Изучаемые разделы 1 семестра
Технологическая карта по специальной педагогике
Курс Л-14-01 факультет ДиКПиП
Учебный год
Семестр – 1
Модуль – 3,4
Итоговый отчет – зачет в 4 модуле
Группа: 1
Ф.И.О. преподавателя: Сазонова В.В.
Изучаемые разделы 1 семестра
1.Теоретические основы специальной педагогики
2. Основы дидактики специального образования.
3.Современная система специальных образовательных услуг.
4. Педагогические системы образования лиц с особыми образовательными потребностями.
III МОДУЛЬ
Лекции-14 час.
№ раздела | Вид деятельности студентов | Максим. к-во. баллов |
Раздел 1. | Теоретические основы специальной педагогики.Объект, субъект, предмет, цель, задачи и принципы специальной педагогики. Систематика и статистика специальной педагогики. Взаимосвязь специальной педагогики с другими науками. Развитие коррекционной педагогики в России и за рубежом. | |
Обязательные задания | ||
Входной контроль по разделу: | ||
Тестирование на остаточные знания по курсу «Специальная психология». | ||
Составление опорных схем по предмету | ||
«История становления специальной педагогики как науки» | ||
«Основные принципы специальной педагогики как науки» | ||
«Задачи специальной педагогики» | ||
«Связь специальной педагогики с другими науками» | ||
«Основные категории специальной педагогики» | ||
«Актуальные проблемы специального образования» | ||
Уровневые задания (задания накопительной системы) | ||
Реферат на тему «Становление и развитие коррекционной педагогики в России и за рубежом». | ||
Составление технологической карты по изучаемой дисциплине. | ||
Раздел 2. | Основы дидактики специального образования.Образовательные потребности и содержание специального образования. Принципы специального образования. Технологии и методы специального образования. Нормы организации специального обучения. Средства обеспечения коррекционного образовательного процесса в системе специального образования. Деятельность и личность педагога в системе специального образования | |
Обязательные задания | ||
Входной контроль по разделу. | ||
Терминологический диктант | ||
Анализ классификаций методов воспитания и обучения | ||
Уровневые задания (задания накопительной системы) | ||
Солекторство | ||
Составление профессиграммы педагога-дефектолога | ||
Раздел 3. | Система специальной помощи для детей с отклонениями в развитии.Медико-социальная профилактика и оказание ранней комплексной помощи детям, имеющим нарушения развития. Социально-педагогическая помощь лицам с ограниченными возможностями. Система профессионального образования, адаптации и социализации лиц с отклонениями в развитии | |
Обязательные задания | ||
Входной контроль по разделу | ||
Текущий контроль по теме (опрос, тестирование) | ||
Участие в обсуждении проблем и вопросов на семинарских занятиях. | ||
Уровневые задания (задания накопительной системы) | ||
Тематические доклады на лекционных занятиях по темам: | ||
«Правовые основы специального образования» | ||
«Содержание и значение клинических основ специальной педагогики» | ||
«Экономические основы специального образования». | ||
«Социокультурные основы специального образования». | ||
Нормативно-правовая база оказания помощи лицам с ООП. | ||
Раздел 4. | Специальное образование лиц с ограниченными возможностями, имеющих особые образовательные потребности. | |
Обязательные задания | ||
Входной контроль по разделу | ||
Терминологический диктант | ||
Посещение занятий | ||
Составление таблицы причин возникновения нарушений в развитии. | ||
Уровневые задания (задания накопительной системы) | ||
Основания классификаций и характеристика лиц с нарушениями в развитии. | ||
Педагогические системы образования с ООП. Работа в творческих группах по выбранному нарушению в развитии (тифло, сурдо) | ||
Педагогические системы образования с ООП. Работа в творческих группах по выбранному нарушению в развитии (нарушение функций ОДА) | ||
Педагогические системы образования с ООП. Работа в творческих группах по выбранному нарушению в развитии (нарушение интеллекта и ЗПР) | ||
Итого по модулю |
III, IV МОДУЛЬ
Семинарские занятия – 22 часа
№ раздела | Вид деятельности студентов | Максим. К-во. баллов |
