Глава 1. педагогика как наука

Объект, предмет и функции педагогики. – Основные категории педагогики. – Педагогический процесс и его компоненты. – Структура педагогической науки. – Методы педагогических исследований. – Великие педагоги.

Объект, предмет и функции педагогики

Еще Демокрит заметил, что «хорошим человек становится скорее от воспитания, нежели от природы». На протяжении тысячелетий мыслители и общественные деятели искали такие способы формирования человека, которые скорее всего сделают его «хорошим». Можно сказать, что педагогика зародилась тогда, когда человек впервые задумался о том, чему следует учить человека, как его воспитывать, и каким человеку следует быть. Естественно, ответы на эти вопросы зависели не только от самой природы человека, но и от того, каковы были цели данного общества и на каком уровне развития оно находилось. Тоталитарному обществу не нужны люди, самостоятельно принимающие решения, а в обществе эскимосов охотничьи навыки гораздо полезнее, чем грамотность. В настоящее время сформировалась система представлений о наиболее благоприятных условиях для развития личности человека. В современных представлениях об общественном развитии во главу угла поставлены не интересы государства, а интересы человека. Такой подход называется гуманистическим, и ниже мы рассмотрим принципы гуманистической педагогики.

Само слово «педагогика» происходит от греческих слов «пайдос» – ребенок и «гогос» – вести. Педагогами называли рабов в богатых греческих семьях, которые водили детей хозяина в школу и из школы. Интересно, что учителей в Греции называли «дидаскалами», от «дидаскос» – учить. Но это слово дало название только дидактике – разделу педагогики, посвященному процессу обучения. Тогда как в честь древнегреческого педагога, не имеющего, казалось бы, прямого отношения к учению, названа целая наука. Но ведь задача педагога (в современном смысле) не ограничивается передачей знаний, умений и навыков. Педагог – это прежде всего тот, кто вводит ребенка в мир, учит его взаимодействию с миром, стремится указать хороший путь и уберечь от фатальных ошибок, помогает увидеть и оценить явления окружающей жизни.

Безусловно, наиболее важный этап формирования личности – это детство. Однако педагогика возникла как наука о воспитании детей прежде всего потому, что на заре истории человечества все знания, необходимые человеку в течение жизни, он получал от своих родителей и окружающих людей. Так, в поэмах Гомера нет слова, обозначающего понятие «учитель» – в его время этой профессии не существовало. Каждый человек занимался конкретной деятельностью, на личном примере или в частных разговорах передавая свои знания и умения другим.

Но развитие общества сопровождалось все большим разделением труда. Кроме того, накопление знаний о мире и технологий требовало все большего времени для овладения ими. В первобытном обществе невозможно представить себе такую ситуацию, когда ребенок не знает того, что знает взрослый. Но с появлением письменности этот порядок навсегда изменился. 20-летний выпускник европейского университета XIII века знал столько, сколько десятки тысяч его современников не могли узнать за всю жизнь – но большую часть его знаний раскритиковал бы современный пятиклассник.

Обществу требовалось все большее количество грамотных людей; все больше специалистов, на обучение которых уходили годы. Так, врач на Востоке учился около 30 лет – столько времени необходимо, чтобы овладеть всеми накопленными знаниями о человеческом теле и о способах лечения его болезней. В современную эпоху, вследствие ускорившегося научно-технического прогресса, человек должен учиться на протяжении всей жизни; и более молодые люди оказываются лучше адаптированными в обществе, чем люди старшего возраста. Поэтому возникли такие термины, как «андрогогика» и «антропогогика» от слов «андрос» – «взрослый» и «антропос» – «человек». Существует также раздел об обучении пожилых людей (многие из которых в наши дни нуждаются в социальной адаптации почти так же, как дети) – он называется педагогикой третьего возраста. Ниже в этой главе приведена подробная структура педагогического знания.

