СЕМИНАР №3 СЕМЕЙНОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК ОСНОВА СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ

Цель: Ознакомить студентов с проблемами семьи как института социализации детей и изучить ее воспитательный потенциал.

ПЛАН

1. Определение понятий «брак» и «семья».

2. Сущность и структура семьи.

3. Исторические типы семьи.

4. Типы современной семьи.

5. Семейные кризисы.

6. Проблемы воспитания семьянина в современных условиях.

7. Условия воспитания хорошего семьянина.

8. Основные функции современной семьи.

9. Воспитательный потенциал семьи как основа социализации личности.

10. Спорт и семейное воспитание.

Основные понятия:

Брак – исторически обусловленная, санкционируемая и регламентируемая обществом форма отношений между мужчиной и женщиной, устанавливающая их права и обязанности по отношению друг к другу, детям и обществу.

Семья – объединение, чаще всего, совместно проживающих лиц, связанных взаимными правами и обязанностями, возникающими из брака, родства, усыновления или иной формы устройства детей на воспитание.

Семейное воспитание – воспитание детей, осуществляемое родителями или лицами, их заменяющими (родственниками, опекунами).

Модели семейных отношений

Гражданский брак (совместное проживание без регистра­ции) выступает, по обоюдному согласию обоих, моделью вре­менного союза. Гражданский брак основан, прежде всего, на чув­стве влечения и любви и часто рекомендуется в качестве «проб­ной» формы совместной жизни для молодых людей.

Юридический брак юридическая регистрация брачных отношений — это стремление партнеров к серьезной и длитель­ной совместной жизни, а также демонстрация в общественном мнении, перед родственниками и знакомыми, своего официаль­ного брачного союза.

Церковный брак венчание в церкви.

Визитный брак примеры: она живет в своей квартире со старшим ребенком, а он в своей (другой) квартире с младшим. Выходные, праздники и отдых проводят вместе; проживание в разных городах (вынужденное, связанное со служебной необходимостью).

Родительский брак один партнер является намного старше своего брачного партнера. Различие в возрасте между супру­амии должно составлять не менее. 15-17 лет. Общее для этих браков родительское, покровительское отношение более стар­шего супруга к более молодому.

Партнерский брак признание равенства обоих супругов. Нет отношений «снизу» и «сверху», «лидер и ведомый», при­знание равных прав и обязанностей.

Задание 4: Ответьте на вопросы:

1. Какая модель семейных отношений наиболее распространена сегодня?

2. Сформулируйте свои определения понятия «развод» и назовите его социально-педагогические последствия. Как развод отражается на детях?

Задание 5:Верно, или неверно:

1. Современная семья не может лучше выполнять свои воспитательные функции.

2. Советы педагогов не влияют на качество семейного вос­питания.

З. Больше других на воспитание детей в семье влияют эко­номические причины.

4. Культура семейного воспитания полностью утрачена.

5. Жизнь семьи идет своим чередом независимо от желания родителей.

6. Мастерство родительского воспитания основывается только на знаниях родителей.

7. Когда родители по-разному влияют на воспитание ре­бенка, он растет всесторонне развитым.

8 Общественное воспитание пытается сделать ребенка че­ловеком, а семейное индивидам.

9. К старым методам семейного воспитания возврата нет.

10. Люди меняются от поколения к поколению, поэтому воспитательные процессы в семье существенно отличаются в каждом поколении.

Типичные ошибки семейного воспитания:

1. Излишняя помощь, контроль и опека над ребенком на протяжении всей жизни родителями;

2. Родители часто спорят о том, как нужно любить и воспитывать ребенка, но не принимается во внимание тот факт, что мать любит ребенка материнской любовью, а отец - отцовской;

3. Считается, что любить, своего ребенка это значит все­ми силами стремиться оградить его от всяких переживаний и стра,даний;

4. Родители не поддерживают со своим ребенком психологический контакт постоянный психологический контакт;

5. Психологическое подавление ребенка;

6. В общении с детьми родители не контролируют свои эмоции;

7. Родители часто говорят своим детям: «Ничего уже не исправить, все упущено и говорить с тобой бесполезно, ты все равно ничего не поймешь».