Раздел 1 | Введение в специальную педагогику.Основные понятия и категории специальной педагогики. Объект и субъект, предмет, цель и задачи специальной педагогики. Систематика и статистика специальной педагогики. Место специальной педагогики в системе наук. Эволюция становления специального образования (социокультурные аспекты). Развитие коррекционной педагогики в России. Развитие специальной педагогики в Западной Европе. | |
Обязательные задания | ||
Текущий контроль | ||
Библиография по теме | ||
Составление словаря | ||
Уровневые задания (задания накопительной системы) | ||
Выступление на семинарских занятиях | ||
Тематические доклады | ||
Реферат | ||
Контрольная работа | ||
Раздел 2 | Специальное образование лиц с ограниченными возможностями, имеющих особые образовательные потребности.Основные образовательные потребности и содержание специального образования. Принципы специального образования. Технологии и методы специального образования. Формы организации специального обучения. Средства обеспечения коррекционно-образовательного процесса. Профессиональная деятельность и личность педагога в системе специального образования | |
Обязательные задания | ||
Текущий контроль | ||
Посещение, участие и выступление на семинарских занятиях | ||
Уровневые задания (задания накопительной системы) | ||
Составление профессиограммы педагога-дефектолога | ||
Презентации по теме | ||
Раздел 3 | Организация специальной помощи детям с ОВЗ.Медико-социальная профилактика и оказание ранней комплексной помощи детям, имеющим нарушения развития. Социально-педагогическая помощь лицам с ограниченными возможностями. Система профессионального образования, адаптации и социализации лиц с отклонениями в развитии. | |
Обязательные задания | ||
Входящий контроль | ||
Текущий контроль | ||
Посещение занятий | ||
Уровневые задания (задания накопительной системы) | ||
Подбор и составление каталога статей, нормативно-правовых и законодательных документов по разделу | ||
Составление перечня заведений профессионального образования, адаптации и социализации лиц с ОВЗ в г. Новокузнецке (Кемеровской области) | ||
Раздел 4 | Педагогические системы образования лиц с особыми образовательными потребностями. Специальное образование лиц с сенсорными нарушениями. Педагогические системы специального образования. Специальное образование лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата (ОДА). Специальное образование лиц с нарушениями эмоционально-волевой сферы и поведения. Специальное образование лиц с нарушениями умственного развития. | |
Обязательные задания | ||
Входящий контроль | ||
Текущий контроль | ||
Уровневые задания (задания накопительной системы) | ||
Составление видео-каталога учебных, документальных фильмов по разделу. | ||
Анализ педагогических задач и ситуаций по данному разделу | ||
Составление педагогического портрета лиц с ОВЗ (по выбранному нарушению) | ||
Итого по модулю | ||
Всего в семестре |
Рейтинг текущей работы в % от общего рейтинга по дисциплине | Условия проведения итогового контроля по дисциплине |
45-50 | Допуск к зачету |
44 и ниже | Сдача зачета |
70-75 | Автоматически получение отметки «удовлетворительно» (зачета), либо сдача экзамена с целью повышения отметки |
76-80 | Автоматически получение отметки «хорошо», либо сдача экзамена с целью повышения отметки |
81-100 | Автоматически получение отметки «отлично» |
Возможные разделы технологической карты:
Ø Темы семинарских (практических, лабораторных) работ или изменения в них.
Ø Рекомендации по подготовке к практическим и семинарским занятиям.
Ø Комментарии к заданиям самостоятельной работы.
Ø Методические материалы по выбранным формам самостоятельной работы.
Ø Рекомендуемая обязательная и дополнительная литература.
Зачет
Содержание контрольного задания:
1. Становление и развитие специальной педагогики в России и за рубежом.
2. Понятие «специальная педагогика», объект, предмет и субъект науки.
3. Цель и задачи специальной педагогики.
4. Понятия «обучение», «воспитание» и «развитие» в специальной педагогике.
5. Понятия «коррекция», «компенсация» в специальной педагогике.
6. Абилитация, социальная адаптация, реабилитация и социализация в специальной педагогике.
7. Вклад Л.С. Выготского в развитие коррекционной педагогики, основные теоретические положения.
8. Норма и отклонение в специальной педагогике.
9. Классификация нарушений развития в специальной педагогике.