Философ Конфуций однажды сказал, что все беды от того, что люди неправильно употребляют слова. Действительно, если человек не может точно объяснить, что означают используемые им слова, если он имеет смутное представление о каком-либо явлении, значит, он не может размышлять об этом явлении или же его выводы будут неверными. Тогда его действия также будут неправильными, а значит бесполезными или даже вредными. Например, маленькие дети часто думают, что соль и сахар – это противоположности, и если чай слишком сладкий, его вкус можно улучшить, посолив. Разумеется, химик, имеющий более верное представление о свойствах этих веществ, даже не попытается это сделать. Кроме того, люди склонны придавать свой смысл используемому слову. В таком случае неизбежно взаимное непонимание. Например, словосочетание «знание английского языка» для одного означает умение делать синхронный перевод, а для другого – умение перевести текст из учебника за VII класс. Если первый из этих людей нанимает на должность переводчика второго, возможны неприятности. Поэтому очень важно четко определять каждое понятие, чтобы у читателя формировалось ясное представление о нем.

Данная глава называется «Педагогика как наука». Что же такое наука? Неполным, но достаточно точным будет следующее определение: наука – это система верифицированного[1] знания об определенной сфере природы (естественные науки) или культуры (гуманитарные и общественные науки). Избранная сфера называется объектом науки. Например, объектом медицины является человеческое тело. А что же является объектом педагогики? Объектом педагогики является совокупность всех явлений, обуславливающих развитие человека на протяжении всей его жизни.

Предмет науки – это один из аспектов объекта. Любая сфера жизни сложна, то есть сложена из различных слоев, явлений различного рода и порядка. Если продолжить наш пример, то предметом медицины будет строение (анатомия) и функционирование (физиология) тела в норме (здоровье) и патологии (болезни). Физическая антропология тоже изучает тело человека, но ее интересуют варианты этого строения и функционирования у разных рас, народов и полов. Биохимию также интересует тело, но на клеточном уровне, а не на уровне органов и тканей. Таким образом, при одном и том же объекте эти науки имеют разный предмет.

Объект педагогики также очень широк: ведь практически все, с чем человек сталкивается в жизни, оказывает влияние на его формирование. Это влияние может быть положительным – то есть способствующим самореализации человека, помогающим ему найти свое место в жизни, интегрироваться в общество. Например, человек, умеющий организовать свое время или хорошо физически развитый не сталкивается с проблемами, неизбежными для того, кто этими качествами не обладает. Возможны и отрицательные влияния: так, ребенок, выросший в среде алкоголиков, приобретает привычки и представления, препятствующие его интеграции в нормальную социальную среду. Кроме того, влияние на личность может быть случайным (экстремальная ситуация, случайное знакомство) или закономерным (ежедневные занятия спортом, постоянный круг общения). Педагогика исследует эти влияния и таким образом выявляет наиболее эффективные условия для полноценного развития личности.

Естественно, при формировании этих условий следует учитывать и интересы личности, и интересы общества; при этом нужно четко представлять цели формирования личности. Чтобы влияние этих условий было значительным и предсказуемым, они должны носить постоянный характер. Следовательно, в интересах общества создать такие социальные институты, в которых на научной основе выполнялся бы социальный заказ на формирование определенных качеств личности, ее знаний, умений и навыков; причем эти социальные институты должны оказывать наиболее значительное воздействие на развивающуюся личность. Этими институтами являются семья и система образования. Итак, педагогика изучает образование как целостный педагогический процесс, целенаправленно организуемый в специальных институтах –это и есть предмет данной науки.

Из предмета науки вытекают ее функции, то есть формы, в которых наука полезна для развития общества. Каковы же функции педагогической науки? Теоретики и практики педагогической науки выполняют следующие задачи:

· изучают и описывают опыт выдающихся педагогов, их принципы, методы и приемы (описательная функция);

· определяют успешность и эффективность взаимодействия педагогов и учащихся в учебном заведении или в образовательной системе (диагностическая функция);

· проводят экспериментальные исследования педагогического процесса, на основе которых строят более эффективные модели этого процесса (прогностическая функция);

· разрабатывают методические материалы, определяющие содержание и форму образования – учебные планы, методические указания, учебные пособия и т.п. (проективная функция);

· внедряют новые формы педагогического процесса в жизнь (преобразовательная функция);

· оценивают влияние этих инноваций и корректируют его при необходимости (рефлексивная и корректировочная функции).

