Лексический материал раздела
В него входят сопоставительные речевые упражнения.
1 тип упражнений: сравнение рассказа с набором слов из него (из подобранного рассказа выбрасывается 2-3 глагольных слова, без которых нельзя раскрыть содержание рассказа, оставшиеся слова предлагаем детям прослушать в произвольном порядке).
2 тип упражнений: сравнение рассказа с одним коммуникативно-слабым предложением (предложение начинается с местоимения).
3 тип упражнений: сравнение рассказа с бессмысленным набором предложений, таким набором, который не объединён единой мыслью.
4 тип упражнений: сравнение рассказа с его деформированным вариантом, когда нарушен порядок смысловых частей. Здесь необходимо подбирать рассказы с ярко выраженной временной последовательностью.
5 тип упражнений: сравнение рассказа с его некомплектным вариантом. Это рассказ, в котором пропущен смысловой кусочек, отрезок.
6 тип упражнений: сравнение двух нормативно связных рассказов, рассказывающих об одном и том же, но по-разному. Показать детям, что в речи не должно быть стереотипов.
Рассказы строятся из 7+/-2 предложений (это объём кратковременной памяти детей).
На первых этапах работы педагог использует только рассказы повествовательного характера, так как эти рассказы повествуют о событии, а событие можно представить, нарисовать, есть динамика развития повествования, поэтому у детей наблюдается интерес, мотив к выполнению заданий. Ребёнок мысленно может проследить динамику рассказа, решить поставленную задачу.
Сопоставительный материал необходимо предъявлять через проблемную ситуацию.
Первый раздел, ориентировочный, делится на два этапа:
1 этап – интуитивный;
2 этап – логико-речевой.
На первом этапе работы мы учим детей опознавать образцы связной речи через восприятие различных представлений.
Ребёнок должен уяснить, что тот образец речи, на основании которого можно представить себе какое-либо событие, случай, является рассказом, а если невозможно представить – то это не рассказ.
Для закрепления этих понятий используются карточки 4- х видов.
1. К первому типу сопоставительных упражнений можно использовать две карточки. На одной – иллюстрация. На ней изображено какое-то событие. Вторая карточка с предметными картинками, относящимися к данному событию. Можно пояснить ребёнку при помощи этих карточек: «Ты называешь слова, только отдельные слова, а рассказ – это, когда говорится о каком-то случае».
2. Второй тип сопоставительных карточек – к третьему виду упражнений. На одной карточке изображено событие – это какая-то иллюстрация. На второй карточке картинки, часть из них относится к нашему рассказу, а часть не относится. «Только тогда получится рассказ, когда мы рассказываем об одном событии, вот об этом».
3. Третий тип карточек относится ко всем типам упражнений.
Ссобытие \Снет события
случай
4. Четвёртый тип карточек:
Рассказ не рассказ
Р \Р
Если событие можно представить, «увидеть», то это значит, что рассказ получился.
Логико-речевой этап
Необходимо наглядно показать детям, что в нашей речи есть две части:
1 часть – о ком, о чём мы рассказываем. Это предмет речи.
2 часть – это то, что мы сообщаем о предмете речи, обращаем внимание детей на предикат (глагол).
Для решения данной задачи проводим логико-речевые игры. Начинаем с глагольных словосочетаний. Наглядной опорой в работе являются графические планы.
Логопед задаёт детям определённую задачу, в которой один элемент известен – это может быть полоска бумаги, на которой написано слово, например, « БЕЖИТ». Другой элемент – это перевёрнутые предметные картинки.
- О ком так можно сказать, кто бежит?
? ? ? ?
- Про кого я могу так сказать?
Выслушав ответы детей, показываем предметные картинки с изображением, например, : мальчика, лисы, дедушки, зайца, машины, часов, ручья, реки.
Такие упражнения требуют отказа от широко распространённых вопросов, заимствованных из синтаксического разбора. Необходимо задавать детям такие вопросы:
Что я вам сообщила?
Что я вам рассказала?
О каких предметах мы так говорим?
Используем и словосочетания с прилагательными (словами-признаками).
КОТ (показываем картинку с изображением кота). Что можно рассказать о нём? Какой он? (серый, пушистый, леже6ока).
Можно проводить упражнение, используя парные загадки. В двух загадках загадывается об одном и том же предмете, но текст первой загадки оформляется глагольными словами, а текст, второй загадки – прилагательными. Тексты загадок читаются дважды. После того как дети отгадают загадки, начинаем работать с текстом первой загадки. Просим детей припомнить те слова, которые помогли им отгадать загадку. Вспомним глагольные слова в той последовательности, в какой они расположены в тексте загадки. Маркируем глагольные слова полосками красного цвета. Дети ещё раз называют глагольные слова сверху вниз и снизу вверх с опорой на наглядность. Таким упражнением мы развиваем у детей ещё и линейную память.
Аналогично работаем с текстом второй загадки, только изменяем маркировку слов. Прилагательные обозначаем жёлтыми треугольниками. Выстраиваем их в ряд так, как они располагаются в тексте загадки.
Работая над текстом загадки, задаём вопрос: «Найди слова, которые отвечают на вопрос: какой, какая, какое?»
Подводим итог: слова по-разному рассказывают нам об одном и том же предмете.
После таких упражнений можно широко использовать в работе описательные тексты, при этом, можно их сравнивать.
Вторая задача логико-речевого этапа: логопед должен научить ребёнка отвечать на вопрос: «Почему ты считаешь, что этот образец можно считать рассказом?» Ответ на вопрос «почему?» должен быть предложен в графическом виде. На листе ватмана нарисован план ответа.
В подготовительной к школе группе, возможно, проводить работу по первому разделу методики Воробьёвой В.К. с первого дня учебного года.
Раздел