Иноязычные слова. Словарь
СВ. КУЛЬНЕВИЧ, Т.П. ЛАКОЦЕНИНА
СОВРЕМЕННЫЙ УРОК
Часть II.
НЕ СОВСЕМ ОБЫЧНЫЕ
И СОВСЕМ НЕОБЫЧНЫЕ УРОКИ
Научно-практическое пособие
для учителей, методистов, руководителей
образовательных учреждений, студентов
педагогических учебных заведений,
слушателей ИПК
Издательство "УЧИТЕЛЬ"
Авторы:
Кульневич Сергей Владимирович,
доктор педагогических наук, профессор;
Лакоценина Тамара Петровна,
кандидат педагогических наук, доцент.
Издательская программа
"Педагогика нового времени"
Серия: Современный урок
Кульневич СВ., Лакоценина Т.П.
Современный урок. Часть II:Научно-практич. пособие для учителей, методистов, руководителей учебных заведений, студентов пед. учеб. заведений, слушателей ИПК. - Ростов-н/Д: Изд-во «Учитель», 2005.-288 с.
Под общей редакцией СВ. Кульневича
Во второй части рассмотрены ключевые проблемы необычных уроков и способы их преодоления. Авторская классификация и система помогают учителю продвигаться от развития познавательного интереса к развитию познавательной активности учащихся, вырабатывать личные смыслы применения необычных уроков. Представлены основные способы организации работы учителя с содержанием и технологиями обучения в режиме взаимодействия с учениками в различных формах современного урока.
Книга адресована учителям-предметникам, учителям-методистам, руководителям образовательных учреждений всех типов, студентам высших и средних педагогических учебных заведений, слушателям ИПК и ФПК.
Все права на данную книгу принадлежат издательству «Учитель», подтверждены юридически и защищены. Перепечатка, копирование текстов, переговоры с авторами возможны только по согласованию с издательством.
ISBN 5-87259-277-9 ББК 74.00
© Кульневич СВ., Лакоценина Т.П., 2005
© Издательство «Учитель», 2005
СОДЕРЖАНИЕ
Сталкер на мосту (предисловие) 4
Раздел I. ОБЩЕЕ И ЧАСТНОЕ НЕОБЫЧНЫХ УРОКОВ.. 7
1. На «первый-второй» - рассчитайсь! 7
2. Обычное и необычное. 8
3. Нетрадиционный - не совсем обычный - совсем необычный. 10
4. Классификация или типология?. 11
5. Основные группы необычных уроков. 15
6. Условия организации. 16
7. Критерии оценивания работы учащихся. 19
Раздел II. СИСТЕМА НЕОБЫЧНЫХ УРОКОВ.. 21
1. Личный смысл системы.. 21
2. Уроки с измененными способами организации. 23
3. Уроки, опирающиеся на фантазию.. 27
4. Уроки, имитирующие какие-либо занятия или виды работ. 32
5. Уроки с игровой состязательной основой. 34
6. Уроки, предусматривающие трансформацию стандартных способов организации. 65
7. Уроки, основанные на оригинальной организации учебного материала. 71
8. Уроки по аналогии с организованными событиями. 83
9. Уроки по аналогии с известными формами и методами познавательной деятельности. 109
ПРИЛОЖЕНИЯ.. 123
1. Формы работы.. 123
2. Темы для самообразования: 123
3. Тематическая предметная неделя традиционных и необычных уроков. 124
4. Месячник необычных уроков. 124
5. Экспериментальная лаборатория по необычному уроку. 126
6. Обобщающий урок по физике «в поисках гармонии». 126
СТАЛКЕР НА МОСТУ (предисловие)
Сталкер (от англ. Stalk - идти
осторожно, крадучись) – проводник
в опасную зону.
Иноязычные слова. Словарь.
Эта книга - не римейк и не переиздание наших хорошо известных пособий о не совсем обычных и совсем необычных уроках. Многие материалы из них действительно повторяются на этих страницах, но как бы продолжая движение к образованию личности ученика, начатое в первой книге 1. Мы полагаем, что, работая с первой Частью, Вы уже четко представляете преимущества и недостатки традиционных форм организации учебного процесса, как спозиций науки, так и практики. Вы уже разобрались в том, что такое хорошо, и что такое плохо, как использовать достижения классической педагогики, чтобы всем стало «хорошо».