Основные категории педагогики

Наука создается усилиями многих людей; следовательно, для того чтобы эти люди могли понимать друг друга и пользоваться достижениями друг друга в своих исследованиях, им необходим язык – система понятий этой науки. Каждое понятие раскрывает явление, характерное для той сферы природы или культуры, которую изучает данная наука. Система этих понятий обозначается как категориальный аппарат, или основные категории науки. Для физики такими категориями будут «сила», «вес», «масса», «скорость» и т.д. Для психологии – «психика», «личность», «потребность», «деятельность» и т.д. Педагогика также имеет свой категориальный аппарат, и некоторые из ее основных понятий – например, развитие или педагогический процесс – мы уже использовали выше. Что же означают эти и другие педагогические категории?

Развитие – это процесс и результат количественных и качественных изменений в организме человека; это процесс становления человека под влиянием внешних и внутренних факторов. Поскольку природа человека двойственна – она является и физической, и социальной, – развитие человека также происходит и в физическом смысле и в социальном. Количественные изменения – это численные колебания имеющихся параметров. Они могут быть физическими (увеличение веса и роста) и социальными (увеличение запаса слов, знаний, расширение диапазона социальных ролей). Качественные изменения – это появление новых параметров или отмирание старых. В физическом аспекте это, например, способность к самостоятельному передвижению, половое созревание. В социальном аспекте это появление системного мировоззрения, способности предвидеть отдаленные последствия своих действий, контролировать свое поведение и т.п. Обобщая, можно сказать, что развитие – это взаимосвязанный процесс количественных и качественных изменений, которые происходят в анатомо-физиологическом созревании человека, в совершенствовании его нервной системы и пси­хики, а также его познавательной и творческой деятельности, в обо­гащении его мировоззрения, нравственности, общественно-политических взглядов и убеждений.

Развитие человека может быть нормальным или патологическим – это зависит от врожденных особенностей, а также от окружающей среды. В идеале воспитательная среда должна быть такой, чтобы негативные врожденные факторы компенсировались благоприятными социальными факторами, и человек мог продвинуться как можно дальше по пути своего нормального развития. Одним из чудесных свойств человека является отсутствие пределов развития его личности.

Социализация – процесс и результат приобщения человека к ценностям, нормам, моделям поведения, присущим данному обществу в данное время. Социализация – это процесс превращения индивида в личность. Все изменения человека под влиянием его взаимодействия с обществом являются результатом социализации. Это и прямохождение, и овладение речью, и формирование представлений о добре и зле, и отношение к себе, к людям, к природе, и т.п. Люди, не включенные в процесс социализации, не являются людьми в полном смысле этого слова. В науке они называются феральные люди, или люди-маугли.

Социализация – процесс непрерывный и стихийный. Адаптация к социальной среде длится всю жизнь: например, человек, вышедший на пенсию, должен изменить свое поведение и образ жизни с учетом изменившегося социального статуса. И привыкнуть к этим изменениям ему не легче, чем вчерашнему детсадовцу освоить роль первоклассника. Стихийность же социализации означает, что общество (в лице отдельных людей, социальных групп, социальных институтов), влияя на человека, делает это случайно, нецеленаправленно. Например, курящие родители вряд ли хотят подтолкнуть ребенка к курению – они только удовлетворяют свою потребность. Но у ребенка формируется представление о том, что курение – это нормально, естественно. Другой пример: житель большого города менее приветлив с соседями, чем житель отдаленного села не потому, что он более эгоистичен, а потому, что городская жизнь требует больших затрат психической энергии.

В отличие от социализации, воспитание – это процесс целенаправленного и системного воздействия на человека. Можно сказать, что воспитание – это механизм управления процессом социализации личности. Воспитатель отбирает те социальные явления и формы взаимодействия воспитанника с обществом, которые не травмируют его психику и одновременно в наибольшей степени соответствуют целям воспитания. Цели воспитания зависят от целей данного общества. Так, в Спартанском царстве свободных граждан готовили прежде всего для войны; в средневековой Европе идеал человека был неразрывно связан с христианским вероучением, а в СССР или Северной Корее – с доктриной правящей партии.

