Объем дисциплины и виды учебной работы. Вид учебной работы Количество часов №№ семестров Аудиторные
Вид учебной работы | Количество часов |
№№ семестров | |
Аудиторные занятия: | |
лекции | - |
практические и семинарские занятия | |
лабораторные работы (лабораторный практикум) | - |
Самостоятельная работа | |
ВСЕГО ЧАСОВ НА ДИСЦИПЛИНУ | |
Текущий контроль | Входной контроль – компьютерное тестирование Рубежный контроль – защита части проекта Контроль остаточных знаний – компьютерное тестирование |
Курсовая работа | - |
Виды промежуточного контроля | Зачет – 3 |
Распределение часов по темам и видам учебной работы
Форма обучения очная
Названия разделов и тем | Всего часов по учебному плану | Виды учебных занятий | |||
Аудиторные занятия, в том числе | Самостоятельная работа | ||||
Лекции | Практ. занятия | Лабор. работы | |||
Тема 1. Центры Игровой Поддержки Развития Ребенка. (ЦИПРР) и лекотеки, как структурные подразделения государственных образовательных учреждений, реализующих образовательные программы дошкольного образования | |||||
Тема 2. Основные цели и задачи ЦИПРР | |||||
Тема 3. Средства для лекотеки (игрушки и оборудование для детей раннего и дошкольного возраста) | |||||
Тема 4. Игрушки для логопедических и педагогических занятий. | |||||
Тема 5. Игрушки для занятий психолога | |||||
Тема 6. Игрушки для развития мелкой и крупной моторики | |||||
Тема 7. Игрушки в лекотеке для выдачи на дом | |||||
Тема 8. Требования безопасности к предметной среде центров абилитации младенцев, детей дошкольного возраста | |||||
Тема 9. Организация деятельности лекотеки | |||||
Тема 10. Образовательный процесс | |||||
Тема 11. Требования к организации сенсорной комнаты | |||||
ИТОГО: |
Содержание курса
Тема 1. Центры Игровой Поддержки Развития Ребенка (ЦИПРР) и лекотеки как структурные подразделения государственных образовательных учреждений, реализующих образовательные программы дошкольного образования
Классификация ИСО. Новые формы работы с семьей, обучение родителей (законных представителей) и специалистов дошкольных образовательных учреждений в Центрах Игровой Поддержки Развития Ребенка ЦИПРР) и лекотеке. ЦИПРР и лекотека – структурные подразделения государственных образовательных учреждений, реализующих образовательные программы дошкольного образования.
Тема 2. Основные цели и задачи ЦИПРР
Основные задачи ЦИПРР: оказание содействия в социализации детей дошкольного возраста на основе организации игровой деятельности; разработка индивидуальных программ игровой поддержки и организации психолого-педагогического сопровождения; обучение родителей (законных представителей) и специалистов дошкольных образовательных учреждений способам применения различных игровых средств обучения, организация на их основе развивающих игр и игрового взаимодействия с детьми; консультирование родителей по созданию развивающей среды в условиях семейного развития и воспитания, формированию оптимального состава игровых средств обучения, правилам их выбора; ознакомление родителей и специалистов дошкольных образовательных учреждений с современными видами игровых средств обучения. Подходы к организации работы лекотеки.
Тема 3. Средства для лекотеки (игрушки и оборудование для детей раннего и дошкольного возраста)
Деятельность ЦИПРР и лекотеки, связанная с использованием игровых средств, обеспечивающих полноценное вовлечение ребенка и окружающих его людей в игровую активность для обучения и развития в игре. Средства для лекотеки (игрушки и оборудование для детей раннего и дошкольного возраста) – оборудование для развития общих движений; игрушки для развития движений рук и ручных навыков; игрушки для развития тактильного восприятия; игрушки и средства для развития зрительного восприятия; игрушки для развития слухового восприятия; игрушки для развития невербального мышления; игрушки для развития речи, языка и вербального мышления, игрушки для социально-эмоционального развития; игрушки для игры с водой; игрушки для игры с сыпучими материалами; материалы для развития креативности; музыкальные игрушки; специальное оборудование для детей с особыми нуждами и образовательными потребностями; книги для детей; фонотека; видеотека; развивающие компьютерные игры; книги для родителей; игрушки для развития дотягивания и толкания, для развития простого захвата и удержания, игрушки для развития зрительно-моторной координации, отпускания и бросания; игрушки для развития двуручного манипулирования; игрушки для развития репертуара манипулятивных операций; игровые средства для развития манипулятивного захвата, орудийных действий и самообслуживания.
