Тема: роль чувст и эмоций в познавательной деятельности учащихся

Руководитель: Лобач И.И.

Исполнитель: Старавойтов С.В.

Гр. 309021

Минск

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ - 3

1. РОЛЬ ЭМОЦИЙ И ЧУВСТВ В ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ -6

1.1. Понятие эмоций - 6

1.2.Влияние эмоций на деятельность и поведение человека - 10

1.3.Особенности эмоциональной сферы учащихся в зависимости

от возраста - 13

1.4. Чувства. Соотношение понятий «чувства» и эмоция». Характеристики видов чувств - 16

1.5. Классификация эмоций и чувств

2. ИНТЕРЕС - КАК ОДИН ИЗ ВАЖНЕЙШИХ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ ФАКТРОВ В ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ - 20

2.1.Значение познавательного интереса в обучении учащихся - 20

2.2.Психологические предпосылки формирования познавательного

интереса учащихся - 27

2.3.Приемы активизации познавательной деятельности учащихся - 47

ЗАКЛЮЧЕНИЕ - 50

СПИСОК ИСПОЛЬЗАВАНЫХ ИСТОЧНИКОВ - 55

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. Эмоциональная жизнь человека – его радости и печали, восторг и страдания, страхи и волнения – издавна привлекали и привлекают внимание психологов, педагогов, философов, деятелей искусства и культуры. Эмоции – особый класс субъективных психологических состояний, отражающихся в форме непосредственных переживаний, ощущений приятного или неприятного, отношения человека к миру и людям, процесс и результаты его практической деятельности. Именно эмоции придают смысл и значение человеческому существованию.

Наличие развитых познавательных интересов – важное условие усвоения программного материала учащимися. Положительных результатов в обучении можно добиться только учитывая интересы детей, формируя у них положительное эмоционально-познавательное отношение к изучаемому материалу, когда ребенок стремится узнать новые сведения о предмете своей деятельности и преодолевает трудности на пути к осуществлению цели. Пробудить пытливость, направить чувства, волю, мысли к глубокому освоению действительности, возбудить постоянное стремление больше знать, открывать в уже известном новые стороны, формировать стремление к поиску в открытии мира — это благороднейшая и необходимейшая задача учителя. Проблема интереса в обучении существовала на протяжении всего исторического процесса развития педагогической мысли и школы. Средневековая, педагогика вслед за философией своего времени провозглашала идеи аскетизма, отказа от земных радостей, считала проявления интереса греховным началом в человеке. Обучение, отягощенное догматизмом, схоластикой, атмосферой мистицизма, умерщвлением человеческих желаний, было мучительным испытанием для обучающихся.

В эпоху гуманизма педагогика выдвинула идею о привлекательном обучении, об учете интересов детей. Ян Амос Коменский указывал, что организация и способы обучения должны доставлять детям радость, воспламенять жажду знания и пылкое усердие к учению. Хороший ученик, считал он, будет сгорать от нетерпения учиться, не боясь никаких трудов, лишь бы овладеть наукой. Он не будет избегать труда, он будет даже искать его и не бояться напряжения и усилий, будет ставить себе целью самое высшее, стремиться чему-нибудь научиться, подражая учителям и соревнуясь с товарищами. Эта прекрасная, удивительно точная трактовка Коменским роли интереса в обучении прошла через века, не утратив своей педагогической силы. Другое освещение получил интерес в теории естественного, свободного воспитания. Жан-Жак Руссо рассматривал интерес как одно из естественных желаний и стремлений ребенка, опираясь на которое можно обеспечить эффективное обучение детей. В русской педагогике девятнадцатого века интерес в обучении рассматривался как важное средство воспитания и учебной деятельности. Руководимые идеями гуманизма, известные русские педагоги выступали против схоластики в обучении и засилья скуки в школьной жизни. Они развенчали идеи педоцентризма, оправдывающие теории стихийности в воспитании, идеи потешающей педагогики, принижающие достоинство и возможности личности ребенка. Считая учение серьезной деятельностью, которую нельзя превращать в забаву, они признавали интерес важным побудителем учебной деятельности вместе с мотивами долга, ответственности. Проблему интереса в индивидуальном развитии человека рассматривали В.Г.Белинский и А. И. Герцен. Они считали, что нужно хорошо знать детскую природу, поддерживать запросы детей, удовлетворять их стремление к фантазии, образному изображению событий и явлений, их любопытство, при помощи которого они ищут с удивительной настойчивостью истину. Одна из главных забот воспитания, считал В.Г. Белинский, в том, чтобы приятное было полезно. Охота к чтению — хорошая наклонность, но и она может сделаться вредной, приучая детей к мечтательности и похищая время учения. Поэтому чтение должно расширять круг знаний о природе и обществе.