Понятие «воспитание» употребляется как в широком, так и в узком смысле. В широком смысле воспитание – это передача накопленного опыта от старших поколений к младшим. Опыт – это все духовное наследие человечества, все известные людям знания, умения, способы мышления, этические и правовые нормы, социальные ценности, нравственные и эстетические представления. Человечество выжило и достигло современного уровня развития благодаря тому, что опыт, дорого оплаченный предшествующими поколениями, использовался и приумножался потомками. История свидетельствует, что наибольших успехов в своем развитии всегда достигали те народы, воспитание у которых было поставлено лучше. Если же воспитанию не уделялось должное количество времени и усилий, либо оно было негармоничным, общество деградировало и исчезало.

В узком смысле под воспитанием понимается процесс специально организованного педагогического взаимодействия, обеспечивающего формирование необходимых социальных представлений, морально-волевых качеств, опыта поведения.

Обучение – это специально организованный, целеполагаемый и управляемый процесс взаимодействия учителей и учеников, направленный на усвоение знаний, умений и навыков, формирование мировоззрения, развитие умственных сил и потенциальных возможностей обучаемых, закрепление навыков самообразования в соответствии с поставленными целями. Если результатом воспитания являются сформированные отношения человека к явлениям действительности, то результатом обучения – знания и умения, позволяющие эффективно взаимодействовать с предметами и явлениями окружающего мира.

Так как знание влияет на отношение к действительности, обучение всегда имеет воспитывающий характер. Деятельность, требующая точности и аккуратности (например, эксперименты в химии), воспитывает в человеке эти качества. Эта связь хорошо отражена в японском афоризме «Если ты не следишь за своим мечом, то он следит за тобой». И наоборот, в любом воспитании всегда имеются элементы обучения. Например, истинная вежливость требует умения понимать социальную ситуацию, настроение других людей, свое положение в обществе и т.д. Таким образом, области понятий «обучение» и «воспитание» частично перекрываются. Любые знания могут быть использованы как во благо, так и во зло. Цели деятельности определяются именно воспитанием. Результат обучения отвечает на вопрос «как?», а результат воспитания – на вопрос «зачем?». «Обучение без воспитания есть меч в руках сумасшедшего», – говорил Д.И. Менделеев.

Термин «образование» происходит от слова «образ» и в буквальном смысле означает «формирование образов», то есть законченных представлений об изучаемых предметах. Образование – это совокупность систематизированных знаний, умений, навыков, способов мышления, которыми овладел обучаемый; это целенаправленный процесс и результат овладения человеком системой научных знаний, познавательных умений и навыков и формирования на этой основе мировоззрения личности.

В XIX веке человек считался сформировавшейся личностью тогда, когда он завершал свое образование. Сейчас огромный объем знаний, накопленных человечеством, не позволяет утверждать, что человек в течение своей жизни овладеет ими всеми. Поэтому в наше время образованным можно считать человека, который имеет определенное количество систематизированных знаний в определенной области, и, кроме того, мыслит логически, то есть способен устанавливать взаимосвязи между явлениями и событиями. Эта способность позволяет человеку заниматься самообразованием, осознавая пробелы в своих знаниях и заполняя их.

Педагогический процесс и его компоненты

Педагогический процесс – это целенаправленное взаимодействие педагогов и учащихся, реализующее цели образования в условиях педагогической системы. Можно сказать, чтоэто общение или совместная деятельность двух или более людей, результатом которой является формирование у обучаемых определенных отношений либо знаний, умений, навыков, запланированных обучающим. Педагогический процесс представляет собой систему следующих компонентов:

1. Целевой компонент, или цели образования. Они зависят от уровня развития общества и определяются целями и реалиями определенного общества; цели образования также отражают достигнутый уровень развития общества. Цели образования – это то, зачем учат. Например, подготовить специалиста в определенной области, развить художественный вкус обучаемого и т.д.

2. Содержательный компонент –этосистема научных знаний, практических умений и навыков, способов деятельности и мышления, которыми учащиеся должны овладеть в процессе обучения; выделенный из сокровищницы мировой культуры обозримый объем систематизированных знаний, умений, предложенных для изучения в учебном заведении. Содержание образования – это то, чему учат. Например, это геометрия Евклида, французский язык или свойства кристаллов.

