опыт применения этих навыков в ситуациях приближенных к профессиональных.3.освоение воспитанником професс-х навыков и умений в ходе стихийно возникающих образоват-х ситуаций, что ведет к более обоснованному выбору профилю обучения, выбору профессии, позволяет чувствовать себя более социально защищенным. В УДО при организации уч. восп. процесса исп-ются формы, методы и средства аналогичные общеобразовательной школы.Отличия:-интенсивное исп-ие средств обучения;-преобладание стимулирующих методов над методами контроля.Просвещение и стимулирование самообразования в УДОД:1-Внешне представляет привлечение возможностей других учреждений и орг-ций (музеи, концертные залы).2-Внутреннее просвещение если получение инфо организуется в одном учреждении.А.В.Мудрик выделяет программное просвещение (связь с реализацией программы доп обр); стихийное просвещение (осуществление в форме ответов на возникающие ?-сы, затруднения которые выходят за рамки образоват.программы).Стимулирование самообразования в УДОД:Самообразование отлич-ся целенаправленностью и мотивированостью.В УДОД выделяют 3 ситуации которые будут способствовать появлению желания у ребенка заниматься самообразованием:1.В процессе обучения когда ребенок обнаруживает у себя пробелы в знании;2.В семейном быту, быту детских объединений при возникновении ситуации проявляют недостаточные знания и умения в сфере самообслуживания, обустройства домашнего быта;3.В ходе группового и межличностного вз/д-я, когда реб осознает свое незнание правил и норм общения, правил поведения принятых как в обществе так и в данном детском объединении.Оказание индивидуальной помощи в УДОД.В УДОД выделяются 2 большие группы ситуаций, требующих индивидуальной помощи:1-ая группа Общие проблемные ситуации:=ситуации негативного отнош-я реб к самому себе;=ситуации отсутствия перспектив дальнейшего развития;=проблема установления контакта воспитанника с др.людьми.2-ая группа Специфические.Проблемные ситуации присущие какому-л одному типу УДО(ситуации, связанные с приобретением специальных УиН;несформированность навыков самообслуживания).Методы и приемы оказания инд помощи:1.Психолого-педагогич.консультирование. Примение метода с одной стороны понять сущность проблемной ситуации ребенка, определить какие ресурсы необходимы д/ее решения, определить каким образом ребенок может самост-но решить проблему. Цель консультации- создание ребенка представлений о возможных способах разрешения конкретной ситуации. Консультирование помогает решить три группы задач:1.эмоционально – волеая помощь реб.;2.информационная помощь ( информирование о том, чем ты можешь решить данную проблемную ситуацию);3.интеллектуальная помощь (осознание ребенком своих проблем помогает найти пути решения проблем)2.Организация развивающих ситуаций.Воспитанник участвуя в таких ситуациях актуализирует свои личностные ресурсы, овладевает новыми способами решения проблемной ситуации. Новыми видами деятельности.Требования к методу орг-ции ситуации в рамках инд помощи:1.Предварительное согласование ситуаций с ребенком. План составляют и педагог и ребенок;2.Педагог и ребенок не должны ожидать значительных успехов в короткие сроки;3.Каждая ситуация подвергается анализу и рефлексии как педагогом так и реб-м.
24?Особенности содержания,форм и методов соц.воспитания в школе. Школа — воспитательная организация, в которой познание выступает содержательной основой жизнедеятельности. Гл.задача школы — организация и пед сопровождение процесса познания, ведущим средством достижения которой выступает процесс обучения.Признаки школы как соц.орг-ции:1-подлинные рез-ты работы школы м/но оценить ч/з длительн.время после окончания учрежд-я;2-школа обязательна д/уч-ся,не лишена принуждения;3-учителя имеют реальную автономию;4-учителя им.время и статус;5-соц.заказ на работу школы интерпретируется самой школой.Школа явл.