Государственные ориентиры в области правового образования
Важнейшими источниками государственного регулирования правового образования являются международные правовые документы: декларации, конвенции, договоры, программы, которые определяют развитие международного сообщества и отражаются в системе образования, например, Декларация и Программа действий в области культуры мира, принятая на 53-й Генеральной Ассамблеи ООН в 1999 году утверждает в Статье 4, что “образование на всех уровнях является одним из основных средств созидания культуры мира. В этом контексте особое значение имеет образование в области прав человека.” Создаются структуры, занимающиеся формированием знаний о правах человека (кафедра ЮНЕСКО по правам человека и демократии в МГИМО и ее филиалы, Центры содействия обучения правам человека, демократии и культуры мира, Московская школа прав человека, кафедры прав человека (Волгоградский юридический институт). С 1998 года ООН проводит Всемирную кампанию по информированию общественности о правах человека. В рамках Хельсинского процесса государства - участники обязались поощрять, облегчать, поддерживать преподавание знаний о демократических ценностях и международных стандартах в области прав человека в учебных заведениях.
Национальные правовые документы, такие как Конституция, федеральные законы и подзаконные акты закрепляют государственные ориентиры в области образования, например, в федеральном “Законе РФ об Образовании” 1996 года во 2-й статье изложены принципы государственной политики в области образования, которые лежат в основе правового образования: “1. Гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Воспитание гражданственности, уважение к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье. 2. Единство федерального культурного и образовательного пространства. Защита и развитие системы образования, национальных культур, региональных культурных традиций. 3. Общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровню и особенностям развития обучающихся. 4. Светский характер образования. 5. Свобода и плюрализм в образовании. 6. Демократический, государственно - общественный характер управления образованием. Автономность образовательных учреждений.”
Особое место в ряду средств и материалов правового образования играет Конституция РФ
Примером регионального правового регулирования в области образования может служить Постановление Главы Администрации Орловской области №371 от 13.08.99 года “Об утверждении мероприятий по правовому просвещению населения Орловской области”, в котором немалое место занимают мероприятия образовательного характера, такие как выступления специалистов в области права в высших, средних, специальных учебных заведениях, в системе усовершенствования учителей и т. д.
Наибольшую активность в формировании государственной политики в области правового образования проявляет Министерство Образования РФ, в частности, был разработан и введен в действие Базисный учебный план общеобразовательных учреждений, который позволяет образовательным учреждения учитывать в своей деятельности национальные, региональные и местные социокультурные особенности и традиции. В целях реализации основных направлений реформы обществоведческого и гражданского образования Министерство Образования РФ подготовило и направило на места ряд информационно - методических писем:
1) “О светском характере образования в государственных образовательных учреждениях в РФ” № 47/20-11n от 19.03.93 года;
2) “О переходе на новую структуру исторического и обществоведческого образования” № 84-М от 11.05.93 года;
3) “О структуре исторического и обществоведческого образования на 1993/ 94 и 1994/ 95 учебные годы” № 537/11 от 05.07.93 года;
4) “О преподавании курсов истории и обществознания в общеобразовательных учреждениях РФ в 1994/ 95 учебном году” № 616/11 от 21.06.94 году.
Министерство Образования РФ каждый год уточняет список действующих учебников, которым присваивается гриф министерства “рекомендовано” или “допущено”, если учебники соответствуют обязательному минимуму содержания своей образовательной области.
В последнее время наметилась тенденция углубленного развития правового образования как составной части гражданского и обществоведческого образования или даже самостоятельного предмета в отдельных общеобразовательных школах, классах на основе внедрения в педагогический процесс активных форм и методов обучения, в том числе деловых и ролевых игр, имитационных моделей, способствующих развитию у учащихся навыков решения разнообразных проблем в диапазоне от национально - государственных до семейно - бытовых. Ярким примером последнего является Всероссийская Акция “Я - Гражданин России”, проведенная Министерством Образования в 2000/01 учебном году, как конкурс социальных проектов, задача которого развитие гражданско-правового образования.
В Российской Федерации устанавливаются федеральные государственные образовательные стандарты, представляющие собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.
