Демократический стиль: авторитетный или сотрудничество
Авторитарный тиль воспитания. В терминологии других авторов он часто идет с такими названиями, как автократический, диктат, доминирующий. При данном стиле воспитания родители принимают все решения самостоятельно. Считают, что ребенок во всем должен подчиняться их воле и авторитету. Обычно родители ограничивают самостоятельность ребенка, не считают нужным объяснять ему свои требования, они жестко контролируют поведение ребенка, у них всегда суровые запреты, они обычно используют выговоры, физические наказания. В подростковой среде обычно при авторитарности родителей возникают конфликты между подростками если подросток сильный, активный. При авторитарном стиле воспитания наиболее сильные активные подростки обычно сопротивляются и бунтую, становят избыточно агрессивными, часто покидают родительский дом, как только могут ее б это позволить. Если ребенок, подросток неуверен, прислушивается во всем родителей, не совершая попыток что либо самостоятельно решить, то он все время будет рт находиться под властью родителя. . . при авторитарном стиле обычно бывает мелкая опека. Поэтому когда ребенок проявляет инициативу они расценивают это, как своеволие. Как посягательство на их авторитет.
Либеральный стиль воспитания. При либеральном стиле воспитания теплая эмоциональное приятие ребенка происходит, но никогда нет контроля за ребенком. В этих семьях даже если нарушаются запреты всегда все дозволено и все прощается. Постоянные требования и правила к ребенку обычно отсутствуют.
Индифферентный стиль воспитания. Определяется низкий вовлеченностью родителей в процесс воспитания. Обычно такие родители эмоционально холодны к своему ребенку. У них диктантные отношения с ребенком. Низкий уровень контроля, часто игнорируют потребности ребенка, недостаток контроля за ребенком вообще. Этот стиль часто бывает как в обеспеченных, так и не в обеспеченных семьях. При этом стиле мамы берутся за ребенка. Но быстро бросают. .
Попустительский стиль воспитания. Здесь часто употребляются: либеральный, снисходительный или гипоопека. При таком стиле воспитания поведение ребенка не направляется. Он не знает ограничений, ребенок не выполняет никаких указаний родителей, родители часто или не умеют, или неспособны или не желают руководить ребенком. Становясь более взрослыми подростки конфликтуют не только с собственными родителями, но и с другими людьми такие дети никогда не умеют учитывать интересы других, свои интересы у них всегда превыше. Не умеют устанавливать прочные эмоциональные связи. Они очень обижаются. У них нет готовности к ограничениям, к принятию ответственности. Со стороны родителей наблюдается равнодушие, эмоциональное отвержение ребенка при наличии слабостей, дети могут чувствовать страхи, неуверенность. Родители вообще не контролируют поведение при попустительском стиле. То может формироваться анти социальное поведение, потому, что у такого ребенка отсутствует самостоятельность и ответственность. Часто дети приходят к правильному решению на основании своих ошибок, на основании собственного опыта. Уровень ожидания достижений ребенка у родителей всегда отсутствует. .
Опросник АСВ опросчик Эйда миллера и Юститского. Посмотреть опросчик, чтобы мама заполнила. Есть с 3-10 лет а нужен с 11 до 21 года.
Методика АВЦ.
Рекомендации к проведению методики АВЦ – анализ семейных взаимоотношений. . разработана Эйдом Миллером. И юститским.
Методика существует в двух вариантах. Детский вариант и подростковый вариант.
Детский вариант 3 до 10 лет.
Подростковый 11 до 21года.
Опросчик содержит 130 утверждений, касающихся воспитания ребенка. Благодаря этому опросчику можно ответить на следующие вопросы:
1. какими способами родители воспитывают своих детей. . тип воспитания родителей точки зрения самих родителей
2. почему родители воспитывают именно таким образом. . каковы причины, вызывающие данный тип воспитания.
Вопроснике 20 шкал. 11 шкал отражают состояние стиля семейного воспитания, 12,13,17,18 шкалы позволяют получить представление о структурно ролевом аспекте жизнедеятельности е и. 14 и 15 школы демонстрируют особенности функционирования системы взаимных влияний. 17,19 и 20 шкалы помогают понять как происходит в семье интеграция.
Все цифры , которые находятся за чертой вертикальной показывают показатель родительского влияния или стиля воспитания. . под горизонтальной чертой прибавляются показатели к вышестоящим.
Г+ сколько сил, внимания и времени родители уделяют своему ребенку. Это значит что очень много уделяют времени.