самост-ым микрофактором социализации,кот.влияет на молодое поколение,унифицирует рвзвитие чела.В школьн.жизнедеят-ти представлены все мех-змы социализации:1)соц-но-псих-ие мех-змы(подражание);2)соц-но-педагогич-ие мех-змы(стихийная социализ-ия,межличностн.мех-змы соц-ции).Признаки школы:четкие границы,соц-е расслоение,иерархия статусов)статус учителя,ученика:староста,президент);наличие центр-ой власти(админ.школы);целенаправлен.дея-ть(носит учебн.хар-р).Ведущими функциями школы как воспитательной организации явл.:культурно-образовательная(культурно-духовн.развитие уч-ся);регулятивно-воспитательная(формиров-е мотивов деят-ти); коммуникативная(овладание ролевым поведением,формиров-е школьного общения);организационно-управленческая(организация и управление формир-ем личности реб-ка);социально-интегративная; производственно-экономическая;общественно-политическая.В современных условиях школа выполняет новые социально-педагогические функции: социально-воспитательную; охраны и укрепления здоровья учащихся в процессе обучения; социально-педагогической поддержки семьи; социально-психологической помощи детям, родителям, педагогам; защиты прав детей; социально-педагогической помощи в жизненном и социально-профессиональном самоопределении школьников; социально-культурной адаптации ит.д.Основные компоненты воспитательной системы:1.Подсистема целей и задач. 2.Общность людей, реализующих цели и идеи. Ядром воспитательной системы является единство двух коллективов: педагогического и ученического. 3.Подсистема деят-ти, общения и отношений. 4.Финансово-материальная база воспитательной системы 5.Среда, освоенная школьным коллективом.Типы воспитат. сред:Догматическая среда. Способствует развитию пассивности и зависимости ребенка и характеризуется преобладанием авторитарных методов воспитания, жесткой дисциплины, муштры, культом внешнего порядка, слепым преклонением перед устоявшимися традициями и ритуалами. Для такого типа воспитывающей среды характерны добросовестность, самоограничение, самопреодоление, «благоразумие, доходящее до пассивности», непоколебимая уверенность в собственной правоте. Безмятежная среда. Способствует свободному развитию, но и обусловливает формирование пассивности ребенка. В ней царят покой и беззаботность, сопровождаемые приветливостью и добротой. Ребенок живет в атмосфере внутреннего благополучия и ленивой, консервативной привычки.Карьерная среда. Способствует развитию активности и зависимости ребенка и более ориентирована на различные внешние проявления, нежели на внутреннее содержание образовательного процесса.Творческая среда. Способствует свободному развитию активного ребенка, отличается высокой внутренней мотивированностью деятельности, которая сопровождается эмоциональным подъемом, позитивным, оптимистическим настроением.Школьный класс — посредник во взаимодействии ребенка и школы как целостной воспитательной организации. «Воспитательная система класса» - это способ организации жизнедеятельности и воспитания членов классного сообщества, представляющий собой целостную и упорядоченную совокупность взаимодействующих компонентов и способствующий развитию личности и коллектива.Соц.опыт в школескладывается из =>компонентов:быт школы,режим д/д-ти шк,общение и вз/д-е уч-ся и педагогов,организ-ция и обучение вз/д-ю,развитие самоуправл-я в школе.1)Быт школы.Условия кот позволяют исп-ть арх-план реш-е здан >>эфф-но:архитьектура и оформление д/ны работать,а не украшать;школа,классные комнаты д/ны им.свое лицо,привлекательны яд/детей;сосуществование мира взр-х и детей;наличие традиций.В предметно-простр.среде школы выд компоненты оказывающ.наиб.влияние на соц.восп.реб.и его психол-ое состояние(цветовое оформление,располож-е пврт,освещенность помещ-я,этикет,режим ж/д-ти школы.)Педагоги выд4ур.ж/д-ти школы:годичный;четвертной;недельный;дневной.