Во второй части мы хотим представить Вам те грани традиционных уроков, которые уже не вписываются вклассическую педагогическую традицию, но еще и «не доросли» до уровня неклассической педагогики. Мы собрали здесь материал для строительства Вами моста, соединяющего привычную «эту» сторону, на которой расположен традиционный урок и «ту» сторону, где зыбко колеблется в тумане дискуссий неведомый берег личностно ориентированного образования. Вы придете к нему только в третьей части, но только в том случае, если движение по этому условному мосту будет спокойным и разумным. Потому что резкие скачки, как и любые порывистые движения, вредны: и для того, кто их совершает, и для всех окружающих.
Наш мост - это не столько место для прогулок, сколькосредство для того, чтобы преодолеть некие преграды: между знанием и незнанием, между отжившим и новым, между собой прежним и собой завтрашним. Движение через препятствия происходит сегодня, сейчас. Преодоление препятствий - главное условие развития. Если движения нет, нет и развития. Главный вопрос современного образования - в какую сторону двигаться. В предыдущей книге мы предложили движение в сторону качества, попытались организовать Ваше понимание традиционного урока во всех его качественных вариантах.
Вместе с тем, традиционный урок продолжает занимать ведущее место в организации учебного процесса не только потому, что воплощает удобные, хорошо откатанные позиции в педагогическую практику. Говоря о необходимости предлагаемого нами «моста», имеет смысл остановиться на том, что главное препятствие, которое он помогает преодолеть, расположено не под ним, а внутри человека, по мосту идущему. Именно такое препятствие не смогли преодолеть герои культового фильма 70-х гг. «Сталкер» (режиссер А. Тарковский). Не смогли потому, что толком не знали, какое же самое заветное желание должна исполнить магическая комната в запретной для посещений Зоне. И погибли.
Современный учитель, ежедневно входящий в школьный класс, твердо знает, что он хочет. Правда, не всегда понимает, что желание научить своих учеников тому, что знает сам, зависит не столько от наличия знаний у него, сколько от умения сделать эти знания достоянием учеников. Для этого надо постоянно учиться самому.
Зачем и чему? Знания (программный материал) остаются все теми же, а если меняются, то незначительно. Но мы живем в изменяющемся мире, и без понимания природы этих перемен эффективное образование практически невозможно. «Эффективное образование» - это урок, на котором знания не только «даются», но и благодаря знаниям развивается ценностное к ним отношение. На обещанном берегу личностно ориентированного образования проблема ценностной организации урока давно перешла из стадии обсуждения в процесс решений. Но успешно решают ее только те учителя, которые смогли преодолеть многие профессиональные привычки, научились избавляться от них самым решительным образом.
Хорошо известный афоризм «человек - пленник традиций» сегодня приобретает драматический смысл. Скорее всего, это связано с тем, что понятию «традиции» мы привыкли придавать исключительно положительное значение. Принято считать, что без традиций образование утратило бы устойчивость своего предназначения в обществе - сохранять, передавать и воспроизводить все лучшее, что накоплено в духовном опытечеловечества. Такое определение функций образования, безусловно, справедливо.
Однако сегодня мы вправе задаться парадоксальным вопросом: существовали ли традиции сбережения, передачи и воспроизводства духовного опыта в истории развития образования? Смысл традиций в том и состоит, что они сохраняют и передают, делают привычными идеи, взгляды, вкусы, обычаи, порядки, правила поведения. Но отношение человечества ко многим ценностям изменяется. В первую очередь, меняется смысл самих ценностей, т.е. личного к ним отношения.
Традиции же придают некий оттенок неприкосновенности определенным образовательным действиям. Они возводят их, благодаря специально разработанным ритуалам, в ранг проверенных опытом священнодействий, как бы гарантирующих получение стабильного положительного результата. В последнее время мы все больше убеждаемся, что ожидаемый при соблюдении традиционных педагогических ритуалов (методик) результат образования совсем не совпадает с намеченной целью.
Происходит же это потому, что мы привыкли обращаться только к наиболее привлекательным ценностям традиционных методик обучения. Однако то, что имеет ценность на первый взгляд, при более внимательном рассмотрении оборачивается весьма неприятными последст- ! виями.
Одна из базовых образовательных традиций - развитие познавательного интереса. Если она привычно опирается на необходимость развития только положительных эмоций, из сформированного таким образом отношения ученика к изучаемому материалу никогда не вырастет его потребность в образовании личных смыслов. Профессиональное педагогическое заблуждение - что «делая урок интересным» учитель развивает познавательный интерес учеников - начало начал педагогических провалов.
