Диагностика типов негармоничного семейного воспитания
Тип воспитания | Выраженность черт воспитательного процесса | ||||
Протекция | Уровень протекции | Полнота удовлетворения потребностей | Степень предъявления требований | Степень запретов | Строгость санкций |
П (Г+,Г-) | У | Т | З | С | |
Потворствующая гиперпротекция | + | + | - | - | - |
Доминирующая гиперпротекция | + | + - | + - | + | + - |
Повышенная моральная ответственность | + | - | + | + - | + - |
Эмоциональное отвержение | - | - | + - | + - | + - |
Жестокое обращение | - | - | + - | + - | + |
Гипопротекция | - | - | - | - | + - |
Примечание: + означает чрезмерную выраженность соответствующей черты воспитания; - означает недостаточную выраженность; + - означает, что при данном типе воспитания возможны как чрезмерность, так и недостаточность или невыраженность.
Потворствующая гиперпротекция (сочетание черт, отложенных в шкалах Г+, У+, при Т-, З-, С-). Ребенок находится в центре внимания семьи, которая стремится к максимальному удовлетворению его потребностей. Этот тип воспитания содействует развитию демонстративных и гипертимных черт личности у подростка.
Доминирующая гиперпротекция(Г+, Ус, Тс, Зс, Сс). Ребенок также в центре внимания родителей, которые отдают ему много сил и времени, однако в то же время лишают его самостоятельности, ставя многочисленные ограничения и запреты У гипертимных подростков такие запреты усиливают реакцию эмансипации и обусловливают острые аффективные реакции «экстрапунитивного» типа. При тревожно-мнительном (психастеническом), сенситивном, астеническом типах акцентуаций личности доминирующая гипопротекция усиливает астенические черты.
Повышенная моральная ответственность(Г+, У-, Т+). Этот тип воспитания характеризуется сочетанием высоких требований к ребенку с пониженным вниманием к его потребностям. Стимулирует развитие черт тревожно-мнительной (психастенической) акцентуации личности.
Эмоциональное отвержение(Г-, У-, Тс, Зс, Сс). Крайний вариант этого типа – воспитание по типу «Золушки». В основе эмоционального отвержения лежит осознаваемое, а чаще неосознаваемое отождествление ребенка с какими-либо отрицательными моментами в жизни родителей, он ощущает себя помехой в их жизни. Эти моменты устанавливают большую дистанцию в отношениях с детьми. Эмоциональное отвержение формирует и усиливает черты инертно-импульсивной акцентуаций личности и эпилептоидной психопатии, ведет к декомпенсации и формированию невротических расстройств у подростков с эмоционально-лабильной и астенической акцентуациями.
При жестоком обращении родителей с детьми (Г-, У-, Тс, Зс, С+) на первый план выходит эмоциональное отвержение, которое проявляется в том, что потребности детей не удовлетворяются, их лишают удовольствий, наказывают, избивая и истязая.
Гипопротекция (гипоопека – Г-,У-, Т-, З-, Сс). Ребенок предоставлен самому себе, родители не интересуются им и не контролируют его. Такое воспитание особенно неблагоприятно при акцентуациях гипертимного и неустойчивого типов.
Список литературы
1. Борытко, Н.М. Методология и методы психолого-педагогических исследований / Н. М. Борытко, А. В. Моложавенко, И. А Соловцова. – М.: Академия, 2009. – 320 с.
2. Давыдов, В.П. Методология и методика психолого-педагогического исследования: учеб.пособие для вузов/в.п. Давыдов, П.И. Образцов, А.И. Уман. – М.:Логос, 2006. – 127 с.
3. Загвязинский, В.И. Методология и методы психолого-педагогического исследования: учеб.пособие для пед. вузов / В.И. Загвязинский, Р. Атаханов. – М.:Академия, 2008. – 207 с.
4. Краевский, В. В. Методология педагогики: Пособие для педагогов-исследователей/В.В. Краевский. – Чебоксары: Изд-во Чуваш, ун-та, 2001 – 244 с.
5. Образцов, П.И. Методы и методология психолого-педагогического исследования / П.И. Образцов. – СПб.: Питер, 2004. – 267 с.
6. Попков, В.А. Методология педагогики: учеб. пособие для вузов /В.А. Попков, А.В. Коржуев. – М.: МГУ, 2007. – 206 с.
7. Рузавин, Г.И. Методология научного исследования: Учеб. пособие для вузов / Г.И. Рузавин. – М.: ЮНИТИ, 1999. – 317 с.
8. Тихонова, Е.В. Методология исследований в социальных и поведенческих науках: учеб. пособие для вузов / Е.В. Тихонова. – М.: ГУУ, 2007. – 173 с.
9. Тютюник, И.И. Основы психологических исследований: Учеб. пос. студ. Факульт. психол. высш. учеб. Заведений / И.И. Тютюник . - М.: УМК «Психология», 2002. – 208 с.
10. Юревич, А.В. Психология и методология / А.В. Юревич. – М.: Ин-т психологии РАН, 2005. –311 с.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Приложение 1
Образец титульного листа курсовой работы
Министерство образования и науки РФ
ГОУ ВПО «Челябинский государственный педагогический
университет»
Факультет подготовки учителей начальных классов
Кафедра педагогики, психологии и предметных методик
КУРСОВАЯ РАБОТА
Особенности межличностных отношений детей младшего школьного возраста
Выполнила:
студентка_____группы
Ф.И.О.
Научный руководитель:
кан.пед.наук, доцент кафедры ПП и ПМ
Ф.И.О.
Дата сдачи ______
Оценка _________
Челябинск 20__
Приложение 2
Пример оглавления курсовой работы
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение ………………………..…….………………...3
Глава I. Название главы………………………………..6
1.1. Название первого параграфа….………..…………6
1.2. Название второго параграфа…...…….…..……...11
Выводы по I главе…………………….…..…………..20
Глава II. Название главы……..………………………21
2.1. Название первого параграфа……..……….……..21
2.2. Название второго параграфа.……………………24
2.3. Название третьего параграфа………………........27
Выводы по II главе…………………………………....30
Заключение.…………………………………...………31
Список литературы………...……………………........33
Приложение……………..……………………….........36
Приложение 3