3. Деятельностный компонент– это формы, методы и средства воспитания и обучения. Деятельностный компонент – это то, как учат, что именно делают обучающий и обучаемый. Например, преподаватель читает лекции, ученики побывали на экскурсии или создали модели.

4. Результативный компонент – отражает степень эффективности педагогического процесса, достигнутые сдвиги в соответствии с поставленной целью. Результативный компонент – это то, что произошло в результате образования. Например, человек научился вести бухгалтерию предприятия.

Педагогический процесс – это центральное понятие педагогики, так как оно обозначает весь комплекс явлений, которые изучает педагогика, выражает сущность этих явлений.

Структура педагогической науки

Многообразие задач, которые стоят перед педагогической наукой, породило многообразие отраслей педагогики, основными из которых являются следующие:

· общая педагогика исследует основные закономерности образования;

· дидактика – теория обучения. Изучает процесс обучения, разрабатывает цели, содержание, принципы, методы и средства обучения;

· теория воспитания изучает процесс формирования личности и коллектива, закономерности, принципы, методы его осуществления;

· сравнительная педагогика изучает тенденции и закономерности обучения и воспитания в различных странах;

· социальная педагогика – изучает закономерности влияния социальной среды на формирование личности;

· этнопедагогика – изучает специфику народного воспитания, накопленный и отраженный в национальной культуре опыт воспитания;

· дефектология,илиспециальная педагогика – изучает особенности воспитания и обучения детей с отклонениями в развитии. Выделяют три основные формы отклонений, и соответственно специальная педагогика имеет три основные ветви: олигофренопедагогика (воспитание и обучение умственно отсталых); тифлопедагогика (воспитание и обучение слепых и слабовидящих); сурдопедагогика (воспитание и обучение слабослышащих и глухих).

Методы педагогических исследований

Каждая наука имеет свои методы, то есть способы получения достоверного, полезного и системного знания. Кроме методов, специфических для каждой науки, существуют два общенаучных метода: это

наблюдение (в случае педагогики это целенаправленное восприятие какого-либо педагогического явления) и

эксперимент (здесь – моделирование педагогического явления с возможностью для исследователя влиять на это явление). Что же касается методов исследования, присущих ряду наук, и педагогике в том числе, к ним относятся:

изучение литературы (трудов выдающихся педагогов, учебников и методических пособий, справочной литературы по педагогике и т.п.);

опросные методы: беседа, интервью и анкетирование. Беседа проводится с целью получения информации и часто дополняет собой наблюдение; она проходит по заранее намеченному плану; ответы собеседника не записываются. При интервью исследователь задает заготовленные вопросы в четком порядке и фиксирует ответы собеседника. Анкетирование хорошо тем, что позволяет опросить большое количество респондентов благодаря письменной форме вопросов и ответов. Вопросы могут быть закрытыми (с ограниченным вариантом ответов) и открытыми (респондент отвечает на них в свободной форме);

тестирование применяется для выявления успеваемости учащихся; для выявления профессиональной предрасположенности; для определения личностных особенностей (уровня интеллекта, типа темперамента и т.д.);

социометрия – метод, позволяющий выявить неформальные статусы членов коллектива (школьного класса, учебной группы), отношения в нем, уровень его сплоченности;

изучение продуктов деятельности учащихся (письменных, контрольных, творческих работ) позволяет выявить индивидуальность учащегося, уровень сформированных знаний, умений и навыков, оценить эффективность учебного процесса;

изучение педагогической документации(классных журналов, личных дел учащихся, протоколов заседаний) позволяет исследователю получить представление о практике организации учебного процесса в учебном заведении.

Великие педагоги

У каждой науки есть свои герои. Любая деятельность и любое творчество требует проявления лучших человеческих качеств, но педагогика в этом смысле занимает особое положение. Личность педагога – это главный инструмент его деятельности, поскольку невозможно привить воспитаннику качества, которыми сам не обладаешь. В истории педагогики есть сотни выдающихся имен, но формат данного пособия требует ограничиться лишь несколькими.

