Профилактика и коррекция девиантного поведения

Основные направления социально-педагогической

деятельности по профилактике и преодолению девиантного

поведения детей и подростков

Выделяются следующие направления (см. схему 2):

А. Повышение роли семьи в профилактике воспитания социальноотклоняющегося поведения у детей.

а) подготовка будущих родителей к семейной жизни и воспитанию

своих детей. Она включает изучение:

— основ взаимоотношений в семье;

— внутрисемейных конфликтов, причин их возникновения, воз-

можностей предупреждения и путей преодоления;

Повышение роли

Схема 2. Основные направления педагогической деятельности по профилактике и преодолению девиантного поведения детей — основ ведения семейного хозяйства, экономики семьи;

— основ семейного воспитания на различных этапах возрастного развития ребенка, подростка и др.;

— основ семейного права, Декларации прав ребенка и других документов, регламентирующих права и обязанности родителей, лиц, их заменяющих;

б) создание благоприятной нравственной обстановки в семье и вовнутрисемейных взаимоотношениях — морально-психологического климата семьи;

в) предупреждение ошибок в семейном воспитании;

г) формирование у ребенка твердых нравственных ориентиров нравственной позиции;

д) воспитание с раннего детства волевых качеств и чувства собственного достоинства, что позволит сформировать у человека нравственно-волевые качества;

е) недопущение насилия над ребенком, подавляющего волю, либо, наоборот, формирующего культ силы, стимулирующего воспитание агрессивности к слабым, немощным;

ж) недопущение приобщения детей и подростков к спиртным напиткам, курению, азартным играм;

з) побуждение ребенка к самовоспитанию и обучение его методике работы над собой.

Б. Повышение воспитательной роли образовательных учреждений

в предупреждении и преодолении девиантного поведения детей и подростков.

В школе работают специально подготовленные педагоги. Этим специалистам вверяются дети и подростки для дальнейшего обучения и воспитания. Приоритетным направлением в деятельности преподавателей является воспитание. Ошибки и упущения в педагогической деятельности преподавателя дорого обходятся их воспи-

танникам. Путями повышения воспитательной роли образовательного учреждения выступают:

— повышение качества подготовки преподавательского состава, формирование у него высокой педагогической культуры; — создание наиболее благоприятной обстановки в условиях образовательного учреждения для педагогической деятельности; — побуждение преподавательского состава к самосовершенствованию, повышению своего педагогического мастерства и педагогической культуры;

— создание при образовательных учреждениях социальной службы, способствующей индивидуализации работы с детьми и подростками девиантного поведения, оказывающей помощь учителю и родите-

лям в работе с ними; — развитие системы внеучебной воспитательной работы с детьми

и подростками в условиях образовательного учреждения;

— приобщение родителей к участию в воспитательной деятельности, повышение их педагогической подготовки.

В. Развитие целесообразного взаимодействия семьи и школы, семьи, школы и административных органов по месту жительства в предупреждении и преодолении девиантного поведения детей и подростков. Единство семьи и школы объединяет и усиливает воспитательное влияние на детей и подростков. С этой целью, практикуется:

— организация методических семинаров при школах для родителей (родительский лекторий, родительский семинар); — повышение роли родительских комитетов в жизни школы, детского сада, усиление связи родителей и учителей; — создание попечительских организаций при образовательном учреждении, в которые входят и родители; — приобщение к активному участию родителей в мероприятиях класса, школы;

— посещение учителями детей на дому (проявление заинтересованного участия в том, как живут ученики);

— помощь и поддержка родителей в воспитательной работе с детьми со стороны непосредственно учителя, социального педагога школы.

Выявление круга общения и целесообразное управление взаимодействием с ним ребенка в процессе его развития, воспитания. Значительное влияние на развитие, воспитание ребенка оказывают те люди,

которые непосредственно взаимодействуют с ним. Их авторитет, сила, способность внушать, покорять волю ребенка в значительной степени определяют то, как, в каком направлении они будут воздействовать на

ребенка, подростка. Вследствие этого воспитателям необходимо учиться определять круг общения воспитанника и стремиться педагогически правильно управлять процессом его взаимодействия с окружающими людьми. Д. Развитие внешкольной системы консультирования и помощи семье и детям в преодолении девиантного поведения. В настоящее время создаются как государственные, так и негосударственные центры по работе с семьей. В них работают квалифицированные специалисты, которые готовы провести диагностику и дать

рекомендации для работы с детьми девиантного поведения в домашних условиях, либо посоветовать обратиться в специализированные центры по работе с ними.

Е. Повышение роли специальных учреждений по перевоспитанию и исправлению девиантного поведения детей и подростков. В специализированные воспитательные (перевоспитательные) центры детей направляют специальные комиссии, либо сами дети туда приходят, либо сотрудники центров, по рекомендации школы, отдела по работе с несовершеннолетними посещают семьи и приглашают к себе детей.

Ж. Развитие сети центров по решению социально-педагогических проблем детей, подростков, юношества: педагогической коррекции, педагогической реабилитации; медико-социально-педагогические —

преодоления детского и юношеского алкоголизма, наркомании, а также реабилитации жертв насилия, социальной виктимологии. 3. Использование позитивных возможностей средств массовой ин-

формации и ограждение детей и подростков от их негативного влияния.

Известно о большой роли средств массовой информации (СМИ) в формировании мировоззрения детей и подростков. Современные СМИ дают исключительно разнообразную, многоплановую информацию без учета аудитории. Активно внедряется в быт современной семьи видеотехника с ее огромными информационными возможностями.

Исследования отечественных и зарубежных специалистов свидетельствуют о пагубном влиянии на молодежь информации и видеопродукции, пропагандирующих насилие, свободный секс, идеи легкого бизнеса. Эта информация бесконтрольно и активно демонстрируется по всем каналам телевидения, широко представлена в видевидеокассет. Они (телевидение, видеофильмы) постепенно формируют образ действий у людей, не имеющих твердых нравственных основ, выступают, как уже отмечалось, своего рода учебными пособиями по

криминальной деятельности. И. Приобщение детей и подростков к участию в позитивных об-

щественных центрах, организациях (спортивных, культурно-досуговых, туристских, театральных и др.).

К. Всемерная активизация самовоспитания, самовоспитательной деятельности по исправлению и преодолению негативных качеств и привычек, помощь и поддержка молодого человека в работе над собой.

Таким образом, в этой главе рассмотрены сущность, содержание социально отклоняющегося (девиантного) поведения человека и причины его возникновения, а также основные направления социально- педагогической деятельности по предупреждению и преодолению отклоняющегося поведения детей и подростков.

Наши рекомендации