Тема 4. Игрушки для логопедических и педагогических занятий
Содержание центра речевой активности, речевая доска, театры, лего-конструкторы, фланелеграф и набор картинок дл него, пазлы (доски, рамки Монтессори), книжки-раскладушки, книжки-поплавки, звучащие книжки, игрушки из различных материалов, куклы, речевые игры Т. А. Тарасовой «Речевое поле чудес», игры И. Н. Выгодской, игры А. Воскобовича.
Тема 5. Игрушки для занятий психолога
Психотехнические игры и игрушки («Моя семья», «Парашют», «Батоги» и др.), сухой бассейн, «Страшные звери» – динозавры, тигры, акулы, пауки, змеи и т.п., надувные мячи, оборудование для игр с водой и песком, набор музыкальных игрушек, набор книжек с зеркальными, мягкими, картонными страницами, спортивно-игровой комплекс М.Н. Новоселовой и др.
Тема 6. Игрушки для развития мелкой и крупной моторики
Требования к отбору игрушек для развития мелкой и крупной моторики. Центры сенсомоторной активности. Методика работы с кольцами, бусами, емкостями, пирамидами, с мелкими предметами из разных материалов, игрушки «с простым ответом», игрушки, одевающиеся на руки, конструкторы с крупными блоками, объемные геометрические формы и др.
Тема 7. Игрушки в лекотеке для выдачи на дом
Требования к игрушкам для зрительной стимуляции и развития зрения, игрушкам для групповых занятий. Игрушки в лекотеке для выдачи на дом.
Тема 8. Требования безопасности к предметной среде центров абилитации младенцев, детей дошкольного возраста
Требования к бытовому окружению, безопасности и предметной среде центров абилитации (лекотек). Требование к помещениям и стационарным предметам. Требования к кабинетам и оборудованию.
Тема 9. Организация деятельности лекотеки
Формы организации занятий с детьми в лекотеке. Требования к наполняемости групп. Продолжительность групповых занятий.
Индивидуальная работа специалистов (педагога-психолога, учителя-дефектолога, социального педагога и др.) с детьми.
Тема 10. Образовательный процесс
Содержание и методы деятельности лекотеки. Индивидуально-ориентированные программы, разрабатываемые исходя из особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей воспитанников, реализуемые учреждением самостоятельно на основе существующих программ, рекомендованных органами управления образованием (с учетом методических рекомендаций по составлению программ в лекотеках).
Основные виды работы с ребенком и семьей. Регламентация организации коррекционно-образовательного процесса лекотеки. Участники образовательного процесса. Прием (отчисление) в лекотеку. Штаты лекотеки.
Тема 11. Требования к организации сенсорной комнаты
Влияние полифункциональной интерактивной среды сенсорной комнаты на сенсорное и эмоциональное развитие детей дошкольного возраста. Оборудование сенсорной комнаты: релаксационный блок: сухой бассейн, сухой душ, мягкий остров, пуфики, мягкое напольное покрытие, записи релаксационной музыки, панно «Водопад», фонтан, пузырьковая колонна с безопасным зеркалом, приборы, создающие рассеянный свет, подвешенные, подвижные конструкции, подвески «Веселки»; активационный блок: зеркальный шар, прибор света «Плазма», ковер «Млечный путь», светильник «Пламя», волшебная нить, сенсорные дорожки, мобайлы, тренажер «Удав», куб «Твизлер», центр спокойных игр и центр тактильности.
Для организации занятий в условиях темной сенсорной комнаты (интерактивная среда): пузырьковая колонна, интерактивная панель «Бесконечность», волшебная нить с контроллером, настенный ковер «Млечный путь», проектор светоэффектов «Плазма», вращающийся зеркальный шар, лампы «Костер» и «Молния».
Для организации занятий в условиях светлой сенсорной комнаты (мягкая среда): сухой бассейн, сухой душ, «сенсорная тропа для ног», мягкое ковровое покрытие, звуковая сенсорная дорожка, тренажеры «Удав», «Змейка-шагалка».
Для организации занятий в зоне сенсомоторного развития: пособия Монтессори, пирамидки, матрешки, рамки-вкладыши, игры-вставлялки, а также игры Никитиных, Воскобовича, головоломки, рамки-вкладыши, игровой набор «Набрось кольцо», настенное панно «зоопарк» и др. Музыкальный центр с набором CD дисков. Принципы проведения развивающей работы в сенсорной комнате. Виды и формы работы в сенсорной комнате.