Ориентация на сферы и структуры индивида

По целевой ориентации на сферы и структуры индивида: информационные технологии - формирование знаний, умений, навыков по основам наук (ЗУН); операционные - формирование способов умственных действий (СУД); эмоционально-художественные и эмоционально-нравственные - формирование сферы эстетических и нравственных отношений (СЭН), технологии саморазвития - формирование самоуправляющих механизмов личности (СУМ); эвристические - развитие сферы творческих способностей (СТВ), практические - формирование действенно-практической сферы (СДП) и сферы психофизиологического развития (СПФР), а также различные ключевые компетентности личности.

Характер содержания

По характеру содержания и структуры называются технологии: светские и религиозные, общеобразовательные и профессионально-ориентированные, гуманитарные и технократические, валеологические и экологические, различные отраслевые (частнопредметные), можно выделять также монотехнологии, комплексные (политехнологии) и проникающие технологии, жесткостандартные и адаптивно-вариативные и др.

Вид социально-педагогической деятельности

По основному виду социально-педагогической деятельности в настоящее время различают:

Ø обучающие (дидактические), воспитательные и развивающие технологии;

Ø технологии педагогической поддержки (сопровождения), заключающиеся в совместной с ребенком деятельности по определению его интересов, возможностей и путей развития; технологии реабилитации как восстановления каких-либо утраченных способностей или функций; технологии педагогической помощи - традиционный вид деятельности учителя;

Ø технологии, направленные на создание условий эффективной социализации - самостоятельного освоения ребенком общественных норм и ценностей; возможны акценты в этих технологиях на социальную адаптацию (приспособление) к условиям среды, на социальную автономизацию (сохранение и развитие самостоятельности и индивидуальности), на социальное закаливание (подготовленность к встрече с неблагоприятными обстоятельствами);

Ø управленческие, охватывающие не только целостный педагогический процесс, но и его отдельные части; к ним примыкают технологии диагностики, мониторинговые, а также коррекционные (компенсирующие);

Ø наконец, педагогическая деятельность в некоторых технологиях неотделима от психологической, социальной, медицинской, культурологической, экономической: отсюда возникают соответствующие названия технологий.

Тип управления

По типу управления учебно-воспитательным процессом академиком В.П. Беспалько предложена такая классификация педагогических технологий (по В.П. Беспалько - систем). Взаимодействие учителя с учеником (управление) может быть разомкнутым (неконтролируемая и некорректируемая деятельность учащихся), цикличным (с контролем, самоконтролем и взаимоконтролем), рассеянным (фронтальным) или направленным (индивидуальным) и, наконец, ручным (вербальным) или автоматизированным (с помощью учебных средств). Кроме того, необходимо учесть направление педагогического взаимодействия (учитель → ученик, ученик → учитель, ученик → ученик, учитель → класс, учитель → малая группа (внутри класса), ученик → класс, класс → ученик; в роли субъекта может отдельно выступать книга или компьютер).

Обобщая предложенную В.П. Беспалько классификацию педагогических систем по типу организации и управления познавательной деятельностью на все виды учебно-воспитатель­ных взаимодействий и деятельности педагогов и учащихся (субъектов и объектов), можно представить следующие виды педагогических технологий:

Ø классическое традиционное, классно-урочное лекционное обучение (управление - разомкнутое, рассеянное, ручное; учитель → класс);

Ø современное традиционное обучение с помощью учебной книги (цикличное, направленное, ручное; книга → ученик) - самостоятельная работа;

Ø классическое традиционное обучение (лекция + самостоятельная работа)

Ø обучение с применением лекции, книги и аудиовизуальных технических средств (цикличное, рассеянное, автоматизированное; учитель → класс) - современное традиционное обучение;

Ø система «малых групп» (цикличное, рассеянное, ручное + автоматизированное; учитель → малая группа) - коллективные, групповые, дифференцированные способы обучения и воспитания;

Ø система «консультант» (разомкнутое, направленное, ручное; учитель → ученик) - индивидуальные консультации без обратной связи;

Ø система «репетитор» (цикличное, направленное, ручное + автоматизированное; учитель → ученик) - индивидуальное обучение и воспитание;

Ø компьютерное обучение (цикличное, направленное, автоматизированное; компьютер → ученик);

Ø программное, или программированное обучение (цикличное, направленное, автоматизированное; учитель, компьютер → ученик), для которого имеется заранее составленная программа – «персонифицированное образование».

Ø Следует еще выделить не попадающие под классификацию В.П. Беспалько самоуправление (самостоятельная работа, самообразование, самовоспитание) - сознательное управление учащимся своей деятельностью, взаимоуправление (общение в паре) и управление с помощью средств массовой коммуникации (СМК).

Ø И, наконец, особое место занимают технологии административного управления педагогическими коллективами, учреждениями, образовательными объектами.

В практике обычно выступают различные комбинации этих «монодидактических» систем.

Методы и способы

Методы и способы обучения и воспитания определяют названия многих существующих технологий: догматические, репродуктивные, объяснительно-иллюстративные, принуждения, свободного выбора, программированного образования, проблемные, поисковые, исследовательские, развивающие, саморазвития, групповые, коллективные, информационные, диалогические, коммуникативные, интерактивные, игровые, трудовые, творческие, арт-тех­но­логии и др.

Организационные формы

По организационным формам учебно-воспитательного процесса наиболее яркими типами технологий являются: классно-урочные и альтернативные им, академические и клубные, индивидуальные и групповые, открытые и закрытые, коллективные способы обучения и воспитания, дифференцированное обучение.

Наши рекомендации