Г- недостаток уделяемого времени ребенку, недостаток контроля
У+ чрезмерный уровень удовлетворения потребностей ребенка
У- недостаточный уровень удовлетворения потребностей ребенка
Т+ обязанности ребенка очень много обязанностей. Большие требования
Т- когда родители не предъявляют постоянные требования и обязанности к ребенку
З+ запреты которые применяют родители к ребенку, много запретов
З- недостаточность запретов у ребенка
С+ чрезмерные санкции и наказания к ребенку
С- строгость наказания родителей отсутствует или невелика
РРЧ расширение родительских чувств. Это когда ребенка до того любят, что решают кем дружить, а с кем нет. Не могут отпустить от себя.
Пдк предпочтение подростка детских качеств
НРЧ неразвитость родительских чувств
Н неустойчивый стиль воспитания
ВН воспитательская неуверенность родителей
ФУ фобия утраты ребенка
ПМК предпочтение мужских качеств
ПЖК предпочтение женских качеств
ВК влияние конфликта между супругами на сферу воспитания ребенка
ПНК проекция на ребенке собственных нежелательных качеств.
Лекция 4
Влияние стилей воспитания на развитие личности ребенка.
уровень протекции в процессе воспитания.
протекция - обозначает сколько времени , сил и внимания родители уделяют ребенку.
Г+ - гиперопека. при гиперпротекции родители уделяют ребенку крайне много времени. обычно проявляется мелкая опека, но при этом осуществляется жесткий контроль. в опросчике обозначается Г+. часто родители навязывают собственную волю. . Нередко при таком воспитании ребенок становится центром внимания семьи. , объектом обожания. его окружает атмосфера похвалы, восхищения. Отрицательные качества ребенка не замечаются. Родители обычно выполняют все желания своего чад.
Такое проявляется в семьях, где одна мама, где болезненный ребенок, где поздний ребенок или же долгожданный. Такая мама будет решать за ребенка все, еще с рождения. Она может решить, что он будет врачом, на склонности внимания не обращается.
Такие дети как правило безынициативны, потому, что убеждены, что у них есть защитная стена, уверены, что за них все сделают. Если вдруг при пропадании такой стены развивается комплекс неполноценности. У них резко занижается самооценка. Появляется недоверие к собственным способностям. Страх перед любыми жизненными трудностями. Часто развивается эгоизм. Имеют место завышенные претензии к обществу, он никогда не будет сильно инициативен, ответственности может не быть дети не справляются с трудностями во обществе. В дальнейшем может наступить дезадаптация. Если по типу кумира семьи, то они не умеют регулировать свою деятельность. Самый большой процент алкоголиков и наркоманов именно в таких семьях..
Г- - гипопротекция или гипоопека. Ребенок находится на периферии внимания взрослого. До него обычно не доходят руки. Родителям не до него. Родители берутся за воспитание ребенка лишь тогда, когда с ним что либо случается. У этих родителей отсутствует особый интерес и внимание к увлечениям и переживаниям ребенка. Запреты и поощрения формально существуют, но обычно не контролируются. Часто у таких детей может наблюдаться заторможенность в развитии интеллектуальных способностей. Дети могут приобретать либо поведение агрессора, либо наоборот поведение жертвы. У таких детей формируется линейное мышление – это только черное и белое , а серого нет. Они не могут идти на компромисс. Из за крайней тревожности, так как они не защищены возникает реакция группирования к себе подобным, а так как они не привыкли к вниманию со знаком плюс, то чаще всего группировка происходит со знаком минус. У таких детей родители часто высокообразованные люди. Любой поступок часто положительный сопровождается нейтральной реакцией со стороны родителей.
У+ и У- обозначает не количество времени, которое родители затрачивают на ребенка. А степень удовлетворения его потребности. Потребности бывают материально бытового плата – это потребности в питании, в одежде, в предметах развлечения. И вторая потребность духовного плана – это общение с родителями и их любовь
Потворствоваие – удовлетворение всех потребностей ребенка. При этом ребенок как правило бывает зависимость, эгоцентризм, часто родители бывают безграничны и объясняют обычно свое потворствование слабостью ребенка или его исключительностью, когда сами были обделены в детстве. . то есть что мне не дали в детстве нужно дать ребенку.
Игнорирование потребностей ребенка. При этом стиле воспитания родители стремятся удовлетворить базовые потребности ребенка, но не духовные. То есть эмоционального контакта как правило не формируется даже в начале. Такой родитель будет тянуть время. Но не берет ребенка из детского сада. .
