Специальная методика русского языка как наука
Предисловие
XXVI съезд КПСС указал на необходимость повышения эффективности работы всех звеньев и форм образования и подготовки кадров, в том числе поставил задачу: развивать и улучшать вечернее и заочное обучение. Решение этой задачи применительно к заочному педагогическому образованию предполагает повышение уровня методической вооруженности учителя, что в свою очередь вызывает необходимость разработки новых учебных пособий для студентов-заочников по частным дидактикам.
Методика обучения русскому языку детей с тяжелыми нарушениями речи как наука только начинает формироваться. Пока еще нет методических руководств для учителя, охватывающих все разделы работы по формированию речи и изучению русского языка как предмета в данном типе специальной школы. Нет и учебных пособий для студентов. Естественно, эти обстоятельства вызывают трудности при изучении соответствующего вузовского курса, особенно студентами-заочниками, так как в заочном обучении удельный вес самостоятельной работы, как известно, особенно велик.
Данное учебное пособие составлено с целью оказания помощи студентам-заочникам в проведении самостоятельных занятий при изучении специальной методики русского языка. Оно разработано в соответствии с вузовской программой курса (1) и программой по русскому языку школы для детей с тяжелыми нарушениями речи (2).
В настоящее время не представляется возможным дать полное и систематическое изложение курса специальной методики. В предлагаемом учебном пособии нашла отражение лишь часть материалов курса, читаемого автором на протяжении ряда лет в МГЗПИ. В пособии излагается методика начального этапа формирования и коррекции речи детей с грубо выраженным общим речевым недоразвитием, которые составляют контингент учащихся I отделения специальной школы. В нем рассмотрены наиболее важные и наименее освещенные в специальной литературе аспекты методики обучения языку.
Пособие состоит из четырех разделов. Первые два раздела «Специальная методика русского языка как наука» и «Общая характеристика системы работы по формированию речи и изучению языка в школе для детей с тяжелыми нарушениями речи» вводят студента в проблематику курса, дают направление самостоятельным занятиям. Они посвящены наиболее общим, ключевым вопросам курса.
В первом разделе дано описание сущности предмета, задач и методов исследования специальной методики русского языка, ее связей со смежными науками. При изложении предмета и задач специальной методики намечается круг вопросов, проблематика этой дисциплины. Второй раздел содержит материал, раскрывающий задачи, содержание, принципы, организацию работы по обучению языку, ее планирование. В нем дается также характеристика методов и приемов работы по формированию речи и изучению языка как предмета в специальной школе.
Разделы третий и четвертый освещают методику развития диалогической и монологической (устной и письменной) речи на начальном, наиболее сложном и специфичном этапе обучения (подготовительный — 5-й классы).
К каждому из разделов пособия указаны литература для самостоятельного изучения и контрольные вопросы.
Пособие имеет «Приложение», в котором представлена тематика рефератов, докладов, сообщений, которые могут быть подготовлены студентами в ходе изучения специальной методики русского языка. Темы носят преимущественно практический характер.
В разработке лекционного курса и настоящего пособия автор опирался на материалы исследований по вопросам формирования речи у детей с ее общим недоразвитием. В частности, были использованы труды сектора логопедии НИИД АПН СССР, послужившие базой для обоснования принципов соответствующей методической системы обучения языку в школах для детей с тяжелыми нарушениями речи (работы Р. Е. Левиной, Н. А. Никашиной, Г. А. Каше, Л. Ф. Спировой, А. В. Ястребовой, Н. А. Чевелевой, И. К. Колповской и др.).
Общие и частные положения, определяющие систему формирования речи и методику обучения языку как предмету, нашли отражение в ряде исследований названных авторов, в методической литературе, а также в программе по русскому языку для подготовительных I—V классов I отделения школы для детей с тяжелыми нарушениями речи.
При подготовке пособия были использованы также материалы, опубликованные кафедрой логопедии МГПИ им. В. И. Ленина (В. И. Селиверстов, Б. М. Гриншпун, С. Н. Шаховская, С. И. Маевская, Л. А. Кроткова и др.).
В разработке пособия большую помощь оказали и другие публикации, в частности статьи учителей специальных школ, отражающие и обобщающие опыт обучения языку в школах для детей с тяжелыми нарушениями речи.
В освещении вопросов специальной методики русского языка в школе для детей с тяжелыми речевыми нарушениями мы опирались также на данные современной дидактики, методики обучения русскому языку в начальных классах средней общеобразовательной школы, лингвистики, психологии речи, методики формирования речи у разных категорий аномальных детей.
Раздел I
СПЕЦИАЛЬНАЯ МЕТОДИКА РУССКОГО ЯЗЫКА КАК НАУКА