Общение и вз/д-е вс школе.2вида общения:формальное(м/д учениками)и неформальн(вне школы).Функции общения в школе(Мудрик):1-нормативная(отражает освоения реб норм соц-типического поведения);2-познавательная(отражает приобретение шк-ком инд-го соц.опыта в процессе общения);3-эмоцион-ая(отражает общение как эффективный процесс);4-актуализирующая(выступает способом соц-го утверждения реб). Организация и обучение взаимодействию в школе.Создание в школе системы взаимодействий, адекватной задачам социального воспитания, предполагает целенаправленную дея-ть по ор-ции группового, межгруппового и массового вз/д-я и обучению стилям, способам и техникам взаимодействия. Составляющими такой деятельности могут быть:-организация группового взаимодействия между всеми членами, внутри микрогрупп (2 — 7 человек) и между микрогруппами и отдельными личностями в рамках первичного коллектива (обычно до 30 — 50 человек). Данное взаимодействие имеет функционально-ролевой характер, т. е. организуется для того, чтобы решить задачи, адекватные функциям воспитательной организации, стоящие перед коллективом в той или иной сфере жизнедеятельности в определенный период времени;-организация межгруппового взаимодействия между первичными коллективами, каждый из которых позиционируется как групповой субъект жизнедеятельности;-организация массового взаимодействия как вовлечение всех или большей части членов организации в совместное участие, восприятие и переживание какого-либо зрелища;-обучение взаимодействию, направленному на формирование и развитие у человека интеллектуальной, психической и социальной готовности к эффективному участию во взаимной деятельности и освоение им способов практической реализации этой готовности.Индивид-ая помощь в школе. По концепции Мудрика индивид.помощь воспит.орг-ции становится необх-ой тогда,к/а у реб возник проблемы в реш-ии возрастн.задач и в моменты столкновения с возрастными трудностями.Инд.помощь реб в рамках школы рассм-ся как вариант пед.помощи(пед поддержка).Пед поддержка-определен.система средств и мер,обеспечив-х самореализацию детей в различных видах деят-ти.Виды инд.помощи:=замещающая(я сд все вместо тебя);=делай как я(подражание);=сотрудничество;=инициирование(развитие инициативы).Алгоритм оказания индивид.помощи:1эт-выявление возрастн.и инд-х проблем воспитанника с пом наблюд.и психолого-пед диагностики;2эт-классифик.выявленных проблем;3эт-ранжирование проблем реб по степени значимости с (.)зр его потребностей;4эт-цель планируемой помощи;5-тактика оказ-я помощи;6-оказ-е инд помощи ч/з кл коллекти,семью,вз/д-е с педаг.7-выбор форм и мет-д инд-ой помощи.8-интерпретация и анализ полученных рез-тов.9-коррекция инд помощи основана на анализе полученных рез-тов.
8?Индивидуальная помощь в воспитат-ой организации.Мудрик разрабатывает свою концепцию индивид-ой помощи с к.60хг.20в.Суть концепции:«Соц.воспит-е понимается как создание условий д/целенаправленного развития и дух-но-ценностн.ориентации чела.Эти условия созд-я в 3х сферах:образование,организ-я соц.опыта,индивид.помощь.С изменениями в соц-но-экономич-й жизни у чела возникает много ситуаций, в кот-х ему требуется помощь в той или иной мере.Более того именно своевременность и адекватность этой помощи в состоянии сократить колич-во клиентов различных специалистов. Индивид-ую помощь в воспитании м/но рассматривать как относительно самостоят-ю проблему,требующую своего теоретич.исследования , методологич.решений и распространение в практике.Мудрик сч, что индивид.помощь в соц.воспитании становится необходимой тогда, когда у чела появляется проблема в решении возрастных задач и при столкновениями с опасностями возраста.3 группы возрастных задач:1.естественно-культурные;2.соц-но-культурные;3.соц-но-психологич-е.Источники опасности в этих задачах: семья, общ-во сверстников, воспитат.орг-ция.