Диагностика типов негармоничного семейного воспитания

Тип воспитания Выраженность черт воспитательного процесса
Протекция Уровень протекции Полнота удовлетворения потребностей Степень предъявления требований Степень запретов Строгость санкций
П (Г+,Г-) У Т З С
Потворствующая гиперпротекция + + - - -
Доминирующая гиперпротекция + + - + - + + -
Повышенная моральная ответственность + - + + - + -
Эмоциональное отвержение   - - + - + - + -
Жестокое обращение - - + - + - +
Гипопротекция - - - - + -

Примечание: + означает чрезмерную выраженность соответствующей черты воспитания; - означает недостаточную выраженность; + - означает, что при данном типе воспитания возможны как чрезмерность, так и недостаточность или невыраженность.

Потворствующая гиперпротекция (сочетание черт, отложенных в шкалах Г+, У+, при Т-, З-, С-). Ребенок находится в центре внимания семьи, которая стремится к максимальному удовлетворению его потребностей. Этот тип воспитания содействует развитию демонстративных и гипертимных черт личности у подростка.

Доминирующая гиперпротекция(Г+, Ус, Тс, Зс, Сс). Ребенок также в центре внимания родителей, которые отдают ему много сил и времени, однако в то же время лишают его самостоятельности, ставя многочисленные ограничения и запреты У гипертимных подростков такие запреты усиливают реакцию эмансипации и обусловливают острые аффективные реакции «экстрапунитивного» типа. При тревожно-мнительном (психастеническом), сенситивном, астеническом типах акцентуаций личности доминирующая гипопротекция усиливает астенические черты.

Повышенная моральная ответственность(Г+, У-, Т+). Этот тип воспитания характеризуется сочетанием высоких требований к ребенку с пониженным вниманием к его потребностям. Стимулирует развитие черт тревожно-мнительной (психастенической) акцентуации личности.

Эмоциональное отвержение(Г-, У-, Тс, Зс, Сс). Крайний вариант этого типа – воспитание по типу «Золушки». В основе эмоционального отвержения лежит осознаваемое, а чаще неосознаваемое отождествление ребенка с какими-либо отрицательными моментами в жизни родителей, он ощущает себя помехой в их жизни. Эти моменты устанавливают большую дистанцию в отношениях с детьми. Эмоциональное отвержение формирует и усиливает черты инертно-импульсивной акцентуаций личности и эпилептоидной психопатии, ведет к декомпенсации и формированию невротических расстройств у подростков с эмоционально-лабильной и астенической акцентуациями.

При жестоком обращении родителей с детьми (Г-, У-, Тс, Зс, С+) на первый план выходит эмоциональное отвержение, которое проявляется в том, что потребности детей не удовлетворяются, их лишают удовольствий, наказывают, избивая и истязая.

Гипопротекция (гипоопека – Г-,У-, Т-, З-, Сс). Ребенок предоставлен самому себе, родители не интересуются им и не контролируют его. Такое воспитание особенно неблагоприятно при акцентуациях гипертимного и неустойчивого типов.

Список литературы

1. Борытко, Н.М. Методология и методы психолого-педагогических исследований / Н. М. Борытко, А. В. Моложавенко, И. А Соловцова. – М.: Академия, 2009. – 320 с.

2. Давыдов, В.П. Методология и методика психолого-педагогического исследования: учеб.пособие для вузов/в.п. Давыдов, П.И. Образцов, А.И. Уман. – М.:Логос, 2006. – 127 с.

3. Загвязинский, В.И. Методология и методы психолого-педагогического исследования: учеб.пособие для пед. вузов / В.И. Загвязинский, Р. Атаханов. – М.:Академия, 2008. – 207 с.

4. Краевский, В. В. Методология педагогики: Пособие для педагогов-исследователей/В.В. Краевский. – Чебоксары: Изд-во Чуваш, ун-та, 2001 – 244 с.

5. Образцов, П.И. Методы и методология психолого-педагогического исследования / П.И. Образцов. – СПб.: Питер, 2004. – 267 с.

6. Попков, В.А. Методология педагогики: учеб. пособие для вузов /В.А. Попков, А.В. Коржуев. – М.: МГУ, 2007. – 206 с.

7. Рузавин, Г.И. Методология научного исследования: Учеб. пособие для вузов / Г.И. Рузавин. – М.: ЮНИТИ, 1999. – 317 с.

8. Тихонова, Е.В. Методология исследований в социальных и поведенческих науках: учеб. пособие для вузов / Е.В. Тихонова. – М.: ГУУ, 2007. – 173 с.

9. Тютюник, И.И. Основы психологических исследований: Учеб. пос. студ. Факульт. психол. высш. учеб. Заведений / И.И. Тютюник . - М.: УМК «Психология», 2002. – 208 с.

10. Юревич, А.В. Психология и методология / А.В. Юревич. – М.: Ин-т психологии РАН, 2005. –311 с.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Приложение 1

Образец титульного листа курсовой работы

Министерство образования и науки РФ

ГОУ ВПО «Челябинский государственный педагогический

университет»

Факультет подготовки учителей начальных классов

Кафедра педагогики, психологии и предметных методик

КУРСОВАЯ РАБОТА

Особенности межличностных отношений детей младшего школьного возраста

Выполнила:

студентка_____группы

Ф.И.О.

Научный руководитель:

кан.пед.наук, доцент кафедры ПП и ПМ

Ф.И.О.

Дата сдачи ______

Оценка _________

Челябинск 20__

Приложение 2

Пример оглавления курсовой работы

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение ………………………..…….………………...3

Глава I. Название главы………………………………..6

1.1. Название первого параграфа….………..…………6

1.2. Название второго параграфа…...…….…..……...11

Выводы по I главе…………………….…..…………..20

Глава II. Название главы……..………………………21

2.1. Название первого параграфа……..……….……..21

2.2. Название второго параграфа.……………………24

2.3. Название третьего параграфа………………........27

Выводы по II главе…………………………………....30

Заключение.…………………………………...………31

Список литературы………...……………………........33

Приложение……………..……………………….........36

Приложение 3

Наши рекомендации