Из привычки завышения эмоционального градуса урока, как от ствола дерева, неизбежно ветвятся, казалось бы, совсем далекие от мира эмоций, педагогические недуги: организации быстрого и бездумного коллективного исполнительства вместо трудоемкого развития творческих способностей личности; привычка думать и действовать по легкой схеме, предложенной учителем, а не по трудному пути самостоятельного познания.
В результате мы имеем практически ничем не нарушенное сохранение «знаниевой» парадигмы образования с приоритетом качества приобретаемых знаний над творческим процессом познания; преобладание устоявшихся, «несомненных» знаний над альтернативно решаемыми проблемами; представление развития науки в виде процесса добавки новых «бесспорных» знаний к уже существующим; ориентацию образования на конечный результат (знания по программе, "правильный" ответ, модель поведения и т.д.).
Вот, собственно говоря, и все: незаметно мы подчинили эмоциональный процесс образования развитию рациональных начал личности. Наши ученики увлеченно овладевают основами наук при помощи логического мышления в изоляции от духовной деятельности сознания. В целом же, отдавая дань привычной традиции развития эмоционального отношения к знаниям, мы упускаем неочевидную закономерность: чем больше в ученическом сознании появляется целесообразности и прагматизма, тем меньше в нем остается места совести и стыду.
В связи с этим, увеличивается свобода личности в материальном отношении при одновременном значительном уменьшении ценности отдельной личности, вызванном механизацией и обезличиванием общественной жизни; происходит поворот от веры к «знанию», к целенаправленному и ограниченному, функциональному мышлению. Появляется оценка культурного уровня народов только по степени технического прогресса. В связи с этим пострадали традиционные культурные ценности - религия, национальная самобытность, сфера интимной жизни 1.
Традиции образования ставят непреодолимый барьер даже перед теми учителями, которые пытаются отойти от них. Сказываются противоречия глубинного характера, идущие от определенным образом сформированного сознания. Потрясения, переживаемые страной, могут быть пояснены общим противоречием: между привычкой (традицией) жить по старым образцам и неумением совместить их с новыми требованиями жизни. Оказалось, что некоторые противоречия, связанные с исполнением традиций, возникают из-за нежелания поразмышлять над их смыслом и способствуют не развитию, а торможению многих жизненных сфер.
Таким образом, возникает проблема понимания смысла - как педагогических явлений, так и традиций, которые закладывались и продолжают закладываться, в первую очередь - во время подготовки будущих учителей.
Итак, в этой книге мы предлагаем обратиться к противоположной традиционной, необычной организации урока. Изложенные здесь материалы дают возможность использовать хорошо и не очень хорошо известное (обычное) в новой образовательной ситуации. Мы бы хотели помочь каждому учителю раскрыть и реализовать свой творческий потенциал независимо от того, какой предмет он преподает. Поэтому рекомендации даны в виде простых и доступных алгоритмов, представленных в организационных, методических и содержательных сценариях уроков. А начнем все-таки с привычки.
____________________
1 Шевелева С.С. Открытая модель образования (синергети-ческий подход). - М.: «Магистр», 1997. С. 12.
В пособии использованы материалы, подготовленные учителями и преподавателями:
Архиповой А.И.,доцентом Кубанского государственного университета; Браверманом Э.М., Булатовой Е., Волжской Н.Ю., г.Москва; Безверхай И.В., Будариной В.А., Давыдовой И.А., Дженчаковой Л.А., Клочковой Т.И., Ковалевой Л.В., Кулешовой Т.Г., Цымбаловой С.А., Чи-грай Е.А., г.Шахты Ростовской области; Будниковой B.C., г.Старый Оскол; Головиным П.П.,Ульяновская область; Дорошенко В.В.,г. Киров; Дунчус М.А.,Читинская область; Иванюты А.А., г. Измаил; Кертаевой Г.М., Поляковой Т.Н., Шмидт Т.Э., Эткин Е.В.,Казахстан; Комяко-вой В.А., Комяковой С.Ю., Кривотулиной Е.В.,г. Астрахань; ЛупаревойТ.Г., г. Чимкент; Людкевич Н.,г. Братск; Машинистовой В.А.,г. Сергиев Посад, Московской области; Мухамеджановой К.Г.,Узбекистан; Назаровой В.И.,пос. Угловка, Новгородской области; Полисмаковой Л.М.,учителем биологии Октябрьского района Ростовской области; Торопцевой И.А.,г. Пенза.