В процессе решения 1ой группы задач индивид. помощь м/т стать необходимой в следующих ситуациях:=укрепление здоровья;=усвоение полоролевого поведения;=владение нормами поведения,этикетом, символикой.2ой группы задач:=осознание и развитие своих способностей, умений, ценностей;=приобретение ЗУ, которые необходимы д/удовлетворения своих потребностей;=овладения способами вз/д-я с людьми.Третей группы задач:=возникновение у чела проблем,связанных с самосознанием и самопринятием, самореализацией и самоутверждением;=с развитием понимания и восприимчивости по отношению к себе и другим, с адаптацией к реальным условиям жизни.Концепция пед. поддержки Газмана.Пед.поддержка- это модель вз/д-я людей, кот. д/на пронизывать все структуры образования, что позволит повернуть школьн. систему лицом к реб. Соц-но-пед.поддержка(Расчетина)-с 1ой стор-это соц.институт,с др-вид вз/д-я 2х людей,направлен.на улучшение условий жизни,ориентир-на на актуализацию личностного потенциала педагогич.средствами образов-я и воспит-я,способствующий процессам социализации и соц.разв-я реб.Предмет пед.под-ки: это совместное с реб. определение его собственных интересов, возможностей, путей преодоления проблемы.Исторические основы пед.подд-ки: народная педагогика (чтобы взростить чел. надо опираться на его природную потребность в самост-ти и ответ-ти); зарубежные педагоги – Руссо, Локк, Мантессори, Дьюи; отечественные педагоги – Амонашвили, Сухомлинский, Макаренко, Газман, Шацкий;психология – Маслоу, Роджерс; философия – Ноддингс.Согласно своей (.)зр,Газман определяет новые принципы восп., кот. д/ны помагать реализации пед.поддер.:1.Новые воспит. задачи нельзя решать устаревшими методами. 2.в центре воспит-я нах-ся личность реб. и развитие его индивид-ти. 3.процесс воспит. добровольный. 4.воспит. – это орг-ия совместной деят-ти детей и взрослых в целях развития и тех и др. 5. без взаимодействия и самоопределения детей и взрослых механизм воспит-ия не работает. Газман рассматривал пед. поддерж.как возможность перехода к системе саморазвития личности в колл-ве, помощи реб. в самоутверждении, самореализ., самоорганиз.. самореализации в разных ситуациях: - самостоятельное решение жизненных проблем; преодаление труд. общения, учения, здоровья; проведение досуга.С появлением данной концепции расширяется и терминологический аппарат: соц-ая, соц-пед., психолого-пед. поддержка, суть кот. заключается в одном – оказание помощи в разных сферах жизнедеят-ти чел.Разные стороны пед. подд-ки позволяют говорить об ее многоаспектности:1.Пед.п.-особая сфера пед. деят-ти, направленная на становление реб-ка как индивидуальности. 2. Пед.п.- совместное опр-ие с реб. его интересов, путей преодаления проблемы. 3. Пед.п. – это способ орг-ии взаимодействия педагога и ученика по выявлению и анализу реальных и потенциальных проблем, совместному проектированию, возможному выходу из них. 4. Пед.п. – это принцип действий в пед. процессе (педагог предъявляет требов. к реб. в соответствии с их реальными и потенциальными возможностями). 5. Пед. п. проявляется в форме построения договорных отнош. м/у реб. и взрослым.Тактики пед.п. Защита – процесс ограничения, отстаивания жиз.важных интересов реб, в случаях физ. или псих-ой опасности при условии, если реб не справляется или просит о защите. Помощь-процесс обеспечения, становления индивидуальности, зачастую с демонстрацией способ. и приемов разрешения трудностей при условии, если реб не справляется или просит о помощи сам. Поддержка – процесс создания условий для сознательного, самостоят-го разрешения реб ситуац. выбора, если он не справляется сам. Сопровождение – процесс заинтересованного наблюдения, консультирование личностного участия, поощрение максимальной сам-ти подростков в проблемной ситуации при минимальное по сравнению с поддержкой участие педагога. С возрастом реб. все в меньшей степени нуждается в защите и всё в большей поддержке и сопровождении.