Лекция 5
Т – чрезмерные требования, обязанности.
Они будут влиять на гармоничность воспитания ребенка Если требования очень велики и не соответствуют возрасту ребенка , то они не содействуют развитию его личности и приводят к невротизации. Здесь имеет вся ввиду. Когда ребенок сам выбирает те обязанности, которые ему под силу.
К другим же детям предъявляют недостаточные требования и обязанности. Поэтому такие родители в опросчике постоянно сетуют на то, что им не удается ребенка привлечь к чему либо. Обязанности должны быть закреплены постоянно.
З. чрезментрыне требования, запреты.
В этом случае ребенку все нельзя. Это то, что неугодно родителям. Родители тем самым ограничивают его свободу и самостоятельность. Чаще родители преувеличивают негативные последствия , если ребенок какие либо запреты нарушит.
З- . недостаточные требования и запреты к ребенку. Ребенку все можно. . если существуют запреты. То он легко их преодолевает зная, что с него до конца не спросят. Такие дети сами себе всегда выбирают друзей, время для прогулок. Сна , занятий, поэтому это не очень хорошо действует на ребенка. Такому ребенку все дозволено и трудно проследить от чего меняется поведение ребенка в различные возрастные периоды. За ним вообще трудно уследить.
С. Санкция, наказание.
Это говорит о том, как родители наказывают своего ребенка за нарушения в поведеннии. Чрезмерная санкция , когда родители жестоко наказывают это С+.
С-. Минимальные санкции и наказания. Эти родители крайне редко наказывают своего ребенка, они считают, что нужно поощрять ребенка во всем, если они иногда наказывают своего ребенка. То потом сомневаются правильно ли они сделают. Дети становятся неконтролируемы, они не понимают последствий.
Н. неустойчивый стиль воспитания. Резкая смена от авторитарно к либеральному воспитанию, то может быть эмоциональное отвержение ребенка, когда то приятие. То отвержение. Такое воспитание приводит к тому. Что дети не понимают что им родители будут предъявлять сегодня или завтра. Они очень упрямы. . дети склонны противостоять любому авторитету – им все равно.
РРЧ. Расширение родительских чувств. Чаще возникает в семьях у которых родители в разводе или один из родителей погиб, ребенок болен в этом случае мать или отец сами не осознавая этого хотят чтобы для них ребенок стал чем то большим и удовлетворял их потребности. Такие родители очень ревнуют своих детей. А в дальнейшем ревность детей к родителям. У таких детей может быть ранняя влюбленность, родители боятся самостоятельности детей.
ПДК предпочтение в подростке детских качеств.
Такие родители воспитывают ребенка по типу маленький или маленькая. В этом случае родители игнорируют взросление ребенка. Симулируют сохранение в них детских качеств, непосредственность, наивность. Игривость, родители чаще говорят, что им нравятся дети маленького возраста. Что им с ними интересно, чаще бывают семьи, когда их собственные родители допускали ошибки в воспитании, например любили очень младшего брата или сестру или любили больше больного нежели здорового ребенка. Поэтому они потворствуют всему.
ВН. Воспитательская неуверенность родителей.
Чаще всего за власть в таких семьях борятся родитель с ребенком. Ребенок чаще побеждает. Родитель при этом идет на его поводу, хотя родитель прекрасно знает. Что уступать в тех или иных случаях нельзя. Такие дети легко находят слабое место родителей. Чтобы было минимум требований к нему и максимум прав. Такой ребенок бойко и уверенно предъявляет требования к родителям, а родители обычно обвиняют себя. Нерешительны.
ФУ. Фобия утраты ребенка.
При этом родители боятся ошибиться. Демонстрируют беззащитность ребенка. Чаще бывает в семьях когда родители долго ожидали ребенка. Когда родители с трудом выходили ребенка, когда ребенок очень тяжело болел и они боялись его потерять, поэтому родители привыкают прислушиваться к любому желанию ребенка. И спешат его удовлетворить. А так же опекают его постоянно.
НРЧ. Неразвитость родительских чувств.
Встречается у очень молодых родителей, они не переносят долгое общение с ребенком. Оно у них поверхностное. Иногда такое проявляется если самого ребенка плохо воспитывали или например ребенка в детстве отвергали. Или когда нежеланная беременность. Когда женщина расходится с мужчиной и у нее остается ребенок. Такие родители перекладывают на ребенка значительную часть своих обязанностей, отношения в семье конфликтные, родитель часто раздражен и враждебен к ребенку, может жестоко его наказывать.