Задание 6:Проанализируйте педагогические ситуации, ответьте на вопросы.

Ситуация 1:

Летом семья Димы переехала в новый микрорайон на дру­гой конец города Старые друзья были далеко, один-два раза съездил, но как-то не так получалось общение, как раньше. Новых друзей в школе пока еще не приобрел — до первого сентябряоставалось ещедве недели.

Как-то вечером, гуляя по двору, он познакомился с ребя­тами намного старше себя, а потом охотно проводил с ними оставшиеся дни каникул.

- Ничего, начнется учеба – у него времени не будет сво­бодного с ними гулять. Да и товарищи появятся, - успокаивал отец встревоженную мать.

Однако учебный год начался, а Дима еще больше привязался к своим сомнительным дружкам, стал прогуливать уроки и целые учебные дни и, что самое страшное, приобщаться к курению и спиртным напиткам. На все требования родителей он отвечал:

- Да, я такой! А что я могу с собой сделать? Мне с ними хорошо! Оставьте меня в покое.

Вопросы:

1. В чем заключается социально-педагогический характер данной ситуации?

2. Проанализируйте поведение родителей Димы.

3. Что бывы предприняли на месте ею родителей?

4. Что и как может помочь Диме в этой ситуации?

5. К каким специалистам нужно обратиться?

Ситуация 2:

Мам, дай, пожалуйста, деньги на дискотеку!

Варианты ответов:

1.Возьми (дает больше, чем надо), сдачу принесешь.

2.Ты знаешь, где у нас деньги лежат. Возьми побольше, может быть захочешь

там что-то купить или кого-то уго­стить.

3.Нет у меня, надоел ты мне со своими просьбами, когда сам будешь зарабатывать?

Ситуация 3: «Ситуация молчаливого одобрения».

Дочь вернулась из школы.

Дочь: Меня сегодня вызывали к завучу.

Мама: Да?

Дочь: Ага. Светлана Ивановна сказала, что я слишком много болтаю на уроках.

Мама: Понятно

Дочь: Терпеть не могу эту старуху. Когда она зудит, мы с Галей рассказываем друг другу анекдоты.

Мама. (поднимает глаза от вязанья на дочь) ..?

Дочь: Ведь учителей не выбирают. Конечно, мне бы лучше ‚смириться. Плохих учителей почему-то в нашей школе больше, чем хороших, и если я буду с каждым из них ссориться я не могу поступить в колледж. Получается, что я сама себе де­лаю хуже.

(Во время этой реплики мать не произносит ни слова).

Вопросы:

1. Объясните поведение матери и ее влияние на дальней­шеё отношение дочери к учителям и школе.

2. Вы согласны с реакцией матери на слова дочери? ;

3. Как бы вы отреагировали на такие слова?

►Участвуйте в обсуждении полученных результатов со студентами и преподавателем.

Литература:

1. Личность. Семья и школа. Проблемы социализации учащихся / Под ред. Д. пед. н. С.Г. Вершловского. СПб. Государственный университет педагогического мастерства, 1996 – 220с.

2. Здановская Э.А., Кожевникова Н.В. Словарь-справочник по социальной педагогике: Учеб. Пособие / СПбГАФК им. П.Ф. Лесгафта, 1998 – 37с.

Дополнительная литература

1. Программа и словарь педагогических понятий по проблеме воспитания. Петербургская концепция СПб., 1994, с9-13.

2. Словарь по социальной педагогике: Учеб. Пособие для студентов высших учебных заведений / Автор-составитель Л.В. Мардахаев. – М.: Издательский центр «Академия», 2002 с254-261с.

Наши рекомендации