Понятие о педагогической системе
Н.К.Крупская (1869 — 1939) — теоретик и организатор советской педагогики. Развивала идею школы как государственно-общественного учреждения.
Виды педагогических систем. "Система — выделенное на основе определенных признаков упорядоченное множество взаимосвязанных элементов, объединенных общей целью функционирования и единства управления и выступающих во взаимодействии со средой как целостное явление".*
* Ильина Т.А. Системно-структурный подход к организации обучения. — М., 1972. — С. 16.
А.П.Пинкевич (1883 — 1939) — отечественный педагог. Один из первых авторов советских учебников по естествознанию для высшей и средней школы. Автор трудов по теории и истории педагогики.
Как искусственная, специально в силу объективных законов развития общества организованная, педагогическая система находится под постоянным "контролем" общества, т.е. той социальной системы, частью которой она является. Изменения педагогической системы, ее перестройка и адаптация находятся в зависимости от того, на какой или на какие элементы в данный момент направлено воздействие общества: на укрепление материальной базы, совершенствование содержания образования, заботу о материальном положении учителя и т.п. Причины многих неудачных попыток совершенствования педагогических систем кроются в несистемном, локальном подходе к преобразованию ее элементов.
С.Т.Шацкий (1878 - 1934) - отечественный педагог. Организатор Первой опытной станции по народному образованию. Автор трудов по взаимосвязи школы с жизнью, формированию детского коллектива и др.
Общество, формируя социальный заказ, строит и соответствующую ему систему образования как наиболее общую педагогическую систему. Она, в свою очередь, своими подсистемами имеет все социальные институты, выполняющие образовательно-воспитательные функции и объединяющиеся в систему образования. Ведущей подсистемой (системообразующей) в системе образования является общеобразовательная школа. Для эффективного функционирования педагогических систем, имеющих целью воспитание подрастающего поколения, общество создает систему подготовки воспитателей, средние специальные и высшие педагогические учебные заведения как педагогические системы. Проявляя заботу об уровне профессиональной квалификации, общество создает разного уровня педагогические системы профессиональной подготовки и повышения квалификации.
П.П.Блонский (1884 - 1941) -отечественный педагог, психолог, историк философии. Разделял идеи педологии. Развил теорию трудовой народной школы, разработал генетическую теорию памяти.
Виды педагогических систем различаются назначением и, как следствие, особенностями организации и функционирования.
Так, в системе дошкольного воспитания основной является педагогическая система "детский сад". Ее варианты — педагогическая система круглосуточных детских садов, садов для детей с ослабленным здоровьем и т.п.
В системе общеобразовательной подготовки основой является педагогическая система "школа" с вариантами в зависимости от режимов работы: традиционный, полуинтернатный (школы с продленным днем), интернатный (школа-интернат, детский дом, суворовские и нахимовские училища и т.п.). Вариантами педагогической системы "школа" являются альтернативные учебные заведения: гимназии, лицеи, колледжи и др.
Аналогичные варианты педагогических систем могут быть прослежены в общей системе профессионального образования. К особым педагогическим системам есть все основания отнести учреждения дополнительного образования (музыкальные, спортивные школы, станции юных натуралистов, техников, туристов и т.п.).
Понятие авторской педагогической системы. Любое образовательное учреждение, в основе деятельности которого лежат нетрадиционные подходы, идеи, можно отнести к авторским педагогическим системам, назвать авторской школой. К ним по праву можно причислить педагогические системы Я.А.Коменского, К.Д.Ушинского, Л.Н.Толстого, А.С.Макаренко, В.А-Сухомлинского, В.А.Караковского и многие другие системы педагогов-классиков и современных педагогов-новаторов — руководителей образовательных учреждений.
Л.В.Занков (1901 - 1977) - отечественный психолог и педагог. Автор трудов по психологии обучения, общей психологии, дидактике.
Иначе нужно подходить к творчеству отдельных педагогов-новаторов, реализующих свои авторские подходы к обучению и воспитанию. Одно дело, когда педагог творчески воплощает одну или несколько часто не связанных друг с другом идей ("опережающее обучение", комментирование — С.Н.Лысенкова; "опорные сигналы" — В.Ф.Шаталов и др.), и совсем другое — когда педагогический процесс строится на основе оригинальной концепции. В этом случае есть все основания говорить об авторской дидактической или воспитательной системе. Таковыми являются дидактические системы Л.В.Занкова, Д.Б.Эльконина и В.В.Давыдова, М.М.Махмутова, П.Я.Эрдниева и воспитательные системы И.П.Иванова, В.А.Караковского и других.