Главная цель дополнительного образования — персонифицировать стандартизированную государством и обществом образовательную деятельность, придать ей личностный смысл

При этом часто используется технология проблемного обучения, которая предполагает следующую организацию:

· педагог создает проблемную ситуацию, нацеливает учеников на ее решение, организует поиск путей ее решения;

· ученик ставится в позицию субъекта обучения, разрешает проблемную ситуацию и в результате приобретает новые знания, овладевает новыми способами действий.

Особенностью данного подхода является реализация идеи «обучение через открытие». Ученик в своей деятельности может опираться на соответствующие инструменты познания, строить гипотезы, проверять их и находить путь к верному решению.

В рамках исследовательского подхода обучение ведется с опорой на непосредственный опыт учащихся, его расширение в ходе активного освоения мира. Характерной чертой дидактических поисков в этом направлении является учебная дискуссия, связанная с формированием коммуникативной культуры детей. С этой целью в дополнительном образовании так же, как в образовании учащихся с нарушениями слуха в целом, применяется специальная коммуникативная технология обучения. Она основана на общении и широко используется в практике обучения детей с нарушениями слуха.

Главное в технологии — направленность обучения на речевое общение, что особенно важно иметь в виду, когда речь идет о глухих детях. Особенностью этого подхода является то, что у учеников формируется умение высказывать свое мнение, выслушивать, понимать, принимать или отвергать чужое мнение, осуществлять конструктивную критику, искать позиции, объединяющие различные точки зрения.

Центральное место занимает работа в группах, парах сменного состава, она рассматривается как одна из форм организации самостоятельной работы на занятии. Обучающая функция педагога сводится до минимума (10 мин), таким образом, время, отведенное на самостоятельную работу детей, максимально увеличивается.

Творческая деятельность направлена на поиск, изобретение и имеет социальную значимость. Основной метод обучения — диалог, речевое общение равноправных партнеров. Главная методическая особенность — субъектная позиция личности.

Учебные кабинеты создаются как творческие лаборатории или мастерские, в которых дети независимо от возраста получают начальную профессиональную подготовку.

Очень важно оценить результаты работы детей: полить за инициативу, вывесить на всеобщее обозрение рисунки, аппликации и т. д., провести выставки, награждения, присвоить звания и др. Разрабатываются специальные творческие книжки, в которых отмечаются достижения и успехи.

Возрастные этапы технологии творчества таковы:

· младшие школьники: предпочтительны игровые формы творческой: деятельности; освоение элементов творчества в практической деятельности; поиск способностей к творческой деятельности;

· средние школьники: практикуется творчество по широкому кругу прикладных отраслей (моделирование, конструирование и т. п.); участие в массовых литературных, музыкальных, театральных, спортивных мероприятиях;

· старшие школьники: планируется выполнение творческих проектов, исследовательских работ, сочинений, дискуссий, докладов, деловых игр.

Таким образом, в условиях дополнительного образования ребенок развивается, участвуя в игровой, познавательной, трудовой деятельности; главная цель — дать почувствовать детям радость труда в учении, пробудить чувство собственного достоинства, решить социальную проблему развития способностей каждого ученика, включив его в активную деятельность.

Дополнительное образование должно помочь ребенку в утверждении своего «Я». Только при условии всестороннего изучения личности ребенка возможны разработка индивидуальных программ его развития, выбор эффективных форм воспитания, создание и использование педагогически оправданных, привлекательных программ.

Включение детей и подростков с нарушениями слуха в систему дополнительного образования — при условии сотрудничества с детьми с нормальным слухом — создает условия для эффективного решения проблемы социальной адаптации и реабилитации каждого ребенка через процесс творческой деятельности.

Вопросы и задания для самостоятельной работы

1. Что имеют общего и чем отличаются организация работы и учебный процесс в школах общего типа и в специальных (коррекционных) учреждениях I и II вида?

2. Какова наполняемость классов в специальных (коррекционных) учреждениях I и II вида? Что дает малая наполняемость классов для обеспечения коррекционно-развивающей работы с учащимися?

3. Назовите технические средства, используемые в образовательном процессе в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях I и II вида. Определите назначение данных технических средств.

4. Что включает в себя адекватная среда жизнедеятельности детей с нарушениями слуха в специальном (коррекционном) образовательном учреждении?

5. Какие новые формы организации образования детей с нарушениями слуха получили распространение в последние годы?

Чем обусловлены инновационные процессы в специальном образований? Каково ваше отношение к данным инновациям?

6. В каких законах определены основные положения, на которых базируется образование детей с нарушениями слуха?

7. Назовите существующие на данный момент типы высшего и среднего профессионального образования лиц с нарушениями слуха, охарактеризуйте их.

8. Расскажите о развивающих возможностях дополнительного образования лиц с нарушениями слуха.

9. Какой тип высшего профессионального образования, по вашему мнению, является наиболее перспективным?

10. Что представляет собой единое образовательное пространство (формирование единой образовательной среды) в обучении и воспитании лиц с нарушениями слуха? Как решается эта проблема? Какие задачи она решает?

Литература

1. Дети с отклонениями в развитии. М., 1997.

2. Диагностика и коррекция нарушенной слуховой функции у детей первого года жизни: Методическое пособие / Сост. Г.А. Таварткиладзе, Н.Д. Шматко. М., 2001.

3. Головчиц Л.А. Дошкольная сурдопедагогика. М., 2002.

4. Исенина Е.М. Родителям о психологическом развитии и поведении глухих детей первых лет жизни. Иваново, 1996.

5. Концепция Государственного стандарта общего образования лиц с ограниченными возможностями здоровья. М., Министерство образования РФ, 1997. (Проект).

6. Пелымская Т.В., Шматко НД. Занятия с ребенком с нарушенным слухом первого года жизни // Дефектология. 1996. №2.

7. Поиск новых решений (инновационная модель школы) / Под ред. Т.С. Зыковой, Л.П. Корвяковой, Л. Г. Васиной. М., 2001.

8. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений I и II вида. М., 2003.

9. Шматко Н.Д., Пелымская Т.В. Если малыш не слышит... М., 2003.

Раздел III ДИДАКТИКА ШКОЛЫ ГЛУХИХ

Глава №1

Наши рекомендации