Греческий философ Сократ (469-399 гг. до н.э.) видимо, полагал, что каждый человек должен уметь мыслить, так как он не брал платы за обучение логическому мышлению. Знаменитый метод Сократа, или майевтика, заключался в том, что философ никогда не сообщал ученику ответы в готовом виде: он задавал ему ряд вопросов, и отвечая на них, ученик постепенно приходил к неожиданному для себя, но логически верному выводу. Сократ говорил, что истина есть в уме ученика, а учитель только помогает ей родиться: «майевтика» по-гречески означает «повивальное искусство». Поскольку учение Сократа об устройстве мира противоречило представлениям его сограждан и ставило под угрозу их мировоззрение, афиняне предложили ему отказаться от своих выводов под угрозой смертной казни. Согласно представлениям Сократа, смерть не была концом существования, так что бояться ее не стоило. Он отверг предложение учеников бежать из Афин и выпил яд по приговору суда.

Чешский просветитель Ян Амос Коменский (1592-1670) считается основателем педагогики как науки, поскольку является автором книги «Великая дидактика» (издана в 1654 г.). В этой книге изложены принципы педагогической науки, актуальные до сих пор. Он написал несколько учебников, которые произвели переворот в педагогике того времени: вместо привычного бессмысленного заучивания наизусть он создал эффективную систему обучения, принципами которой были наглядность, системность и активность ученика. Названия его работ говорят сами за себя: «Открытая дверь к языкам», «Мир чувственных вещей в картинках». В отличие от принятой в Средневековье точки зрения на человека, как на порочное и греховное от рождения существо, Коменский считал, что человек, созданный по образу и подобию Бога, следовательно, несет в себе безграничные способности, которые раскрываются в процессе познания окружающего мира. Коменский был уверен, что стремление человека к знаниям беспредельно и ненасытно. Сам он, закончив обучение в Гейдельбергском университете, прошел 1000 км до родного города пешком, так как путевые деньги потратил на рукопись Коперника «Об обращениях небесных сфер». Сейчас, спустя четыреста лет, развитие общества не дошло еще до уровня, на котором можно было бы реализовать все педагогические идеи Коменского.

История жизни и смерти польского педагога Януша Корчака (1878-1942) никого не оставляет равнодушным. Известный в Варшаве врач, Корчак нашел свое призвание, работая в Доме сирот. 34 года он делал все, чтобы облегчить жизнь детей-сирот – организовывал приюты, искал меценатов, работал воспитателем, писал книги для детей, учителей и родителей. Среди самых известных его книг – «Как любить ребенка», сказка «Король Матиуш I», «Правила жизни (педагогика для детей и взрослых)». Размышления Корчака о воспитании актуальны сейчас, и не устареют, видимо, никогда: «Современное воспитание требует, чтобы ребенок был удобен. Шаг за шагом оно ведет к тому, чтобы его нейтрализовать, задавить, уничтожить все, что есть воля и свобода ребенка, закалка его духа, сила его требований и стремлений. Послушный, воспитанный, добрый, удобный… И мысли нет о том, что вырастет безвольным и не приспособленным к жизни».

Открытый, мягкий, интеллигентный Корчак многим казался неудачником – личная жизнь его не сложилась, высокого положения в обществе он не достиг, и никогда не был обеспеченным человеком. Последние месяцы его жизни в Варшавском гетто – это образец мужества и человечности, бессмертное свидетельство того, до каких высот может подниматься человеческий дух. Педагогу неоднократно предлагали помощь в спасении из гетто, где он ждал смерти вместе со своими воспитанниками. Однако, поскольку освободить детей было нельзя, Корчак отказывался: «Надо на деле подтвердить то, чему я был верен и что проповедовал в течение всей моей жизни, то есть верность ребенку...».

