Пальчиковая гимнастика
Специалисты в области детской психологии, логопедии уже давно установили, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени развития тонкой моторики руки. У ребенка сначала начинают развиваться движения пальцев рук. Когда они достигают достаточной тонкости, начинается развитие словесной речи. Развитие движений пальцев рук подготавливает почву для последующего формирования речи. Ученые установили, что тренировка пальцев рук (массаж кисти руки) ускоряет процесс созревания речевых областей.
Тренировка пальчиков:
1). С 3 месяцев можно начинать делать массаж – поглаживание кистей рук в направлении от кончиков пальцев к запястью и упражнения: брать каждый пальчик ребенка в отдельности в свои пальцы, сгибать и разгибать его (2-3 минуты ежедневно).
2).С 8 месяцев давайте ребенку в руки крупные яркие предметы, затем более мелкие, для того, чтобы он их перебирал. Это могут быть орехи, лото.
3). С 10 месяцев, развивая пальчики, можно использовать следующие стихи.
а). - Пальчик-пальчик, где ты был?
- С этим братцем в лес ходил.
- С этим братцем щи варил,
- С этим братцем кашу ел.
- С этим братцем песни пел!
Большой пальчик соединяют поочередно с каждым пальчиком.
б).- Этот пальчик самый толстый, самый сильный и большой!
- Этот пальчик для того, чтоб показывать его!
- Этот пальчик самый длинный и стоит он в середине!
- Этот пальчик безымянный, он избалованный самый!
- А мизинчик хоть и мал, зато ловок и удал.
Перебираем пальчики.
4). Руки лежат на столе - «кулачок- ладошка».
Собираем пальцы в кулачок и распрямляем ладошку на столе.
5). Руки лежат на столе.
Собираем пальчики вместе и разводим пальчики друг от друга как можно дальше.
6). Стучим по столу поочередно одним пальчиком, двумя, тремя, четырьмя, пятью.
7). Держим две руки перед собой вместе.
Пальчики «здороваются» друг с другом – сначала мизинчики, потом безымянный, средний, указательный и большой.
8). Все пальчики по очереди касаются «здороваются» с большим пальчиком.
Артикуляционные упражнения.
Перед зеркалом:
А). Открываем и закрываем рот.
Б). Показываем и убираем язык. Говорим: «это язык».
В). Язык широкий - узкий.
Г). Упражнение «часики». Язык двигается влево - вправо.
Д). Упражнение «качели». Язык двигается вверх - вниз.
Часто дети не могут выполнять это упражнение.
Можно намазать вареньем нижнюю губу, чтобы ребенок ее облизал языком. Потом мажем вареньем уголки губ.
Называем «это губы».
Мажем вареньем верхнюю губу.
Следим за тем, чтобы ребенок облизывал варенье языком, а не губами.
Можно положить кусочек сахара между десной и щекой.
Это будет стимулировать ребенка дотянуться языком вверх, к сахару.
Называем: «это зубы».
Фонетическая ритмика.
Вместе с ребенком стоите у большого зеркала, чтобы вас было видно в полный рост.
Первое время вам придется брать руки ребенка и самому разводить их в стороны.
Говорим « А, О,У».
На звук «А» руки разводим в разные стороны.
На звук «О» руки смыкаются над головой, как колечком.
На звук «У» руки вытягиваем прямо перед собой.
Это упражнение необходимо делать до тех пор, пока ребенок вам не научится поднимать и разводить руки в стороны, сначала молча, а потом проговаривая вместе с вами эти звуки.
У кого-то это получается быстрее, а кому-то требуется времени больше.
Все зависит от индивидуальных особенностей вашего ребенка.
Логоритмика.
Проговариваем слова, одновременно делаем движения руками.
Если ребенок сам не может поднять руки, то вы делаете это вместе с ним.
А). «Мы шли – шли – шли.
И пирог нашли.
Сели, поели,
И дальше пошли».
Б). « Буратино потянулся.
Руки в стороны развел.
Раз – качнулся.
Два – качнулся.
Поклонился и пошел».
В). «Мы ногами топ-топ.
А руками хлоп-хлоп.
Головою круть – круть .
Постучали в грудь-грудь».
Азбука.
На первом занятии показываем букву «А».
Я разводила руки в стороны, говорила «А».
Потом то же самое движение мы делали вместе с ребенком.
Беру в руки мишку, качаю его, говорю «А-А-А», потом прошу ребенка покачать мишку и сказать «А-А-А». Беру букву «А» и показываю ее ребенку. Говорю «А».
Вы можете сделать буквы из бархатной бумаги, из наждачной бумаги, из ткани.
Работа с музыкальными инструментами.
Цель: развитие фонематического слуха, научить ребенка различать звучание музыкальных инструментов.
Показываете ребенку бубен, металлофон, маракасы, барабан.
Бьёте в барабан за спиной ребенка.
На слух ребенок должен определить, какой инструмент прозвучал.
Если вы слушаете музыку на СД, ДВД, ребенок должен показать или называть инструменты, которые звучат.
Развитие речи.
Для развития речи показываем большое количество картинок с изображением предмета в разных действиях и состояниях.
Для развития произносительной стороны речи картинки отбираются с изображением таких предметов, к которым можно применить то или иное звукоподражание.
Иногда ребенок тянет картинку в рот, жует ее, в таком случае используйте вместо картинок игрушки.
Когда вы показываете игрушку, ребенок учиться совмещать плоское изображение на картинке и объемное изображение игрушки.
Например, вы говорите:
Собака лает : ав…ав…ав…
Корова мычит : му…му…му…
Гусь гогочет : га…га…га…