Методические рекомендации

1. Тщательно ознакомьтесь с программой педагогической практики студентов.

2. Примите участие в подготовке и проведении установочной конференции по педпрактике в университете.

3. Ознакомьтесь с функциональными обязанностями факультетского руководителя практики, методиста, группового руководителя.

4. Прочитайте еще раз методическую литературу по тем видам деятельности, которую будут проводить студенты в школе.

5. Проведите консультацию со студентами. Ваша задача в процессе беседы выяснить, какие проблемы испытывает студент при подготовке к практике, помочь справиться с трудностями. Продумайте, какие рекомендации вы можете дать студенту-практиканту, в какой форме (устной, письменной).

6. Составьте вопросники для анализа занятий и других видов деятельности, которые будут проводить студенты-практиканты.

Анализ работы студентов проводите по следующей схеме:

- дайте первое слово студенту, работу которого наблюдали;

- предложите высказаться студентам, наблюдавшим за работой сокурсника;

- выслушайте мнение педагогического работника учреждения;

- дайте заключительный анализ и оценку деятельности студента.

Вся работа, которую проводил магистрант-практикант по руководству практикой студентов вуза в учреждении образования, должна быть отражена в отчетной документации.

Отчетная документация по практике

- Индивидуальный план с отметкой о выполнении, утвержденный групповым руководителем;

- Дневник практики с оценками за проведенные занятия, воспитательные, методические мероприятия, с характеристикой руководителя на магистранта;

- Конспекты занятий, воспитательных и методических мероприятий;

- Текст выступления на научном семинаре кафедры;

- План занятия студенческого научного кружка при кафедре.

- Визуальное сопровождение темы одной из учебных дисциплин.

- Отчет о прохождении практики.

Отчет о практике магистранта

1. Место прохождения практики.

2. Календарные сроки.

3. Содержание организационного периода практики.

4. Характеристика закрепленной академической группы.

5. Анализ посещенных занятий студентов-магистрантов: количество посещенных занятий, соответствие содержания целям и задачам занятия, оптимальность выбора форм и методов обучения, владение системой методических приемов, особенности общения преподавателя-практиканта со студентами: наличие контакта, проявление педагогического такта, уважения, требовательности.

- анализ собственной теоретической подготовки;

6. Учебная работа магистрантов:

- - анализ уровня подготовленности студентов по предмету;

- - этап подготовки и проведения занятия, который вызвал особые трудности, пути их предупреждения и преодоления;

- - сроки подготовки к каждому занятию;

- - характер помощи, оказанной магистранту групповым руководителем или педагогом-консультантом;

- -организация познавательной деятельности студентов на занятии, активизация их познавательной деятельности, количество активно работающих студентов, пути установления контакта с учебной группой;

- - оценка руководителями практики и самооценка магистрантом проведенных учебных занятий, выявление их достоинств и недостатков.

7. Проведение воспитательной работы:

- - содержание воспитательной работы, проведенной практикантом; цель, характер и форма проведения;

- - изучение возрастных и индивидуально-психологических особенностей студентов закрепленной академической группы, характер трудностей, испытываемых практикантом в этом виде работы;

- - предложения по совершенствованию воспитательной работы;

- - оценка руководителем и самим магистрантом эффективности воспитательного мероприятия.

8. Участие в научно-методической работе:

-результаты констатирующего этапа эксперимента с анализом;

-содержание научно-методической работы магистранта-практиканта;

-форма проведения научно-методического мероприятия; цель; место проведения; для какой аудитории было проведено;

-трудности, с которыми столкнулись практиканты при подготовке и проведении мероприятия.

-оценка работы руководителями и самим студентом данного вида деятельности.

9. Курирование магистрантами педагогической практикой и научной работой студентов:

-ознакомление с задачами педагогической практики студентов в образовательных учреждениях;

- ознакомление с программой и планом практики, организацией ее проведения, документацией;

-проведение консультаций для студентов при составлении ими конспектов, проведении занятий или воспитательных мероприятий, присутствие на них, оценка их магистрантом;

-информация о научной работе со студентами.

10. Самооценка роли практики в профессиональном росте магистранта.

11. Предложения по улучшению содержания и организации педагогической практики.

Оценка практики.

Общая оценка научно-педагогической практики складывается из оценок, полученных магистрантом за проведение учебных занятий, воспитательных мероприятий, за научно-методическую работу, за наглядно-визуальное сопровождение темы курса.

При оценивании каждого вида деятельности магистрантов рекомендуется воспользоваться следующими критериями.

1. Уровень владения магистрантами знаниями:

- ориентировка в содержании преподаваемого предмета в целом и в конкретной теме курса;

- интерпретация научных фактов в соответствии с особенностями аудитории;

- логика построения содержания учебного материала;

- аргументированность предлагаемого учебного материала.

2. Уровень сформированности профессиональных умений педагогической деятельности преподавателя:

- умение осуществлять личностно-ориентированный подход в педагогическом процессе;

- умение активизировать учебно-познавательную деятельность студентов;

- умение выстраивать собственную тактику поведения во взаимоотношениях со студентами;

- умение осуществлять самоанализ, самоконтроль, корректировать собственную деятельность.

3. Степень самостоятельности и творчества в организации деятельности:

- самостоятельность в разработке содержания занятий и воспитательных мероприятий;

- самостоятельность в разработке методики проведения занятия;

- проявление творчества в педагогической деятельности;

- владение педагогической импровизацией.

4. Личностное отношение магистрантов к практике:

- проявление интереса к практике;

- дисциплинированность магистранта;

- активность в приобщении к методической работе преподавателя;

- инициативность в организации работы со студентами.

5. Качество оформления и своевременность сдачи документации:

- соответствие требованиям;

- эстетика оформления;

- своевременность оформления;

- своевременность сдачи.

К итоговой конференции по практике оформляется выставка визуального сопровождения. Качество пособий влияет на общую оценку по практике.

В процессе практики студенты составляют индивидуальный план работы. Рекомендуем следующую форму ведения плана работы:

1. Сведения о магистранте: фамилия, имя, отчество, факультет, курс, группа. Вид практики, сроки практики.

2. Перечень групп, где будет проходить практика, список актива группы и всех студентов той группы, в которой будут организовываться воспитательные мероприятия.

3. Индивидуальный календарный план педагогической практики:

Содержание работы Дата Отметка о выполнении, подпись преподавателя
       

4. График проведения учебных занятий:

Дата Учебная группа № учебного занятия по расписанию Учебная дисциплина Ведущий преподаватель Тема учебного занятия (воспитательного, методического мероприятия)
           

5. Наблюдение и анализ деятельности преподавателя (магистранта):

№ п/п Дата Преподаватель Тема, цель занятия Содержание работы Анализ работы Оценки и подпись руководителя
          Достоинства Недостатки  
               

В этом разделе фиксируются все наблюдаемые мероприятия, анализ которых делает магистрант-практикант, а также все проводимые им занятия (воспитательные, методические мероприятия), которые анализирует руководитель практики или преподаватель.

Индивидуальный план работы своевременно заполняется магистрантом.

Наши рекомендации