Этот закон серьезно скорректировал само понятие стандарта – из него был исключен обязательный минимум содержания образования, зато были введены требования к условиям обучения. Еще одно новшество – законодательное закрепление компетентностного подхода как базового принципа образования.
Вместо минимума закон устанавливает требования к основным образовательным программам.
Кроме того, отменяется деление стандартов на федеральный, национально-региональный и школьный компоненты.
5. Закономерности педагогического процесса. В данном случае, закономерности педагогического процесса – это объективно существующие, повторяющиеся, устойчивые, существенные связи между отдельными явлениями, сторонами педагогического процесса. Наибольшее значение имеют связи между:
- процессами обучения, воспитания и развития как составляющими компонентами целостного педагогического процесса;
- процессами воспитания и самовоспитания, педагогического руководства и самодеятельности воспитуемых, преподавания и учения, то есть между деятельностью педагогов и воспитанников как субъектов педагогического процесса;
- деятельностью и общением личности и результатами ее развития;
- возможностями личности (возрастными, индивидуальными) и характером педагогических влияний на нее;
- коллективом и личностью в педагогической системе.
Для непосредственной практики организации педагогического процесса большое значение имеет уяснение внутренних связей между функциональными компонентами. Так, содержание конкретного воспитательно-образовательного процесса закономерно обусловлено поставленными задачами. Методы педагогической деятельности и используемые при этом средства обусловлены задачами и содержанием конкретной педагогической ситуации. Формы организации педагогического процесса определяются содержанием и т.д.
Принципы педагогического процесса.Закономерности педагогического процесса находят свое конкретное выражение в принципах – системе основных требований к обучению и воспитанию, выполнение которых обеспечивает необходимую эффективность решения задач гармоничного развития личности.
В контексте целостного педагогического процесса целесообразно выделение двух групп принципов: организации педагогического процесса и управления деятельностью воспитанников.
К принципам организации педагогического процесса относятся:
- принцип гуманистической направленности педагогического процесса, требующий подчинения обучения и воспитания задачам формирования и развития всесторонне развитой личности;
- принцип связи педагогического процесса с жизнью и практикой, предполагающий необходимость связи теоретических знаний и практического опыта, соединения обучения и воспитания с трудовой практикой;
- принцип научности как требование соответствия содержания, форм и методов образования современному уровню развития науки и техники;
- принцип ориентации педагогического процесса на формирование в единстве знаний и умений, сознания и поведения воспитанников, что предполагает организацию такой деятельности, в которой учащиеся убеждались бы в истинности и жизненной силе получаемых знаний, идей, овладевали бы умениями и навыками социально ценного поведения;
- принцип коллективности обучения и воспитания детей, направленный на оптимизацию сочетания коллективных, групповых и индивидуальных форм организации педагогического процесса;
- принцип преемственности, последовательности и систематичности педагогического процесса, направленный на закрепление ранее усвоенных знаний, умений, навыков, приобретенных личностных качеств, их последовательное развитие и совершенствование;
- принцип наглядности как отражение взаимозависимости интеллектуального познания и чувственного восприятия действительности;
- принцип эстетизации всей детской жизни, прежде всего обучения и воспитания, предполагающий формирование у воспитанников эстетического отношения к действительности как основы отношения нравственного.
К принципам управления деятельностью воспитанников относятся:
- принцип сочетания педагогического управления с развитием инициативы и самостоятельности воспитанников;
- принцип сознательности и активности учащихся в целостном педагогическом процессе, требующий от педагога организации такого взаимодействия с воспитанником, в котором последний мог выступать в активной роли;
- принцип уважения к личности ребенка в сочетании с разумной требовательностью к нему;
- принцип опоры на положительное в человеке, поддержки сильных сторон его личности;
- принцип согласованности требований семьи, школы и общественности к ребенку, обязывающий педагога добиваться сбалансированности, гармоничности внешних влияний на него;
- принцип сочетания прямых и параллельных педагогических действий, предполагающий актуализацию педагогом воспитательного, развивающего потенциала группы, коллектива, превращения их в субъектов воспитания личности;
- принцип посильности и доступности обучения и воспитания, требующий от педагога учета реальных возможностей ребенка, предупреждения различного рода перегрузок, отрицательно сказывающихся на его физическом и психическом здоровье;
- принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников при организации их деятельности.