Этапы педагогического исследования
1 этап Общее ознакомление с проблемой исследования, обоснование ее актуальности, уровня разработанности; определение объекта и предмета, темы исследования и соотнесенных с целями задач.
2 этап Выбор методологии – исходной концепции, опорных теоретических положений, единого, определяющего ход и предполагаемые результаты исследования замысла, исследовательского подхода. Построение гипотезы исследования – теоретической конструкции, истинность которой предстоит доказать.
3 этап Выбор методов исследования.
4 этап Теоретический анализ проблемы.
5 этап Организация и проведение поэтапной опытно-экспериментальной работы: констатирующий, формирующий (преобразующий) и контрольный (итоговый) этапы.
6 этап Анализ, интерпретация и оформление результатов исследования. Выработка практических рекомендаций
7 этап Внедрение результатов исследования в практику работы учреждений образования.
Для осуществления научного исследования нужен инструментарий.
Таким инструментарием являются методы исследования. Методы педагогического исследования – способы изучения педагогических явлений, получения научной информации о них с целью установления закономерных связей, отношений и построения научных теорий.
Общенаучные: общетеоретические: абстракция и конкретизация, анализ и синтез, сравнение, противопоставление, индукция и дедукция, социологические: анкетирование иинтервьюирование, экспертный опрос, рейтинг, социально-психологические: социометрия,, тестирование, тренинг, математические: ранжирование, шкалирование, корреляция.
Конкретно-научные:Теоретические: анализ литературы и архивных материалов, документации, продуктов деятельности, анализ понятийно-терминологической системы, проведение аналогий, построение гипотез, построение мысленного эксперимента, прогнозирование, моделирование. Эмпирические: наблюдение, беседа, педагогический консилиум, изучение и обобщение массового и индивидуального педагогического опыта, педагогический эксперимент.
4.Цель, задачи и принципы воспитания детей дошкольного возраста.
Цель воспитания – это то, к чему стремится воспитание, будущее, на достижение которого направляются его усилия. Целям подчиняется все: содержание, организация, формы и методы воспитания. Выделяются общие и индивидуальные цели воспитания. Цель воспитания выступает как общая, когда она выражает качества, которые должны быть сформированы у всех людей, и как индивидуальная, когда предполагается воспитание определенного человека. Цель выражает общую целеустремленность воспитания. При практическом осуществлении она выступает как система конкретных задач.
Цель и задачи соотносятся как целое и часть, система и ее компоненты.
О цели воспитания высказывались философы, педагоги, просветители: Платон; Аристотель; Я. А. Коменский, Дж. Локк;; Ж. Ж. Руссо; И.Г. Песталоцци;; К.Д. Ушинский.
Идеальная цель – всестороннее гармоническое развитие личности. М. Монтень. Т. Мор, Р. Оуэн, Сен-Симон,. К. Гельвеций, А.И. Герцен, В.Г. Белинский и Н.Г. Чернышевский. К. Маркс и Ф. Энгельс.
Реальные цели воспитания носят объективный характер, всегда имеют ярко выраженную классовую направленность.
В настоящее время цель воспитания подрастающего поколения сформулирована в Кодексе Республики Беларусь «Об образовании» (2010 г.).
Применительно к детям дошкольного возраста цель воспитания формулируется как воспитание эмоционально благополучного, разносторонне развитого, счастливого ребенка.
Задачи отражают основные стороны воспитания дошкольников:
физическое, социально-нравственное, интеллектуально-познавательное, эстетическое и трудовое.
Ведущее место в учреждении дошкольного образования отводится решению задач физического воспитания детей. Сюда входит охрана и укрепление здоровья, совершенствование растущего и развивающегося организма. Физическое воспитание направлено на своевременное формирование у дошкольников двигательных навыков, умений и физических качеств. К концу пребывания в детском саду у детей должны быть сформированы прочные культурно-гигиенические навыки и основы знаний о здоровом образе жизни.
Решая задачи интеллектуально-познавательного воспитания детей дошкольного возраста, следует помнить, что здесь ведущее место занимает развитие речи, мышления ребенка, формирование у него познавательных интересов и способностей.
Большое внимание в учреждении дошкольного образования уделяется социально-нравственному воспитанию. Развитие нравственных чувств, воспитание нравственных привычек, формирование нравственных суждений и оценок – все это является составными частями при решении задач социально-нравственного воспитания детей дошкольного возраста.
Задачи эстетического воспитания дошкольников включают в себя формирование чувства прекрасного, эстетического отношения к миру, художественного развития. Для детей дошкольного возраста в связи с их высокой эмоциональностью характерна особая восприимчивость к произведениям искусства. Музыка, изобразительное искусство, художественная литература способствуют развитию эстетических чувств, воображения, обогащают духовный мир ребенка.
Важно также решать задачи трудового воспитания дошкольников. Сюда относится формирование у детей трудолюбия, трудовых умений и навыков, организаторских способностей в процессе общего труда.
Принцип – основное исходное положение какой-либо теории, учения; руководящая идея, основное правило деятельности. Воспитание детей дошкольного возраста базируется на следующих принципах:
природосообразности;
культуросообразности;
деятельностного подхода в воспитании;
ненасилия и толерантности (гуманности);
связи с жизнью;
уважения ребенка и соблюдения его прав;
самоценности детского возраста.