Методы программированного обучения
Существенное влияние на развитие принципов программированного обучения оказали идеи проблемного обучения. В простейшем, широко распространенном в настоящее время и вполне действенном случае диалоговое взаимодействие реализуется через метод «меню», когда учащийся в режиме «экзамена» дает двоичный ответ «да» или «нет» на поставленный вопрос и в зависимости от правильности своего ответа отсылается к соответствующей части учебного материала.
В распространенном варианте этого подхода учащийся решает контрольную задачу и в зависимости от правильности ответа также отсылается к соответствующей части учебного материала. Такая постановка процедуры обучения являет собой реализацию общих теоретических представлений и методики программированного обучения. Сущность этих представлений заключается в организации среды, поддерживающей самостоятельную работу учащихся. Характерной чертой процессов программированного обучения является наличие управляемости процесса обучения.
При этом надо особо отметить, что специфика управления в типичном случае связана с тем, что преподаватель заранее расписывает варианты процесса обучения, которые зависят от ответов и ошибок учащихся. Таким образом, типичный «самоучитель», представляющий собой форму учебного пособия для программированного обучения, содержит разветвленную сеть (если угодно, граф) рекомендаций по шагам обучения. В итоге в принципе осуществляется приближение к индивидуально ориентированному обучению, когда уровень знаний учащегося являет собой параметр управления. Обратная связь от учащегося в виде правильных или неправильных ответов, а также ошибок разного типа, представляет собой сигнал, который управляет ходом дальнейших шагов обучения. Правда, очень важно еще раз подчеркнуть, что вся система управления расписана в самоучителе заранее и не может корректироваться в ходе образовательного процесса.
В настоящее время существуют два варианта систем программированного обучения. Линейный вариант реализует так называемое «управление без ошибок», когда индивидуализация разработок учебных материалов ориентируется на самых «слабых» учеников. Разветвленный вариант реализует обучение на основе типичных ошибок «средних» учеников. Сама сущность методологии программированного обучения предполагает особое построение учебного материала, заключающееся в выделении специальных единиц, соответствующих шагу усвоения. Проблема выделения таких единиц шага представляется чрезвычайно сложной и будет дополнительно рассмотрена далее.
В системах линейного обучения шаг определялся разработчиками как минимальный блок учебной информации, причем размер блока мог быть разным в зависимости не только от предметной области, но и от темы, степени ее проработанности, способов изложения и т. д. Линейность процесса, в частности, связана с тем, что в случае неправильного ответа (или решения элементарной задачи) учащемуся сразу предоставляется единый вариант нужной информации, которая обеспечивает верное решение, указание на допущенную ошибку и ее исправление.
В разветвленных системах понятие шага является еще более размытым, учебное задание включает в себя большую часть учебной задачи или темы. При правильном решении учащийся получает подтверждение и указание о следующих шагах и учебных заданиях. В случаях неправильного решения учащийся получает разъяснение ошибки, его отсылают к изучению нужного теоретического материала, после чего ему даются указания о выполнении того же или аналогичного учебного задания.
В принципе в данной точке обучающего процесса возможно ветвление направлений дальнейшего обучения в зависимости от типа ошибки, уровня знаний и умений учащегося. Однако практически трудно предусмотреть множество вариантов, возникающих на каждом шаге обучения, и поэтому в настоящее время используются различные элементы программированного обучения. В частности, широкое распространение получили системы автоматизации контроля знаний учащихся, реализующие режим экзаменационной проверки в системе с широким «меню» ответов. Другим элементом является использование тренажеров, а также информационных сред для консультирования учащихся.
Темы и вопросы для семинаров и самопроверки
1. Сформулируйте основные принципы современной дидактики применительно к вопросам технологии преподавания.
2. Обоснуйте принцип мотивированности процесса обучения.
3. Как может быть представлен механизм «знаниевой зависимости» человека? Возможно ли целенаправленное развитие такого механизма в процессе воспитания и обучения?
4. Технологии педагогического общения: лекторский и диалоговый стиль преподавания.
5. Охарактеризуйте понятие энтимема в плане обоснования важности индивидуально диалогового стиля общения преподавателя и учащегося.
6. Опишите основные принципы построения дидактической игры. 276
7. Что такое деловые и организационно-деятельностные игры?
8. Критически рассмотрите различные стороны соотношения эвристики и педагогики. Не находите ли Вы, что эти понятия имеют очень большую зону перекрытия?
9. Рассмотрите конкретные примеры эвристического мышления с точки зрения решения проблемы «переборного взрыва».
10. Рассмотрите набор правил Карнеги с точки зрения предлагаемой ими эвристичности решения проблем делового общения людей.
! 1. Проанализируйте основные этапы развития методов проблемного обучения.
12. Развитие творческого начала как основной «стержень» системы дополнительного обучения.
13. Проанализируйте основные положения, положительные и отрицательные стороны системы программируемого обучения.
Раздел 4