Глава 1.Теоретические основы гражданской компетенции и методика ее формирования в начальной школе
Введение
Актуальность исследования.Изменения, происходящие в современном обществе, как известно, определяют основные тенденции развития образования, которые находят свое отражение во всех образовательных документах (в Федеральном законе «Об образовании» [58], в Федеральных государственных образовательных стандартах [57], в Конвенции о правах ребенка и т.д.). Так, в одном из пунктов, вступивших в силу Федеральных государственных образовательных стандартов, написано, что стандарт ориентирован на становление таких личностных характеристик выпускника, как «любящего свой край и свою Родину, уважающего свой народ, его культуру и духовные традиции; осознающего и принимающего традиционные ценности семьи, российского гражданского общества, многонационального российского народа, человечества, осознающего свою сопричастность судьбе Отечества» [57, 7]. Кроме того, среди требований, установленных стандартом к результатам освоения основной образовательной программы, в качестве личностных результатов определены: во-первых, «российская гражданская идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордость за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов»; во-вторых, «гражданская позиция как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности» [57, 9]. Вышесказанное актуализирует проблему формирования у школьников гражданской компетенции.
Отметим, что на сегодняшний день известно немало работ, раскрывающих основные подходы и принципы гражданского воспитания, то есть эта проблема не новая. Так, Е.В. Бондаревская, И.М. Дуранов, Т.В. Кружилина, О.В. Лешер, Н.А. Савотина [6] и др. решение этой проблемы видят в установлении преемственных связей при передаче материальных и духовных ценностей от старшего поколения к младшему. Авторы доказывают, что встает необходимость в адаптации ценностей старшего поколения к современному обществу; Т.К. Ахаян, А.С. Гаязов, Б.С. Гершунский, В.В. Краевский, Т. А. Лугинина и др. [15] раскрывают причину недостаточной сформированности гражданской компетенции, которую видят в ограниченности этого процесса рамками правовых отношений; В.А. Сластенин [54] выражает основную цель гражданского воспитания «как формирование гражданственности – интегративного качества личности, несущего в себе внутреннюю свободу и уважение к государственной власти, любовь к Родине, стремление к миру, чувства собственного достоинства и дисциплинированности, гармонического проявления патриотических чувств и культуры межнационального общения» [54, 246].
Кроме того, как показывает анализ литературы, в настоящее время широко представлены и методические основы гражданского воспитания для учителей среднего и старшего звена общеобразовательной школы, а также для преподавателей профессиональных учебных заведений.
Между тем, очень важно заложить основы гражданственности в младшем школьном возрасте, что мало практикуется на современном этапе образования. В связи с этим возникает противоречиемежду объективно существующей потребностью общества в гражданах с высоким уровнем гражданской компетенции и недостаточной теоретической и практической разработанностью проблемы формирования гражданской компетенции в начальной школе, выступающей первой ступенью этого процесса. Данное противоречие обозначило проблему исследования – какие методы и приемы обучения способствуют формированию гражданской компетенции в начальной школе.
Объект исследования:формирование гражданской компетенции.
Предмет исследования: формирование гражданской компетенции младшего школьника
Поиск путей решения проблемы позволил нам сформулировать цель исследования.
Цель исследования: выявить и апробировать психолого-педагогические условия формирования гражданской компетенции на уроках окружающего мира в начальной школе.
Гипотеза исследования: в своем исследовании мы исходим из предположения о том, что формированию гражданской компетенции на уроках окружающего мира в начальной школе будут способствовать следующие психолого-педагогические условия: использование проектной деятельности и комплекса наглядных, практических и словесных методов; смена в рамках одного урока разных видов деятельности.
Задачи исследования:
1. Анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования.
2. Выявление наиболее эффективных психолого-педагогических условий формирования гражданской компетенции на уроках «Окружающий мир».
3. Апробирование и оценка эффективности выделенных психолого-педагогических условий для формирования гражданской компетенции у младших школьников.
Методологическая основа исследования:личностно-ориентированный подход в образовании (В.А. Беликов, Е.В. Бондаревская, В.А. Кан-Калик, В.Я. Ляудис, В.В. Сериков, И.С. Якиманская и др.), аксиологический подход в образовании (А.Н. Леонтьев, Г. Рудестам, О.В. Лешер),историко-культурологический подход в образовании (М.С. Каган, Т.Е. Климова, Ю.М. Колягин, А.М. Новиков, С.А. Розанова, В.Н. Руденко, Н.В. Сычкова, В.Н. Худяков и др.),компетентностный подход в образовании (Е.В. Бондаревская, А.Г. Крупко, В.А. Кальней, А.В. Хуторской). В работе были проанализированы исследования ученых, рассматривавших проблему гражданственности Е.В. Бондаревской, А.С. Гаязова, Б.С. Гершунского, И.М. Дуранова, В.В. Краевского, О.В. Лешер, Т.А. Лугининой, Н.А. Савотиной, Г.Н. Филонова, М.И. Шиловой, а также Б.Г. Ананьева, Л.С. Выготского, Я.А. Коменского, А.С. Макаренко, К.Д. Ушинского.
Теоретико-практическая значимость исследования: определены и апробированы психолого-педагогические условия, способствующие формированию гражданской компетенции у детей младшего школьного возраста на уроках окружающего мира.
Методы исследования: анализ литературы, анкетирование, наблюдение, формирующий эксперимент.
База исследования:МБОУ СОШ №17
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения
Глава 1.Теоретические основы гражданской компетенции и методика ее формирования в начальной школе