Знания на начальной ступени изучения физического воспитания

Содержание

1 Знания на начальной ступени изучения физического воспитания

2 Упражнения и их влияние на формирование знаний в процессе физического воспитания

3. Двигательное обучение и тренировка

Знания на начальной ступени изучения физического воспитания

В рамках начальной ступени физического воспитания в средних общеобразовательных школах было бы напрасной самонадеянностью пытаться исчерпывающим образом представить двигательное обучение во всей широте его спектра. Мы можем лишь наметить некоторые узловые моменты, затронув следующие вопросы: что собственно надлежит развивать, что необходимо изучать, какими предпосылками обусловлено двигательное обучение и его развитие, от каких факторов может зависеть успех двигательного обучения. Все эти вопросы, как мы увидим, взаимосвязаны.

Прежде чем ответить на намеченные нами основные вопросы, мы кратко проведем ряд терминологических уточнений, попытаемся объяснить, какую дефиницию можно дать понятию «двигательное обучение», которое часто отождествляется с моторным обучением? Например, для Ноймайра двигательное обучение означает «усвоение, корректировку и стабилизацию спортивных навыков, достигаемых в результате неоднократного и сознательного выполнения». В отличие от него Крэтти определяет этот вид обучения как процесс, заключающийся в «непрестанном изменении двигательных навыков и способностей в результате упражнений». В круг понятий, связанных с двигательным обучением, входят также такие определения, как двигательное поведение, двигательные возможности, двигательные способности, двигательная пластичность, двигательные навыки и т.д.

При попытке ответить на вопрос, какие навыки и умения необходимо развивать, часто сталкиваешься с мнением, что характерными особенностями двигательного обучения в узком смысле слова являются такие качества, как ловкость, проворство, выносливость, сила и быстрота. Комплекс этих качеств обычно расценивается как общеобязательный канон моторных и спортивно-моторных характеристик, которые должны стать неотъемлемым свойством приобретенных навыков. Выработка физических навыков и умений, «чисто» двигательное обучение, обучение технике физических движений в узком смысле слова ориентируется преимущественно на моторные качества, которые, между тем, далеко не всегда проявляются по отдельности (в силу чего и выработка этих качеств не должна осуществляться изолированно друг от друга), зачастую они присутствуют все сразу в одном-единственном движении, хотя и играют при этом различную роль (например, если для бега на дистанцию 100м необходимо такое качество, как скорость, то одновременно с ним могут развиваться и ловкость, и проворство). В принципе все сказанное подтверждает, что двигательное обучение представляет собой сложный двигательный комплекс, часто связанный с развитием не одного, а нескольких качеств.

С этой точки зрения двигательное обучение всегда состоит из нескольких различно акцентируемых имеющих различный вес и значимость компонентов, сливающихся в процессе совершения определенного действия в одно целое. Это обстоятельство побудило, в частности, Крэтти определить обучение двигательным навыкам и умениям как своего рода «качественный континуум», отражающий различные аспекты общего комплекса двигательного обучения.

Крэтти считает, что, например, определяющим может оказаться выраженный вербально-моторный момент обучения, когда устное указание учителя может послужить стимулом для достижения тех или иных целей учебного процесса. Кроме того, качество движений может оцениваться по тому, «насколько их содержание доступно усвоению со стороны ученика в отличие от тех движений, которые выполняются как реакция на относительно простые раздражители. Савельев А.Я. Технологии обучения и их роль в реформе образования. - М.: НИИВО, 1994. - с. 48

В качестве другой возможности систематизации двигательных навыков он предлагает такие критерии, как расход сил и степень точности.

Кроме того, он считает особенно важными визуальные стимулы в процессе обучения.

Столь же значительным является, разумеется, выработка тонких и грубых моторных навыков и умений. Наконец, Крэтти проводит различие между простыми и сложными движениями - обе формы имеют значение для учащегося, ибо сложные двигательные действия, в ходе которых решаются комплексные задачи, предъявляют учащимся более высокие и разносторонние требования, чем простые действия, так что в одной ситуации усиленное внимание должно уделяться усвоению «простых», а в другой - сложных движений.

Вопрос о том, в какой степени развиваемые в ходе двигательного обучения такие спортивно-моторные качества, как сила, выносливость, скорость, ловкость и проворство, смогут сформироваться как реальные навыки и умения и сможет ли это вообще произойти на практике, решается, как мы показали, в зависимости от целого ряда условий.

Этот предварительный результат подводит нас к вопросу о предпосылках обучения. Мойзель различает эндогенные и экзогенные факторы. К эндогенным факторам он относит телосложение, физические качества, пол, определенную фазу развития, моторные качества, навыки и спортивные знания. Озолин Н.Г. Молодому коллеге. - М.: ФиС, 1988. - с. 58

В группу экзогенных факторов он зачисляет социальные факторы, материальные условия жизни, географическое положение, климатические условия и специфику избранного вица спорта. Предлагаемая им классификация представляется убедительной.

От каких же критериев может зависеть успех процесса обучения моторным навыкам и умениям?

Крэтти, как и другие ученые, выявил целый ряд моментов, которые могут влиять на успех или неуспех двигательного обучения. Такими «гарантами успеха» являются и способности восприятия, какими обладает учащийся, и его мотивации, а также эффективность передачи учащимся знаний, навыков и умений, характер упражнений и тренировок, память учащегося и склад его личности (например, уровень его самосознания) и др.

Представленный перечень определяющих эффективность учебного процесса величин далеко не полон, и в настоящее время совершенно бесперспективно рассматривать все существующие факторы. Стоит остановиться лишь на способностях восприятия. Так, например, Янсен выделяет качества, характеризующие эту способность: реактивную ориентацию, скорость реакции, быстроту движения рук, и пальцев, крепость предплечий и кистей, быстроту движения кистей, точность контроля, координацию частей тела, меткость. Детальное рассмотрение этих качеств увело бы нас за рамки наших ограниченных возможностей.

Несмотря ни на что, можно сделать вывод, что успех двигательного обучения является не только делом «чистой моторики», но и связан с познавательными способностями обучающегося, формированием мотивов обучения и мотивацией учащегося. Сенсорные, интеллектуальные и эмоциональные моменты, а также определенные волевые акты участвуют в процессе обучения двигательным навыкам и умениям, решающим образом влияя на его качество.

Наши рекомендации