Антона Семеновича Макаренко (1887-1939) называют самой яркой личностью в советской педагогике. Свою знаменитую систему воспитания личности в коллективной деятельности Макаренко создал, можно сказать, от безвыходности: приняв в 1920 г. пост директора колонии для беспризорных и малолетних правонарушителей (воров, грабителей и убийц), первые несколько месяцев он находился в бессильном отчаянии. Ни один из известных ему методов воспитания не помогал справиться с такими воспитанниками. Вся доступная ему педагогическая литература тоже оказалась бесполезной. Выход подсказала реальность: колония почти не имела средств к существованию, поэтому педагоги и колонисты занялись сельскохозяйственными и строительными работами. Как в Красной Армии, колонисты объединились в отряды под руководством командиров. Совет командиров стал полноправным органом управления колонией. Для выполнения временных работ формировались сводные отряды, командиром в которых мог стать любой колонист. Так бывшие беспризорники приобретали не только профессию, но и организаторские навыки, а вместе с ними – сознательность и ответственность. Как это происходило, описано в книге Макаренко «Педагогическая поэма», переведенной на многие языки. Более трех тысяч детей и подростков были воспитанниками Антона Семеновича. Они могли стать преступниками, но стали учителями и инженерами; руководителями и артистами; врачами и журналистами. Многие из них героически погибли в Великой Отечественной войне.

Василий Александрович Сухомлинский(1918-1970) двадцать два года был директором средней школы в селе Павлыш. За это время в школе появились пасека, виноградник, оранжерея, но главное – школа стала для детей «островом чудес», пространством творчества. Сухомлинский считал, что желание учиться для ребенка естественно, но оно ослабевает от перегрузок. Чтобы избежать перегрузок, учителю следует превратить учение в творческий процесс, в самостоятельный поиск ответа на возникшие вопросы. Занятия в классах чередовались с играми и экскурсиями в лес; при школе был сад и живой уголок, за которым ухаживали дети. Книги Василия Александровича, в которых он изложил свои открытия и педагогические приемы, вошли в золотой фонд советской педагогики: «Рождение гражданина», «Сердце отдаю детям», «Как воспитать настоящего человека». Некоторые постулаты педагогики Сухомлинского: обучение более эффективно, когда ученик самостоятельно делает выводы из полученных фактов, а не заучивает обобщения из учебника; отношения между учителем и учеником должны быть доверительными, деловыми и спокойными; необходимо научить ребенка видеть красоту окружающего мира – это делает человека отзывчивым, открытым и побуждает его к развитию. Ранняя смерть Сухомлинского от последствий военного ранения не помешала ему успеть сделать очень многое для своих воспитанников и для науки.

Вопросы:

1. «Образование – это то, что большинство получает, некоторые передают и лишь немногие имеют» – сказал австрийский писатель К. Краус. Согласны ли Вы с ним? Как Вы обоснуете свою точку зрения?

2. К каким отраслям педагогики относятся следующие произведения: С.И. Гессен «Основы педагогики. Введение в прикладную философию»; Л.Ю. Гордин «Поощрения и наказания в воспитании детей»; Б.П. Есипов «Самостоятельная работа учащихся на уроке»; В.Б. Миртов «Образование в странах Запада в конце XX века»?

3. В одной из школ зафиксировано резкое повышение успеваемости старшеклассников по всем предметам. Какие источники и методы получения информации целесообразно использовать комиссии, созданной для исследования этого феномена?

4. Как Вы думаете, кому из уже известных Вам педагогов принадлежат следующие слова: «Я всегда стремился убедить учителей в том, что если ты видишь ученика только из-за своего стола в классе, если он идет к тебе только по вызову, если весь его разговор с тобой – только ответы на твои вопросы, никакие знания психологии тебе не помогут. Надо встречаться с ребенком как с другом, единомышленником, пережить вместе с ним радость победы и горечь утраты…»

Литература:

1. Григорович Л.А., Марцинковская Т.Д. Психология и педагогика: учебное пособие. – М. : Гардарики, 2003.

2. Латышина Л.И. История педагогики: история образования и педагогической мысли. – М. : Гардарики, 2005.

3. Харламов И.Ф. Педагогика. – М.: Гардарики, 1999.

[1] «Верификация» – проверка, то есть научное знание достоверно, доказано либо теоретически (логикой), либо практически (экспериментом). Таким образом, научное знание отличается от житейского, которое ограничено жизненным опытом отдельного человека, и от мистического, которое оперирует представлениями о явлениях, не подлежащих непосредственному наблюдению и эксперименту (душа, влияние звезд и планет на судьбу человека и т.д.)

Наши рекомендации