Второй мировой войны (40 – 80-е гг.)
Восстановление и развитие школы после Великой отечественной войны. Осуществление семилетнего всеобуча и расширение среднего образования. Постановления ЦК ВКП(б) (1946 –1948) по вопросам идеологической работы и усиление внимания к идейно-политическому воспитанию школьников. Политическая система, духовная сфера и образование в 50-е гг. Проблема укрепления связи школы с жизнью и практикой коммунистического строительства, политехнизация советской школы. Государственная политика в области образования в 60-е гг. Введение всеобщего среднего образования. Создание Министерства Просвещения и Академии педагогических наук СССР. Основные направления деятельности АПН СССР. Педагогическая деятельность и литературно-педагогическое наследие В.А. Сухомлинского. Утверждение Основ законодательства СССР о народном образовании (1973). Реорганизация начальной ступени обучения. Основные тенденции развития теории и практики образования в 70-е гг. Формализм и процентомания в оценке знаний школьников и труда педагогов. Социальная обусловленность кризисных явлений в образовании 70 – 80-х гг. Реформа общеобразовательной и профессиональной школы (апрель 1984 г.): основные направления, проблемы реализации и перспективы. Проблема создания системы непрерывного образования.
Тема 12. Ведущие тенденции современного развития образовательного процесса
Образование в системе ценностей и приоритетов современного общества. Основные тенденции развития теории и практики образования 90-х гг. Конвенция ООН «О правах ребёнка», закон РФ «Об образовании». Кризис образования. Вариативность и диверсификация современного образования, развитие экспериментальной и инновационной деятельности, перспективы гуманизации образования. Осмысление сущностных аспектов педагогических идеалов, целей, принципов и методов воспитания и обучения. Проблема методологической культуры педагога. Направления, модели и ведущие концепции образования в России и за рубежом (концепции личностно-ориентированного образования, авторские и инновационные школы, практико-ориентированные концепции образовательной деятельности и т.п.). Новые ценности образования как основа самореализации и саморазвития педагогической деятельности и философского обоснования современной педагогической мысли. Возможности философско-образовательных доктрин для решения актуальных и прогностических проблем политики и стратегии образования, разработки теоретических образовательных концепций и их реализации в педагогической практике.
СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ РАЗДЕЛОВ
(СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ)
Семинар № 1. История образования и педагогических учений в античном мире (2 часа)
Вопросы для обсуждения:
- Особенности античной социокультурной и образовательной среды.
- Особенности систем образования и воспитания в Афинах и Спарте.
- Проблемы образования и воспитания в философских учениях Демокрита, Сократа, Платона и Аристотеля.
- Влияние Древнегреческой культуры на характер и содержание образования в Древнем Риме. Вопросы воспитания и обучения в трудах М.Ф.Квинтилиана.
Источники:
- Платон. Законы// История зарубежной педагогики. Хрестоматия. – М., 1986.
- Аристотель. Политика // Там же.
- М.Ф. Квинтилиан // Там же.
Основная литература:
1. Джуринский А.Н. История зарубежной педагогики. – М., 1998.
2. История педагогики: В 2-х ч. / Под ред. А.И. Пискунова. – М., 1997.
3. История педагогики и образования: От зарождения воспитания в первобытном обществе до к.20 в. / Под ред. А.И. Пискунова. – М., 2001.
4. Константинов Н.А. и др. История педагогики: Учебн. для студентов пед. инст. – М., 1983.
5. Лушников А.М. История педагогики: Учеб. пособие для студентов пед. инст. – Екатеринбург, 1994.
6. Пряникова В.Г., Равкин З.И. История образования и педагогической мысли: Учебник-справочник. – М., 1994.
7. Фрадкин Ф.А. Лекции по истории отечественной педагогики. – М., 1995.
Дополнительная литература:
- Жураковский Г.Е. Очерки по истории античной педагогики. – М., 1961.
- Мару А.И. История воспитания в античности. – М., 1999.
- Словарь античности. – М., 1993.
Семинар № 2. Педагогические идеалы Средневековья в системе христианских целей
И ценностей
Вопросы для обсуждения:
1. Педагогические идеалы раннего, классического и позднего Средневековья в системе христианских идеалов и ценностей.
2. Церковные школы.
3. Сословное определение целей и содержания средневекового образования: монашеского, рыцарского, городского.
4. Философско-религиозные основы педагогики средневековой Западной Европы в схоластике и мистицизме.
Источники:
1. Библия. Ветхий Завет. Пятая книга. Моисеево Второзаконие. Гл. 5: 7-21; Новый Завет. Евангилие от Матфея. Гл. 5-7. Нагорная проповедь Иисуса.
2. Блаженный Иероним. Письмо к Лете // История зарубежной педагогики. Хрестоматия зарубежной дошкольной педагогики/ Сост. М.Б. Мчелидзе и др. – М., 1986. – С. 33-35.
3. Гуго Сен-Викторский. Семь книг назидательного обучения, или Дидасколион // Антология педагогической мысли христианского Средневековья… - М., 1994. – Т.2. – С. 52-92.
4. Иоанн Солсберийский. Металогик // Там же. – С. 100-102.
5. Иоанн Солсберийский. Практик, или О забавах света и заветах философа // Там же. – С. 102-103.
6. Эльфрик. Беседа между учителем и учениками // Пискунов А.И. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. – М., 1961. – С. 53-54.
Основная литература:
1. Джуринский А.Н. История зарубежной педагогики. – М., 1998.
2. История педагогики: В 2-х ч. / Под ред. А.И. Пискунова. – М., 1997.
3. История педагогики и образования: От зарождения воспитания в первобытном обществе до к.20 в. / Под ред. А.И. Пискунова. – М., 2001.
4. Константинов Н.А. и др. История педагогики: Учебн. для студентов пед. инст. – М., 1983.
5. Лушников А.М. История педагогики: Учеб. пособие для студентов пед. инст. – Екатеринбург, 1994.
6. Пряникова В.Г., Равкин З.И. История образования и педагогической мысли: Учебник-справочник. – М., 1994.
7. Фрадкин Ф.А. Лекции по истории отечественной педагогики. – М., 1995.
Дополнительная литература:
1. Гуревич А.Я. Средневековый мир. Культура безмолвствующего большинства. – М., 1990.
2. Карсавин Л.П. Монашество в средние века. – М., 1992.
3. Средневековая Европа глазами современников / Сост. В.Г. Безрогова. – М., 1994.
Семинар № 3. Педагогические идеалы и практика Киевской Руси и Русского