Вопрос о необходимости развивать в обучении интерес детей к знаниям о предметах и процессах действительности, о жизни народа, социальных явлениях настоятельно поднимался в педагогических воззрениях Н. Г. Чернышевского и Н. А. Добролюбова. В их работах можно найти советы о том, как интересно строить обучение: образовательный материал должен будить интерес к реальной жизни; изображать природу страны нужно живо; о естественных произведениях говорить подробно, говоря о жителях, нужно указывать их нравы и обычаи; подробности давать исторические, литературные, примеры из наук естественных и нравственных; нужно учить и способам выражения; следует заставлять учеников самих делать разборы; делать замечания о слоге, о духе языка, о синтаксисе, о значении форм изменения слова и т. д. Педагогические взгляды Н. А. Добролюбова и Н. Г. Чернышевского основаны на том, что интерес в обучении развивается на основе природосообразного подхода к ребенку, ценность же интереса состоит в том, что он развивает внимание, воображение, чувства, мыслительные способности, волю, содействует самостоятельности личности на основе ее убеждений. От интереса в учении к интересу социальному — вот путь, который намечали они в развивающем и воспитывающем обучении. Их главная идея состояла в том, что недостаточно находить удовольствие в размышлениях над книгами, даже отражающими жизнь, важно активно вмешиваться в жизнь.

Интерес, по К. Д. Ушинскому, не только средство успешного обучения, это и важный стимул нравственного воспитания. Пустые интересы, отвлекающие ребенка от нравственного и прекрасного в действительности, препятствуют целям воспитания. Лишь направленность к полезному и нравственному утверждает в человеке чувство собственного достоинства. Последовательным развитием прогрессивных идей о роли интереса в обучении являются взгляды Д. И. Писарева, который отвергал искусственную занимательность обучения и утверждал необходимость развития подлинного интереса на основе активной мысли. Ощутив свое продвижение в учении, радуясь этому, ученик будет смело подходить к каждой новой трудности, с воодушевлением работать над ее усвоением и, одержав над ней победу, выносить из этой победы новый запас силы и веселой энергии. Проникая в психологию детей, Д. И. Писарев особенно ценил тот психологический настрой, те психические состояния, которые побуждаются интересом в учении. Он советует учителям не пробуждать интерес к учению занимательными рассказами, а способствовать самопознанию учеников. Для Д. И. Писарева интерес является важным мотивом учения, воспитание которого представляет несомненные трудности. Но эти трудности окупаются высоким результатом учения, все то, что изучается по принуждению, забывается при первом удобном случае. Средствами воспитания интереса как мотива учения Д. И. Писарев считал раскрытие закономерностей науки, связь знаний с жизнью, общение со взрослыми, подлинное уважение воспитателей и учителей к ученикам.

Предпринятый нами экскурс по проблеме интереса в обучении далеко не полон. Прогрессивные деятели прошлого использовали интерес в борьбе с рутиной, косностью обучения в школах своего времени. Они показали, что интерес в обучении нельзя сводить к подмене сложной учебной деятельности развлекательными приемами, лишь облегчающими деятельность учащихся. Использование интереса необходимо для обогащения подлинно сложного труда в годы учения.

Наши рекомендации