10. Основные этапы становления и развития специальной педагогики и специального образования.
11. Актуальные проблемы специальной педагогики.
12. Особые образовательные потребности и специальные образовательные условия.
13. Содержание специального образования, специальный образовательный стандарт.
14. Принципы специального образования.
15. Методы обучения и воспитания в специальной педагогике.
16. Формы организации педагогического процесса в системе специального образования.
17. Средства обучения в специальной педагогике.
18. Личность педагога системы специального образования.
19. Система дошкольных образовательных учреждений для детей с отклонениями в развитии.
20. Школьная система специального образования.
21. Профессиональная реабилитация и профессиональное образование лиц с ОВЗ.
22. Профилактика и ранняя комплексная помощь детям с отклонениями в развитии.
23. Социальная помощь лицам с ОВЗ.
24. Специальное образование детей с ЗПР.
25. Образование детей с нарушениями умственного развития.
26. Специальное образование детей с тяжелыми нарушениями речи.
27. Специальное образование детей с нарушениями слуха.
28. Специальное образование детей с нарушениями зрения.
29. Педагогические системы специального образования лиц с аутистическим синдромом.
30. Система специализированной помощи детям с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
31. Специальное образование лиц с комплексными дефектами.
32. Права и обязанности детей и их родителей в законодательстве РФ.
33. Система специализированных (коррекционных) учреждений для воспитания и обучения детей с отклонениями в развитии.
34. Интеграция: опыт, проблемы перспективы развития.
35. Модели интегрированного воспитания и обучения в коррекционной педагогике.
36. Актуальные проблемы специальной педагогики на современном этапе развития общества.
Рекомендуемая литература
а) основная учебная литература:
Основы специальной педагогики и психологии [Текст] : учебное пособие для вузов / Н. М. Трофимова, С. П. Дуванова, Н. Б. Трофимова, Т. Ф. Пушкина. - Москва ; Санкт-Петербург : Питер, 2010. - 304 с. - (Учебное пособие). - Библиогр.: с. 296-304. - ISBN 9785498078342.
Дмитриев, А. А.Специальная (коррекционная) педагогика [Текст] : учебное пособие для вузов. - Москва : Высшая школа, 2010. - 295 с. - ISBN 9785060058567.
Специальная педагогика [Текст] : учебное пособие для вузов / под редакцией Н. М. Назаровой. - 10-е изд. ; стер. - Москва : Академия, 2010. - 395 с. - (Высшее профессиональное образование). - ISBN 9785769575723.
б) дополнительная учебная литература:
Бенилова, С. Ю. Дошкольная дефектология [Текст] : ранняя комплексная профилактика нарушений развития у детей (современные подходы) : учебное пособие для вузов / С. Ю. Бенилова, Л. А. Давидович, Н. В. Микляева. - Москва : Парадигма, 2012. - 310, [2] с. - (Специальная коррекционная педагогика). - Библиогр.: с. 288-292 (84 назв.). - ISBN 978-5-4114-0008-0.
Колесникова, Г. И. Специальная психология и педагогика [Текст] : учебное пособие для вузов / Г. И. Колесникова. - 2-е изд. ; перераб. и доп. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2010. - 252 , [40] с. - (Высшее образование). - Библиогр.: с. 233-235 (33 назв.) . - ISBN 9785222159477.
Большунова, Н. Я. Коррекционная педагогика с основами специальной психологии [Электронный ресурс]: учебно-методический комплекс по дисциплине "Коррекционная педагогика с основами специальной психологии" для студентов 4 курса / Н. Я. Большунова, Е. В. Соколова ; Новосиб. гос. пед. ун-т. - Новосибирск : НГПУ, 2011. - 283 с. : ил., табл. - Библиогр.: с. 267-282. - Режим доступа: Межвузовская электронная библиотека, локальный.
Никуленко, Т. Г. Коррекционная педагогика [Текст]: 100 экзаменационных ответов / Т. Г. Никуленко, С. И. Самыгин. - 2-е изд. - Ростов-на-Дону: Феникс: МарТ, 2010. - 190 с. - (Экспресс-справочник для студентов вузов). - Библиогр.: с. 187-190. - ISBN 9785241010063 : 96р.60к. - ISBN 9785222165768.