Методические рекомендации
1. Тщательно ознакомьтесь с программой педагогической практики студентов.
2. Примите участие в подготовке и проведении установочной конференции по педпрактике в университете.
3. Ознакомьтесь с функциональными обязанностями факультетского руководителя практики, методиста, группового руководителя.
4. Прочитайте еще раз методическую литературу по тем видам деятельности, которую будут проводить студенты в школе.
5. Проведите консультацию со студентами. Ваша задача в процессе беседы выяснить, какие проблемы испытывает студент при подготовке к практике, помочь справиться с трудностями. Продумайте, какие рекомендации вы можете дать студенту-практиканту, в какой форме (устной, письменной).
6. Составьте вопросники для анализа занятий и других видов деятельности, которые будут проводить студенты-практиканты.
Анализ работы студентов проводите по следующей схеме:
- дайте первое слово студенту, работу которого наблюдали;
- предложите высказаться студентам, наблюдавшим за работой сокурсника;
- выслушайте мнение педагогического работника учреждения;
- дайте заключительный анализ и оценку деятельности студента.
Вся работа, которую проводил магистрант-практикант по руководству практикой студентов вуза в учреждении образования, должна быть отражена в отчетной документации.
Отчетная документация по практике
- Индивидуальный план с отметкой о выполнении, утвержденный групповым руководителем;
- Дневник практики с оценками за проведенные занятия, воспитательные, методические мероприятия, с характеристикой руководителя на магистранта;
- Конспекты занятий, воспитательных и методических мероприятий;
- Текст выступления на научном семинаре кафедры;
- План занятия студенческого научного кружка при кафедре.
- Визуальное сопровождение темы одной из учебных дисциплин.
- Отчет о прохождении практики.
Отчет о практике магистранта
1. Место прохождения практики.
2. Календарные сроки.
3. Содержание организационного периода практики.
4. Характеристика закрепленной академической группы.
5. Анализ посещенных занятий студентов-магистрантов: количество посещенных занятий, соответствие содержания целям и задачам занятия, оптимальность выбора форм и методов обучения, владение системой методических приемов, особенности общения преподавателя-практиканта со студентами: наличие контакта, проявление педагогического такта, уважения, требовательности.
- анализ собственной теоретической подготовки;
6. Учебная работа магистрантов:
- - анализ уровня подготовленности студентов по предмету;
- - этап подготовки и проведения занятия, который вызвал особые трудности, пути их предупреждения и преодоления;
- - сроки подготовки к каждому занятию;
- - характер помощи, оказанной магистранту групповым руководителем или педагогом-консультантом;
- -организация познавательной деятельности студентов на занятии, активизация их познавательной деятельности, количество активно работающих студентов, пути установления контакта с учебной группой;
- - оценка руководителями практики и самооценка магистрантом проведенных учебных занятий, выявление их достоинств и недостатков.
7. Проведение воспитательной работы:
- - содержание воспитательной работы, проведенной практикантом; цель, характер и форма проведения;
- - изучение возрастных и индивидуально-психологических особенностей студентов закрепленной академической группы, характер трудностей, испытываемых практикантом в этом виде работы;
- - предложения по совершенствованию воспитательной работы;
- - оценка руководителем и самим магистрантом эффективности воспитательного мероприятия.
8. Участие в научно-методической работе:
-результаты констатирующего этапа эксперимента с анализом;
-содержание научно-методической работы магистранта-практиканта;
-форма проведения научно-методического мероприятия; цель; место проведения; для какой аудитории было проведено;
-трудности, с которыми столкнулись практиканты при подготовке и проведении мероприятия.
-оценка работы руководителями и самим студентом данного вида деятельности.
9. Курирование магистрантами педагогической практикой и научной работой студентов:
-ознакомление с задачами педагогической практики студентов в образовательных учреждениях;
- ознакомление с программой и планом практики, организацией ее проведения, документацией;
-проведение консультаций для студентов при составлении ими конспектов, проведении занятий или воспитательных мероприятий, присутствие на них, оценка их магистрантом;
-информация о научной работе со студентами.
10. Самооценка роли практики в профессиональном росте магистранта.
11. Предложения по улучшению содержания и организации педагогической практики.
Оценка практики.
Общая оценка научно-педагогической практики складывается из оценок, полученных магистрантом за проведение учебных занятий, воспитательных мероприятий, за научно-методическую работу, за наглядно-визуальное сопровождение темы курса.
При оценивании каждого вида деятельности магистрантов рекомендуется воспользоваться следующими критериями.
1. Уровень владения магистрантами знаниями:
- ориентировка в содержании преподаваемого предмета в целом и в конкретной теме курса;
- интерпретация научных фактов в соответствии с особенностями аудитории;
- логика построения содержания учебного материала;
- аргументированность предлагаемого учебного материала.
2. Уровень сформированности профессиональных умений педагогической деятельности преподавателя:
- умение осуществлять личностно-ориентированный подход в педагогическом процессе;
- умение активизировать учебно-познавательную деятельность студентов;
- умение выстраивать собственную тактику поведения во взаимоотношениях со студентами;
- умение осуществлять самоанализ, самоконтроль, корректировать собственную деятельность.
3. Степень самостоятельности и творчества в организации деятельности:
- самостоятельность в разработке содержания занятий и воспитательных мероприятий;
- самостоятельность в разработке методики проведения занятия;
- проявление творчества в педагогической деятельности;
- владение педагогической импровизацией.
4. Личностное отношение магистрантов к практике:
- проявление интереса к практике;
- дисциплинированность магистранта;
- активность в приобщении к методической работе преподавателя;
- инициативность в организации работы со студентами.
5. Качество оформления и своевременность сдачи документации:
- соответствие требованиям;
- эстетика оформления;
- своевременность оформления;
- своевременность сдачи.
К итоговой конференции по практике оформляется выставка визуального сопровождения. Качество пособий влияет на общую оценку по практике.
В процессе практики студенты составляют индивидуальный план работы. Рекомендуем следующую форму ведения плана работы:
1. Сведения о магистранте: фамилия, имя, отчество, факультет, курс, группа. Вид практики, сроки практики.
2. Перечень групп, где будет проходить практика, список актива группы и всех студентов той группы, в которой будут организовываться воспитательные мероприятия.
3. Индивидуальный календарный план педагогической практики:
№ | Содержание работы | Дата | Отметка о выполнении, подпись преподавателя |
4. График проведения учебных занятий:
Дата | Учебная группа | № учебного занятия по расписанию | Учебная дисциплина | Ведущий преподаватель | Тема учебного занятия (воспитательного, методического мероприятия) |
5. Наблюдение и анализ деятельности преподавателя (магистранта):
№ п/п | Дата | Преподаватель | Тема, цель занятия | Содержание работы | Анализ работы | Оценки и подпись руководителя | |
Достоинства | Недостатки | ||||||
В этом разделе фиксируются все наблюдаемые мероприятия, анализ которых делает магистрант-практикант, а также все проводимые им занятия (воспитательные, методические мероприятия), которые анализирует руководитель практики или преподаватель.
Индивидуальный план работы своевременно заполняется магистрантом.